Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Пенсионная реформа и пенсионное страхование N13, 28 декабря 2003 года


Информационный Канал Subscribe.Ru

N13

28 декабря 2003

Пенсионная реформа и пенсионное страхование

Новости и информация о пенсионной реформе и пенсионном страховании. Как распорядиться страховыми начислениями?

 

СОДЕРЖАНИЕ

ИНТЕРВЬЮ

За пять лет до выхода на пенсию ее накопительная часть автоматически переводится в ГУК...

Пенсионная реформа: 2003 год порадовал пенсионных инвесторов всего мира

Пенсионная реформа: Негосударственные пенсионные фонды вступают в реформу

Пенсионная реформа: Постарайтесь заполнить заявление в Пенсионный фонд без ошибок и исправлений

Правительство предусматривает введение выплат накопительных пенсий через НПФ

Пенсионная реформа: выбери свое будущее

 
 
ИНТЕРВЬЮ
Радио «Эхо Москвы»,25.12.2003
В прямом эфире "Эхо Москвы" Михаил Дмитриев, первый зам.министра экономического развития и торговли
Эфир ведет Ольга Бычкова

О.БЫЧКОВА: Говорить мы сегодня будем о пенсионной реформе, есть у нас еще одна тема - административная реформа, все перемены, которые ожидают страну и каждого из нас. Итак, заканчивается декабрь, год, подходит к концу срок, отведенный тем, кто получил известные письма из пенсионного фонда о том, чтобы определиться, где разместить часть своих пенсионных денег. Известно ли, сколько граждан приняли такое решение?
М.ДМИТРИЕВ: Пока неизвестно. Это не будет известно достоверно до тех пор, пока заявления, собираемые самыми разными организациями, предприятиями, банками трансфер-0агентами, Пенсионным фондом не будут собраны в Пенсионном месте, и обработаны. На это законом выделено два месяца до конца февраля, но думаю, что предварительную информацию мы будем иметь уже к концу января 2004 г.

О.БЫЧКОВА: Когда обнародовалась предыдущая информация, там были какие-то совершенно смешные цифры – буквально считанные тысячи человек на всю страну.
М.ДМИТРИЕВ: Меня это не удивляет. Две недели назад я сам ходил в отделение Пенсионного фонда по месту жительства, чтобы написать заявление для себя – пришел, как обычный застрахованный.


О.БЫЧКОВА: То есть вы пришли сделать сразу два дела - еще и посмотреть, как система работает.
М.ДМИТРИЕВ: Да. Система работает хорошо, никаких очередей там нет, но, к сожалению их там нет не потому, что все так замечательно организовано, а потому, что люди не идут писать заявления. Я в начале декабря в отделении пенсионного фонда Тимирязевского района г.Москвы, в котором зарегистрировано, видимо, около миллиона человек, был под номером 21, - подавший заявление. До меня 20 человек подали заявления на выбор негосударственной управляющей компании.

О.БЫЧКОВА: Давайте напомним, о чем идет речь. Пенсионные деньги каждого из нас должны состоять из двух частей – одна часть находится в распоряжении Пенсионного фонда, другая может быть по нашему усмотрению где-то размещена в одной из управляющих компаний. Если можно, более подробно об этой схеме.
М.ДМИТРИЕВ: Прежде скажу, что те, кто не смог выбрать управляющую компанию в этом году, не должны отчаиваться, потому что на будущий год, мы надеемся сделать так, что такой выбор можно будет сделать в течение большей части следующего года. Мы хотим внести изменения в закон о накопительных пенсиях, чтобы в дальнейшем граждане в течение всего года могли направлять заявления о выборе негосударственной управляющей компании.

О.БЫЧКОВА: Я тоже не совершила никаких действий, и совершенно не отчаиваюсь - я просто хочу посмотреть, что будет.
М.ДМИТРИЕВ: Должен сказать, что тоже по этому поводу не отчаиваюсь по той простой причине, что если граждане не имели достаточно информации, чтобы выбрать негосударственную управляющую компанию, то предпочтительнее, чтобы они пока от выбора воздержались. Думаю, что для большинства наших застрахованных, даже в крупных городах, главная проблема была – недостаток информации о принципах работы новой системы и о том, по каким критериям выбирать негосударственную управляющую компанию. Думаю, что такой информации существенно прибавится в течение следующего года, и новый год, думаю, принесет весьма позитивные моменты в развитие ситуации.. Примерно такую ситуацию мы наблюдали во всех других странах, которые создали похожие накопительные пенсионные системы до нас – люди в течение 2-3 лет быстро начинали переходить в негосударственные управляющие компании – просто потому, что они в среднем давали гораздо более высокую доходность, чем государственная управляющая компания. То, что не получилось сделать у нас в 2003 г – это эффективно и полноценно проинформировать граждан о возможностях новой системы, и результат мы получили вполне закономерный – граждане не отреагировали на возможность выбора негосударственной управляющей компании.

О.БЫЧКОВА: Может быть в этом есть и некий урок для правительства?
М.ДМИТРИЕВ: Безусловно. Потому что, к сожалению, мы все в правительстве привыкли делать реформы, в которых в прошлом гражданам отводилась очень незначительная роль - они просто выполняли нормы закона, были пассивными объектами госрегулирвоания.

