Практический иврит - шаг за шагом СТРУКТУРА ИВРИТСКИХ ГЛАГОЛОВ
СТРУКТУРАИВРИТСКИХГЛАГОЛОВ
Вот и пришло время познакомиться нам с такой важной и сложной, но
своеобразной и интересной частью речи как ГЛАГОЛ.
В иврите, как и в русском языке, глаголы - это слова, которые
обозначают действия или состояния живых существ, растений и предметов.
Так как действия могут совершаться в различное время, то в иврите, как
и в русском языке, глаголы имеют форму времени, то есть они изменяются по
следующим временам:
עָבָר (авАр) - прошедшее время,
הוֹוֶה (hовЭ) -
настоящее время,
עָתִיד (атИд) - будущее время.
Глаголы в форме прошедшего времени называют действия, произошедшие до
момента речи.
Глаголы в форме настоящего времени могут обозначать:
а) действие или состояние, имеющее место в момент произнесения данного
высказывания;
б) действие или состояние, которое началось в недавнем прошлом и
продолжается в момент речи, охватывая тем самым некоторый промежуток времени;
в) постоянные или регулярно повторяющиеся действия, не связанные с
моментом речи;
г) действие или состояние, свойственное данному лицу или предмету.
д) действие или состояние ближайшего будущего.
Формы настоящего времени (вне контекста) нужно употреблять с личными
местоимениями или существительными.
Глаголы в форме будущего времени называют действие, которое будет
происходить после момента речи.
В иврите, в отличие от русского языка, есть только формы простого
будущего времени.
В иврите, как и в русском языке, глаголы могут изменяться по родам. Но
так как в иврите нет среднего рода, то глаголы бывают только следующих родов:
מִין זָכָר (мин захАр) - мужской род,
מִין נְקֵבָה (мин нэкэвА) - женский род.
Глаголы в формах 1-го лица прошедшего и будущего времени, а также 3-го
лица прошедшего времени множественного числа не различаются по родам.
В иврите, как и в русском языке, глаголы могут изменяться по следующим
числам:
В иврите, как и в русском языке, глаголы могут изменяться по следующим
лицам:
1-е - מְדַבֵּר / מְדַבֶּרֶת / מְדַבּרִים / מְדַבּרוֹת
(мэдабЭр/мэдабЭрэт/мэдабрИм/ мэдабрОт) - говорящий/говорящая/говорящие. Глаголы
в форме первого лица обозначают действие говорящего или действия группы лиц,
среди которых находится и говорящий.
2-е - נוֹכֵחַ / נוֹכַחַת / נוֹכְחִים / נוֹכְחוֹת (нохЭах/нохАхат/нохэхИм/нохэхОт) -
присутствующий/присутствующая/присутствующие. Глаголы в форме второго лица
обозначают действие собеседника или действия группы лиц, среди которых
находится и собеседник.
3-е - נִסתָר / נִסתֶרֶת / נִסתָרִים / נִסתָרוֹת (нистАр/нистЭрэт/нистарИм/нистарОт) -
скрытый/скрытая/ скрытые. Глаголы в форме третьего лица обозначают действия
лица, предмета или действия лиц, предметов, не являющихся говорящими или
собеседниками.
Категорию лица глаголы имеют только в прошедшем и будущем времени.
Глаголы настоящего времени по лицам не изменяются, однако имеют категории рода.
В иврите, как и в русском языке, глаголы имеют три наклонения:
דֶרֶך הַחִיווּי (дЭрэх hахивУй) - изъявительное наклонение. Глаголы в этом наклонении
обозначают действие вполне реальное и совершающееся в определённом времени
(прошедшем, настоящем, будущем), то есть действие происходило, происходит или
будет происходить.
דֶרֶך הַצִיווּי (дЭрэх hацивУй) - повелительное наклонение. Глаголы в этом наклонении выражают
просьбу, совет, приказ, побуждение к действию. Они имеют только формы 2-го лица
мужского и женского рода единственного числа, а также 2-го лица множественного
числа. В разговорной речи в качестве повелительного наклонения часто
употребляются формы будущего времени.
דֶרֶך הַתנַאי (дЭрэх hатнАй) - условное (сослагательное) наклонение. Глаголы в этом
наклонении обозначают желательность действия, возможность совершения действия
при определённых условиях, то есть действие не произошло, но оно могло бы
произойти при известных условиях, которых не было.
Так как у каждого глагола имеется целая система форм, зависимых от
времени, рода, числа и лица, то в качестве исходной, основной, базисной,
словарной формы для классификации глаголов принята форма 3-го лица мужского
рода единственного числа. От неё и выводится полная система спряжения любого
глагола.
В русском языке существует возможность образования различных глаголов
от одного корня с помощью приставок, которые дают вариации смысла по
пространственным и временным отношениям между действиями.
В иврите дело обстоит несколько иначе. Здесь существует система
стандартных моделей словообразования, которые передают различные смысловые
оттенки действия. Эти оттенки концентрируются вокруг центрального значения,
связанного с корнем слова.
שוֹרֶש (шОрэш) - корень, являющийся основным
строительным материалом глаголов, состоиттолько из согласных букв, которые повторяются во всех или почти всех
формах спряжения данного глагола.
Стандартная модель словообразования глаголов -
בִּנייָן (биньАн) - "глагольная порода",
"здание, сооружение, строение, постройка" - представляет собой группу
глаголов, построенную на основе корня по определённой модели и имеющую
специфическое грамматическое значение.
Основных בִּנייָנִים
(биньанИм) в иврите насчитывается семь. Изучение их нас с вами
ждёт впереди.
В зависимости от того, какие согласные входят в корень, в иврите
выделяется такое понятие как
גִזרָה (гизрА) - "разновидность корня",
"выкройка, заготовка",которое
обозначает подгруппу "биньяна". Такая подгруппа характеризуется
определёнными фонетическими свойствами букв, составляющих корень.
С фонетической точки зрения не все буквы равноправны: одни не
произносятся в определённых позициях в слове, другие - не могут удваиваться,
третьи - ассимилируются, то есть сливаются, с последующими буквами. Поэтому
каждая גִזרָה (гизрА) объединяет в себе
такие корни, которые характеризуются закономерностью и постоянством. Более
подробно мы будем изучать גזָרוֹת
(гзарОт) в скором будущем.