О.БЫЧКОВА: Государственного эксперементирования тоже.
М.ДМИТРИЕВ: Может быть, и так. В новой пенсионной системе и во многих других реформах, которые будут начинаться и продолжаться в ближайшие годы, например, реформа здравоохранения, реформа образования, гражданам отводится уже отнюдь не пассивная роль, они становятся ключевыми и самостоятельными игроками в системе. И для того, чтобы они могли этой возможностью воспользоваться в своих интересах, они должны хорошо представлять, по каким правилам нужно играть. Вот к этому само правительство на момент подготовки пенсионной реформы еще не привыкло, и необходимые правила до граждан в полном объеме не были доведены своевременно. И вполне естественно, что мы получили такие проблемы. На будущее, безусловно, эти уроки будут учтены, уже сейчас правительство поручило Минтруду и другим ведомствам подготовить довольно подробную программу действий по информированию граждан на следующий год, пенсионный фонд заложил деньги в своем бюджете, уже активно развернул работу по подготовке видеоматериалов и другой продукции, так что я надеюсь, что информации будет намного больше. Кроме того, информацию будут публиковать и сами управляющие негосударственные компании, для этого им установят своеобразные стандарты - чтобы информация от разных компаний была сопоставимой, и граждане смогли ее сравнивать. И я надеюсь, это поможет многим принять решение на будущий год.

О.БЫЧКОВА: Я бы попросила вас напомнить еще раз саму эту схему нового пенсионного обеспечения.
М.ДМИТРИЕВ: Главная идея новой пенсионной системы состоит в том, что она устанавливает прямую связь между размером будущей пенсии, которую получит гражданин и теми взносами, который платил в Пенсионную систему за него работодатель в течение всей трудовой деятельности. Эти взносы на сегодня составляют 14%, и отражаются на личном счете застрахованного в Пенсионном фонде РФ. И эти 14% в разной пропорции, в зависимости от возраста гражданина, распределяются на накопительной и распределительной частями пенсии. У граждан предпенсионного возраста все 14% взносов идут на так называемую страховую часть счета, которая не предполагает накопления в пользу гражданина, у граждан среднего возраста – тех, кто старше 35 лет, взносы на накопительный счет поступают по ставке 2%, еще 12 идут на страховую часть его счета, т.е. не накопительную, и , наконец, у граждан более молодых возрастов через несколько лет на накопления будут поступать взносы по ставке 6% от их заработной платы – это самая большая ставка, которая предусмотрена в накопительной системе. Вот эти деньги граждане могут по своему выбору направлять – либо в государственную управляющую компанию, которая работает с Пенсионным фондом и вкладывает деньги только в государственные ценные бумаги.

О.БЫЧКОВА: Эта компания известна - "Внешэкономбанк", и к ней, кстати, возникает много вопросов.
М.ДМИТРИЕВ: Разумеется, возникало в течение 2003 г. много вопросов, надеюсь, что некоторые нам удалось урегулировать, но пока еще работа над повышением эффективности и повышением надежности этой компании продолжается. Что касается других возможностей, то граждане могут выбрать негосударственную управляющую компанию из числа тех, которые в этом году были отобраны по конкурсу и заключили договоры с пенсионным фондом – таких компаний 55 на сегодняшний день, и на будущий год, помимо этой возможности, у граждан есть еще одна -–они могут вообще забрать свои пенсионные накопления из государственного пенсионного фонда и перейти в один из негосударственных пенсионных фондов, которые будут допущены к работе с накоплениями граждан.

О.БЫЧКОВА: Вообще забрать все деньги?
М.ДМИТРИЕВ: Накопительную часть своих средств, которые отражены на персональном счете застрахованного.

О.БЫЧКОВА: Вопрос от Сергея из Петербурга: "О каком выборе управляющей компании идет речь, если до сих пор не пришло извещение Пенсионного фонда"? Кому должны придти эти письма?
М.ДМИТРИЕВ: Извещения Пенсионный фонд до 1 ноября изготовил и передал в органы доставки на всех граждан, которые застрахованы и участвуют в накопительной системе - таких граждан было свыше 40 млн., но что касается вручения этих извещений гражданам, конечно, тут могли происходить сбои. Думаю, что многие граждане не получили эти распечатанные для них извещения просто потому, что не сработала система доставки – либо государственной почты, либо альтернативных каналов рассылки, которые применялись Пенсионным фондом.

О.БЫЧКОВА: То есть отчаиваться не стоит, и все можно будет исправить в следующем году.
М.ДМИТРИЕВ: Я бы тут добавил – на самом деле не имеет значения, получил гражданин письмо, или не получил.

О.БЫЧКОВА: Он все равно находится в этих списках.
М.ДМИТРИЕВ: И все равно имеет право выбрать негосударственную управляющую компанию, если за него в 2002 г. была уплачена хоть копейка накопительных взносов. Эти деньги все равно попадают на его счет, и даже если письма у гражданина нет, это не препятствует тому, чтобы он направил заявление. Более того, по данным пенсионного фонда из более чем 40 млн. извещений, которые Пенсионный фонд подготовил для граждан, извещений с нулевыми средствами на счетах оказалось менее 500 тысяч. Т.е. реально большинство граждан, почти 99%, имели какие-то деньги на своих счетах.

О.БЫЧКОВА: Но суммы небольшие. Я даже слышала такие слова от высокооплачиваемых менеджеров нефтяных компаний.
М.ДМИТРИЕВ: Что свидетельствует о том, что далеко не все зарплаты, которые реально получают наши граждане, выплачиваются в регистрируемой форме, и далеко не на все зарплаты работодатели начисляют страховые взносы в пенсионный фонд. Это вопрос, которым, я думаю, многие застрахованные должны в дальнейшем озадачиться.

О.БЫЧКОВА: Наши слушатели задают разные вопросы, некоторые сугубо практического свойства, а некоторые, я бы сказала, политические, например: "Можно ли вообще не отдавать деньги в управляющие компании, потому что мы не верим ни компаниям. Ни государству".
М.ДМИТРИЕВ: Вообще управляющим компаниям отдавать деньги невозможно. Если гражданин примет решение не направлять свои деньги в негосударственную управляющую компанию, то за гражданина его накопления будут инвестированы в госбумаги госуправляющей компанией. Закон в этом плане не оставляет гражданину иной возможности, кроме как накапливать будущую пенсию.

О.БЫЧКОВА: Тогда еще один вопрос от Марка: "Почему вы, госчиновник, так сильно заботитесь о том, чтобы мы понесли свои кровные деньги в негосударственные фонды?"
М.ДМИТРИЕВ: Конечно, я мог бы ответить, что когда Марк достигнет пожилого возраста и не сможет зарабатывать столько, сколько зарабатывает сейчас, ему эти деньги могут пригодиться, и в интересах самого Марка накапливать на старость, поэтому это нужно делать обязательно. Но я дам ответ и с другой стороны – о, что граждане будут накапливать себе на будущую пенсию, это, в том числе, и в интересах государства. Потому что, так или иначе, наша Конституция и законодательство предусматривают определенные гарантии для граждан, достигших пенсионного возраста. Поэтому если у Марка не окажется собственных накоплений через 20-30 лет, то в любом случае государству ему придется пенсию платить. Но вместо накоплений, которые у Марка должны бы быть, его пенсию придется финансировать за счет взносов с будущих работников, которые и без того будут обременены налогами и взносами – пенсионеров к тому времени станет намного больше, а работников намного меньше, чем сейчас – наше население стареет, и это главная проблема.

О.БЫЧКОВА: А насколько сильно изменится соотношение работающих и не работающих?
М.ДМИТРИЕВ: Согласно существующим демографическим тенденциям, если принципиально не изменится собираемость страховых взносов и количество работников, которые заняты на предприятиях официально, то через 15-20 лет у нас количество пенсионеров и работающих вообще сравняется. Такого соотношения, должен сказать, нет еще ни в одной стране мира.

О.БЫЧКОВА: Да вы что?
М.ДМИТРИЕВ: Да, именно так. Даже сейчас у нас соотношение между пенсионерами и работниками, фактически уплачивающими взносы в пенсионную систему оказывается одним из самых низких в мире. Т.е. наша система уже сейчас находится на грани финансового выживания.

О.БЫЧКОВА: Это вопрос старения населения, или это вопрос денег, которые зарабатываются и выплачиваются?
М.ДМИТРИЕВ: С одной стороны, это вопрос старения населения, с другой стороны – вопрос регистрируем ости заработков. Потому что взносы выплачиваются только с официальных зарплат, а как мы знаем, далеко не все работники получают зарплату официально. И, наконец, третья проблема – это проблема пенсионного возраста. Наш пенсионный возраст на сегодня один из самых низких в Европе, с учетом досрочного выхода на пенсию очень большого числа граждан, и в связи с этим соотношение того периода, в течение которого гражданин работает и того, в течение которого он находится на пенсии, оказывается одним из наименее благоприятных в мире, и самым неблагоприятным в Европе. Т.е. люди находятся на пенсии гораздо дольше, чем, как ни странно, в Германии, Англии или других европейских странах.

О.БЫЧКОВА: А в каком возрасте там выходят на пенсию?:
М.ДМИТРИЕВ: Как правило, большинство европейских стран сейчас имеет возраст выхода на пенсию превышающий 60 лет , те страны, которые имеют менее высокие возраста, стараются их повысить. Что касается нашей страны, то проблема состоит даже не в том, что у нас возраст общеустановленный слишком низкий, а дело в том, что каждый 4-й, а то и каждый 3-й работник выходит на пенсию досрочно, - по разным основаниям: либо он военнослужащий, медик, либо он педагог.

О.БЫЧКОВА: Каждый четвертый? Но у нас есть и другая особенность в отличие от европейских государств – это, извините за цинизм, - не такая большая продолжительность жизни.
М.ДМИТРИЕВ: Даже с учетом нашей относительно небольшой продолжительности жизни средний период, который россиянин пребывает на пенсии по отношению к периоду, который россиянин работает, оказывается намного больше, чем в большинстве европейских стран.

О.БЫЧКОВА: Сразу хочется спросить – а как собираются решать эту проблему в дальнейшем, помимо пенсионной реформы – повышать пенсионный возраст?
М.ДМИТРИЕВ: Повышение обязательного пенсионного возраста сейчас на повестке дня не стоит. Но что касается досрочных пенсий, то их точно придется реформировать. В частности, для работников, работающих в особо вредных и трудных условиях труда, которые имеют право досрочного выхода на пенсию, мы предполагаем в 2004 г. провести через Думу законопроект, который переводит финансирование этих досрочных пенсий полностью на накопительные рельсы. И это, естественно, снимет бремя с будущего поколения работников по финансированию такого рода пенсий для будущих пенсионеров.

О.БЫЧКОВА: Ольга считает, что "Все это очередная "пирамида", все равно всех обманут". И еще от Сергея из Москвы: "Есть ли смысл переводить пенсию в коммерческую структуру, если в любой момент любую из них государство сможет ликвидировать? Например, решит государство, что владелец некоей управляющей компании нехороший олигарх, и начнет с ним разбираться".
М.ДМИТРИЕВ: Даже если допустить, что появится такие проблемы у какой-либо управляющей компании, то российское законодательство не позволит обратить взыскания кредиторов на накопления пенсионеров. В соответствии с законами, которые действуют на сегодня, все накопления в рамках новой пенсионной системы, которые переданы любой управляющей компании, могут быть использованы только на финансирование будущих пенсий гражданам, которые эти накопления формировали.

О.БЫЧКОВА: А управляющие компании не будут бороться между собой, чтобы такого рода активы к себе перетаскивать, чтобы из 55 стало 38, например?
М.ДМИТРИЕВ: Это как раз замечательно. Именно на конкуренцию, на возможность эффективного выбора гражданами и рассчитана новая система. Побеждать должны наиболее успешные, эффективные и надежные компании. Задача граждан – получить как можно больше информации о деятельности этих компаний и постараться делать разумный и обоснованный выбор.

О.БЫЧКОВА: Может быть вы могли бы привести Наталье наглядный пример, какой будет прибавка накопительной части при зарплате 5-8 тысяч через 10 лет, - чтобы было понятно, о чем идет речь.
М.ДМИТРИЕВ: Это задачка не такая простая с точки зрения арифметики. Мы для правильного определения размеров будущей накопительной пенсии должны учесть не только, какие взносы будут платиться с данной зарплаты, но и то, какую инвестиционную доходность в этот период обеспечит управляющая компания, каков будет индекс инфляции, как изменится заработная плата в стране в этот период – очень много факторов, без которых я не могу сказать достоверно..
О.БЫЧКОВ Это понятно. Но у нас есть какие-то показатели нынешнего года, того, что планируется на следующий год. Исходя из общих соображений…
М.ДМИТРИЕВ: Мы делаем прогнозы. И исходя из этих прогнозов те граждане, которые будут выходить впервые на накопительную пенсию в самые первые годы, когда это станет возможным - а массовый выход мы планируем первоначально в 2012 г., у них размер накопительной части в отношении всего размера их будущей пенсии будет относительно небольшим, составит 10-15% от совокупного размера пенсии. Т.е. это будет меньше, чем 10; от средней заработной платы такого гражданина.

О.БЫЧКОВА: Допустим, если зарплата сегодня 10 тысяч?
М.ДМИТРИЕВ: Примерно 300-400 рублей будет накопительная составляющая пенсии. Остальное, 90% пенсии, Наталья получила бы в такой ситуации за счет страховой части своего счета, и эта страховая часть, конечно, будет гораздо больше. Но в дальнейшем, по мере выхода на пенсию граждан, которые уже большую часть своей жизни накапливали себе на пенсию, ситуация изменится. Для тех, кто платит по ставке 6%, а не 2%, и будет выходить на пенсию после 2020 г. – они смогут получить уже до 40-60% пенсий за счет своих собственных накоплений. И это уже будут внушительные суммы. Но я бы еще сказал, что поскольку такого рода подсчеты неэффективно и бесполезно делать путем сложения цифр в столбик, то для подобного рода расчетов, совместно с нашими канадскими консультантами, мы подготовили специальный пенсионный калькулятор, который доступен в сети интернет. К сожалению, у меня нет адреса этого калькулятора, но я сообщу его вам непременно.

О.БЫЧКОВА: Он находится на сайте Минэкономразвития?
М.ДМИТРИЕВ: Он на сайте одной из организаций, которая разрабатывала этот калькулятор, но мы его анализировали, и он позволяет достаточно достоверно прикинуть, - с учетом того, что мы знаем о пенсионной системе и будущих тенденций, -прикинуть, каким может быть размер пенсий в зависимости от разных условий формирования накоплений.

О.БЫЧКОВА: Это интересно, и мы обязательно к этому вернемся, и попросим вас назвать этот адрес. Но вот важный вопрос от Бориса: "Будет ли российский бизнес после прошедших недавно событий и сделанных недавно руководством государства заявлений, выходить из тени и платить работником белую зарплату, и вносить деньги в Пенсионный фонд". А я бы этот вопрос расширила, и спросила - на чем основывается ваша уверенность, что частные компании будут делать все, что от них требуется?
М.ДМИТРИЕВ: Если мы будем исходить только из существующих правил игры, - существующей системы налогообложения, правовой, судебной системы, пенсионной системы, то я, честно говоря, не верю, что поведение работодателя изменится радикально. Для того, чтобы работодатели все большую часть зарплаты платили в легальной регистрируемой форме, помимо собственно пенсионной системы надо будет сделать еще очень многое для того, чтобы у работодателя действительно возникла заинтересованность платить зарплату в легальной форме. Для этого, в частности, необходимо существенно снизить уровень налоговой нагрузки на добавленную стоимость предприятий, в том числе, на фонд оплаты труда. Это означает дальнейшее снижение объема налогообложения по единому социальному налогу, и возможно, по налогу на добавленную стоимость. Вот эти два компонента нашего налогообложения по-прежнему являются запретительно высокими. И даже если мы стимулируем работодателя платить в пенсионную систему, потому что взносы за работников персонифицированы, все равно совокупное налоговое бремя на фонд оплаты труда таково, что многие предприятия выталкиваются в тень из-за обременительности этой налоговой системы.

О.БЫЧКОВА: Но об этом так много разговоров ведется каждый день..
М.ДМИТРИЕВ: Я надеюсь, что в 2005 г. мы сможем очень существенно снизить единый социальный налог, и это тоже повлияет на поведение работодателей.

О.БЫЧКОВА: А как могут люди влиять на работодателей? Есть тут какие-то возможности?
М.ДМИТРИЕВ: Разумеется. На крупных предприятиях, где есть сильные профсоюзы, это одна из прямых функций и задач профсоюзов – помогать своим работникам в том, чтобы зарплата выплачивалась с начислением взносов в пенсионную систему. Если профсоюз недостаточно силен, или отсутствует на предприятии..

О.БЫЧКОВА: Что чаще всего и бывает.
М.ДМИТРИЕВ: Бывает по-разному, но если здесь профсоюз не в состоянии помочь, то есть возможность обращаться в суды. Уже есть прецеденты такого рода, и как правило, они принимают решение в пользу работника – если действительно есть основания полагать, что работодатель незаконно уклоняется от уплаты страховых взносов. И наконец, есть еще одно обстоятельство – сейчас многие регионы испытывают нехватку рабочей силы, особенно высокой квалификации. Очень часто квалифицированным работникам поступают по несколько предложений от разных работодателей, и вместо того, чтобы сравнивать только ту часть зарплаты, которая выдается человеку на руки, и выбирать место, где на руки выдается больше всего, неплохо было бы подумать о том, чтобы сравнить не только то, что попадает на руки, но и то, что может попасть ан счета в Пенсионный фонд. И очень часто большая зарплата на руки может означать, что взносы в Пенсионный фонд реально платиться не будут, потому что выплачивается зарплата черным налом. И об этом надо задуматься.

О.БЫЧКОВА: Вы говорили, что во многих странах проходили аналогичные процессы, люди не сразу вникали в смысл пенсионной реформы. Нельзя ли подробнее об этом опыте? Например известно, что в Казахстане эта реформа была проведена какое-то время назад, и есть успешные результаты. Так ли это?
М.ДМИТРИЕВ: Да, в Казахстане реформа, аналогичная нашей, началась в конце 90-х гг., в первые три года работы новой системы больше половины всех граждан перешли в негосударственные Пенсионные фонды, и свыше двух третий всех накоплений оказалось инвестировано через негосударственные Пенсионные фонды. Более того, в какой-то момент дело дошло до того, что парламент Казахстана даже рассматривал вопрос о приватизации государственного накопительного пенсионного фонда - потому, что там могло остаться слишком мало денег, и граждане не были заинтересованы держать в нем накопления.

О.БЫЧКОВА: Т.е. о приватизации государственного пенсионного фонда как неэффективной структуры?
М.ДМИТРИЕВ: Да, как структуры, которая не обеспечивает достаточно высокую и привлекательную доходность от инвестирования пенсионных накоплений. Подобного рода ситуация сложилась и в других странах – например, в Словении подобная реформа была проведена в прошлом году, и там в первый же год 90% граждан предпочло перейти в негосударственные управляющие компании. Очень быстро такой переход начался и в Эстонии, где подобная реформа была запущена несколько месяцев назад.

О.БЫЧКОВА: Так что произошло в этих странах?
М.ДМИТРИЕВ: Думаю, что в Словении и Эстонии ситуация была проще, чем в России и Казахстане – там гораздо выше доверие граждан к государству, им способности государства эффективно регулировать субъектов частного финансового сектора, куда вкладываются накопления..

О.БЫЧКОВА: И в маленькой стране меньше проблем бывает.
М.ДМИТРИЕВ: Да, в маленькой стране все вообще на виду, и там трудно что-то спрятать. Но еще важно, - и в Эстонии, и в Словении правительства учли уроки реформ в других странах, они провели очень тщательно подготовленную кампанию по разъяснению возможностей новой пенсионной системы для граждан. Т.е. когда система заработала, граждане уже были в курсе, что надо делать, куда идти со своими деньгами. Как надо принимать решение, и как выбирать негосударственные управляющие или пенсионные фонды.

О.БЫЧКОВА: Т.е., они не получили вначале письмо из Пенсионного фонда, а потом им уже объясняли, что это подразумевает.
М.ДМИТРИЕВ: Да, все было подготовлено заранее, была тщательно проработана вся система доставки информации о том, что надо делать, куда идти и выбирать. Но я бы привел пример Казахстана, где ситуация не сильно отличается от российской. Более того, новая накопительная пенсионная реформа началась в Казахстане не в самый благоприятный момент - она проходила после начала тяжелейшего финансового кризиса, который тогда поразил Россию - 98 г. Казахстан этот кризис не затронул в такой мере, как нас, у Казахстана не было дефолта по государственным ценным бумагам, но тем не менее, тогда все боялись, что и в Казахстане на рынке ценных бумаг тоже будут большие неприятности. И именно в этот период начала работать новая накопительная пенсионная система. Естественно, в первые два года граждане были осторожны, и неохотно переходили в негосударственные пенсионные фонды. Но дальше получилось так – надзорные органы Казахстана выявили ряд нарушений у тех негосударственных пенсионных фондах, которые работали в новой системе. Эти фонды строго предупредили, приняли к ним соответствующие меры, и, судя по всему, это сильно помогло повысить доверие населения к способности государства присматривать за тем, как частный сектор использует пенсионные накопления. Потому что на третий год переход граждан в негосударственный сектор со своими накоплениями ускорился, и этому способствовало еще и то, что негосударственные фонды показывали гораздо более высокую доходность, чем государственная система инвестирования средств. Так что сейчас в Казахстане новая пенсионная система работает достаточно успешно, и думаю, что похожим образом ситуация будет развиваться в России, если нам удастся наладить жесткую эффективную систему контроля за деятельностью негосударственных организаций. Сейчас мы к этому прилагаем максимум усилий.

О.БЫЧКОВА: Попробуем послушать звонки наших слушателей.
НАТАЛЬЯ: Я вышла на пенсию в 87 г. Я артистка балета, и переработала довольно много - 6 лет. И у меня была самая высокая пенсия тогда, а сейчас я получают самую низшую пенсию. Объясните мне, как мне добиться своего уровня пенсии?

О.БЫЧКОВА: Вопрос понятен, но я бы попросила наших слушателей задавать вопросы в рамках пенсионной реформы. Потому что М.Дмитриев эксперт именно по этому вопросу.
М.ДМИТРИЕВ: Я бы ответил именно с той стороны, с которой этот вопрос имеет прямое отношение к новой пенсионной системе. Дело в том, что в новой пенсионной системе принципиально иначе формируется будущая пенсия. В те времена, когда вы выходили на пенсию, у нас подавляющее большинство пенсионеров выходило на одинаковую пенсию. В 90-е годы уже до 90% всех пенсионеров выходило на максимальную пенсию, одинаковую доля всех. Но дело не в том, что Наталья вышла на пенсию досрочно, а дело в том, что в те времена на максимальный размер пенсии устанавливались жесткие ограничения. В новой пенсионной системе такого рода ограничений на максимальный размер пенсии не предусмотрено. Чем больше взносов уплачено за человека в период его трудовой деятельности, тем больше размер пенсии. Поэтому вполне естественно, что по мере развития новой пенсионной системы будет появляться я все большее количество граждан, которые имели высокие доходы, за которых было уплачено много взносов в пенсионную систему, и такие граждане смогут получить гораздо более высокие пенсии, чем получали артисты балета в 80-е гг. Дифференциация пенсий может увеличиться до 5-7 и более раз, согласно нашим расчетам. А в те времена, когда Наталья выходила на пенсию, дифференциация была максимум в полтора-два раза.

О.БЫЧКОВА: Это та дифференциация, которую можно назвать справедливой, наверное.
М.ДМИТРИЕВ: Да, именно та дифференциация, которая буквально соответствует понятию трудовая пенсия, которая и выплачивается гражданам. Она зависит от их трудового вклада, в том числе, их трудового вклада в финансирование пенсионной системы.
ЛЕОНИД: Мы говорим о том, сколько люди будут получать через 10 лет, но не знаем, какова ситуация будет в банках, как будут работать управляющие компании. Наверное, это копеечное дело, и зачем его пропагандировать?

О.БЫЧКОВА: Судя по тому, что говорит М.Дмитриев, копеечное дело это в ближайшие годы, а в дальнейшем все будет хорошо, и нас ожидают золотые горы.
М.ДМИТРИЕВ: Вы правы и не правы в своих сомнениях – когда мы начинали готовить предложения по пенсионной реформе, мы, прежде всего, задавались вопросом – сможем мы разумно, рационально оценить, какую инвестиционную доходность смогут получить будущие пенсионеры в новой накопительной системе. И конечно, ни по одному конкретному банку, ни в одни конкретный момент времени в любой стране мы не можем сказать, как будет складываться инвестиционная доходность. Но если мы посмотрим на длительные отрезки времени в истории самых разных стран, то обнаружим, что если речь идет о протяжении всей жизни человека, а именно в это время формируются пенсионные накопления, - в этот период, как правило, среднегодовые доходы, которые можно получить от инвестирования пенсионных накоплений, имеют определенные устойчивые тенденции. И примерно представляя, в какие виды ценных бумаг или других активов будут эти деньги вкладываться, мы можем примерно говорить, в каких интервалах будет в течение этого периода формироваться уровень доходности. И должен сказать, что самые разные страны показывают достаточно близкие тенденции. Мы изучали информацию развитых стран, собранную на протяжении последних 100 и более лет - с учетом даже всех катаклизмов, мировых войн, революций, изменений в экономике, технологиях, тем не менее, определенные тенденции выявлялись. Когда мы строим прогнозы для России, мы учитываем эти тенденции. Я не хочу сказать. Что наши прогнозы обладают стопроцентной достоверностью, но определенные ориентиры для того, чтобы понять, какую пенсию можно сформировать за счет накоплений – эти сценарные расчеты действительно позволяют сделать. Еще раз напоминаю, что тот калькулятор, о котором я уже говорил, разработанный канадскими специалистами, учитывает общемировые долгосрочные тенденции финансовой доходности различных инвестиционных инструментов.

О.БЫЧКОВА: Все-таки Леонид употребил слово "копеечные".
М.ДМИТРИЕВ: Если пенсия будет накапливаться исходя из ставки 2% для граждан среднего возраста, и очень коротки промежуток лет - 5-7, конечно, это не даст большой прибавки к пенсии. Но если наши застрахованные относительно молодых возрастов будут формировать свою пенсию по ставке 6% в накопительную систему, то на протяжении 20-30 лет накоплений они получат пенсию, которая превысит половину всей совокупной госпенсии – это уже очень серьезно.

О.БЫЧКОВА: Исходя из сегодняшнего законодательства есть пенсионный возраст, и я его достигну через энное количество лет, но я хочу продлить свой трудовой стаж – для того, чтобы увеличить период накопления – можно ли это сделать по сегодняшнему порядку?
М.ДМИТРИЕВ: Да, как раз новая пенсионная система позволяет это делать с большой выгодой для гражданина. Если он принимает решение о более позднем выходе на пенсию, то за каждый год задержки с выходом на пенсию гражданин получает очень серьезную прибавку в размере будущей пенсии – и накопительной и распределительной. Это связано с тем, что для того, чтобы получить новый размер пенсии, по новым правилам, размер пенсии получается путем деления накоплений гражданина на среднеожидаемое количество месяцев, которое гражданин будет эту пенсию получать. И чем позже выходит гражданин на пенсию, тем меньшее количество месяцев ожидается, что он будет получать эту пенсию. В результате размер пенсии оказывается больше, потому что гораздо большая сумма накоплений делится на гораздо меньшее количество ожидаемых месяцев получения пенсии.

О.БЫЧКОВА: Короче говоря – хочешь работать – работай, хочешь накапливать деньги – накапливай.
М.ДМИТРИЕВ: Но при этом надо понимать, что пенсия формируется именно за счет страховых взносов, полученных в результате трудовой деятельности каждого человека – добрый дядя тут ничего не добавит.

О.БЫЧКОВА: Послушаем звонок.
ТАМАРА: Если человек вышел на пенсию, продолжает работать и получает пенсию как работающий пенсионер - насколько я понимаю, прибавка будет стандартной для всех, или индивидуальная, в зависимости от того, кто сколько отчисляет? И второй вопрос - М.Дмитриев говорит о трудовом вкладе, а мне представляется, что это не трудовой, а денежный вклад, и сейчас по новому закону достаточно проработать 5 лет, чтобы иметь право на пенсию, а потом, устроившись в организацию, где платят много, можно иметь существенно большую пенсию, чем при таком же трудовом вкладе.

О.БЫЧКОВА: На самом деле это, конечно, сильно философский вопрос, что является трудовым, а что – денежным вкладом. И насколько справедлива оплата одного и того же труда в разных местах.
М.ДМИТРИЕВ: У Тамары вопросы оказались предельно сбалансированными – один предельно по существу, а другой более абстрактный и философский. Попытаюсь ответить на оба. Если человек вышел на пенсию, но продолжает работать, он может получать свою пенсию, это его право, при этом продолжать работать, и всегда, когда он продолжает работать, за него будут выплачиваться взносы в пенсионную систему. Если за него выплачиваются накопительные взносы, они по-прежнему будут накапливаться на его счете, и раз в три года прибавляться к его накопительной пенсии. Т.е. пенсия раз в три года будет перерассчитываться и возрастать с учетом того, сколько дополнительных взносов за человека уплатили в период его работы. Так устроена новая пенсионная система – то, что вы вышли на пенсию, отнюдь не значит, что вы сможете зарабатывать дополнительные взносы и тем самым увеличивать размеры своей пенсии. А что касается того, какой вклад работник привносит в размеры своей пенсии страховыми взносами, трудовой это вклад, или денежный, - конечно, понятие трудового вклада в данном случае условно, потому что, как мы все понимаем, на заработки человека в рыночной экономике влияет не только размер его трудового вклада, но и целый ряд других обстоятельств - например, благоприятная рыночная конъюнктура, страховыми взносами могут облагаться какие-то доходы, которые в меньшей степени зависит, допустим, от трудового вклада работника, от стечения благоприятных обстоятельств – например, если работник получает доходы путем осуществления финансовых операций на бирже, работая брокером, и его зарплата связана с результатами сделок, которые он заключил. Конечно, это весьма условное название – трудовой вклад, - но, так или иначе, в рыночной экономике большая часть зарплат и заработков связаны с тем, насколько эффективен работник, насколько много и хорошо он работает, и в этом смысле пенсия, которая привязана к размерам заработка и взносам, которые начисляются, она в основном носит трудовой характер - с оговорками.

О.БЫЧКОВА: В рыночной экономике универсальным эквивалентом являются деньги, хотим мы этого, или нет.
М.ДМИТРИЕВ: Я думаю, вы очень правильно и лаконично сформулировали такое обобщение.
ЕВГЕНИЙ: На этот пенсионный фонд работодатель начисляет. А можно принести туда свои деньги, и добавлять туда самостоятельно?
М.ДМИТРИЕВ: Мы как раз уделяли много времени именно этому вопросу - может ли гражданин доплачивать на свой счет. Пока такая возможность предоставляется только в очень ограниченных случаях – для самозанятых и иждивенцев у определенной категории работников. И на практике, насколько я знаю, эта возможность все еще не реализована, потому что нужно разработать некие дополнительные нормативные акты – для того, чтобы ее реализовать. И проблема тут состоит в том, что для того, чтобы все граждане могли дополнительно доплачивать на свои счета в пенсионном фонде, необходимо решить, прежде всего, вопрос с государственным налогообложением, и госгарантиями. Потому что получится, что если мы позволим любому гражданину неограниченно доплачивать на свой накопительный счет, то все эти взносы полностью освобождаются от налогов. И на стадии уплаты взносов, и на стадии получения будущей пенсии – это абсолютно безналоговая система. И получается тогда так, что граждане, которые благополучны, зарабатывают много, и готовы больше денег вкладывать в свою будущую пенсию, получают непропорционально большие объемы налоговых льгот. Видимо, это все-таки не очень справедливая система, и это было главным аргументом, который не позволил реализовать вашу идею, когда мы готовили предложения по пенсионной реформе.

О.БЫЧКОВА: Но существуют и иные способы отложить деньги на старость – существуют другие компании.
М.ДМИТРИЕВ: Что касается иных способов – они существуют, доступны, и нужно просто обратиться я в негосударственный пенсионный фонд и перечислять туда дополнительные взносы, или в некоторых случаях, это делают за работников работодатели. Но эта система она и организационно, и финансово, и технологически отделена от государственной накопительной пенсионный системы.

О.БЫЧКОВА: Можно пойти в инвестиционный фонд, и поиграть на бирже.
М.ДМИТРИЕВ: Все зависит от возможностей, уровня знаний человека, его подготовленности. Единственная проблема - нельзя дополнительное неограниченное количество денег по выбору гражданина перечислять на его счет в государственном Пенсионном фонде.

О.БЫЧКОВА: У вас есть перечень слабых мест пенсионной реформы, который выявился в уже происходящем процессе?
М.ДМИТРИЕВ: Конечно. Есть перечень слабых мест – одно из них было связано с тем, что не были приняты меры по своевременному информированию граждан. Еще одна проблема состоит том, что эта пенсионная система, конечно, рассчитана на активного гражданина. Если граждане не будут принимать решений о выборе негосударственных управляющих компаний, о переходе в негосударственные пенсионные фонды, то наша накопительная система не будет, в конечном счете, эффективной, все деньги будут вложены в одну-единственную нерыночную госкомпанию, только в денежные долговые обязательства РФ. По сути, такая накопительная в кавычках пенсионная система мало бы отличалась от существующей распределительной системы, и так или иначе, все деньги вкладывались бы в государственный долг, что в лоб, что, называется, по лбу.

О.БЫЧКОВА: А у вас есть критерии активного гражданина, и если есть, какая часть населения попадает под этот портрет?
М.ДМИТРИЕВ: К сожалению, пока мы не знаем статистики подачи гражданами заявлений в первом раунде выборов негосударственных управляющих компаний, пока у нас не проведено достаточного количества соцобследований, мне трудно говорить о том, как граждане намерены себя повести в новой пенсионной системе. Но, в принципе, мы исходили из того, что, как и в Казахстане, Эстонии, Словении, средний гражданин со средней зарплатой будет, в конечном счете, весит себя рационально - будет смотреть, где можно получить больший инвестиционный доход на свои пенсионные накопления и будет стараться перевести свои накопления туда, где они быстрее прирастают. На это и рассчитана новая пенсионная система. Если это ожидание такого рационального поведения не сработает, конечно, в нашей системе будут проблемы, и это одна из ее уязвимых черт.

О.БЫЧКОВА: И еще раз вопрос от Владимира: "Как вы думаете, какая судьба была бы у работника негосударственного пенсионного фонда, если бы он стал публично призывать не вкладывать в его компанию, а вкладывать в государственную?" – то есть это камушек в ваш адрес, госчиновника, который ратует за негосударственные управляющие компании почему-то.
М.ДМИТРИЕВ: Когда формировалась идея новой пенсионной системы, государственная управляющая компания задумывалась отнюдь не как бизнес госчиновинков. Которые они организовали для того, чтобы по максимуму привлечь накопления граждан. Цель этой идеи государственной управляющей компании состояла прямо в другом – обеспечить максимальную защиту тех граждан, которые не ориентируются на финансовых рынках, не доверяют ни государственному сектору, и не готовы пока каким-то образом использовать свои пенсионные накопления. Вот для них, как способ максимальной защиты их накоплений, и была предложена государственная управляющая компания. Но отнюдь не для того она создавалась, чтобы чиновники пытались конкурировать за накопления граждан с негосударственными управляющими компаниями.

О.БЫЧКОВА: То есть фокус этой пенсионной реформы находится как раз не на госкомпании, а на частных компаниях?
М.ДМИТРИЕВ: Да. И сказал бы следующее - мы только тогда сможем сказать, что наша накопительная пенсионная система удалась, когда пенсионные накопления начнут вкладываться в реальный сектор российской экономики, т.е. способствовать развитию российской экономике и одновременно, за счет этого, давать прирост пенсионных накоплений граждан. Ради этого реформа и задумывалась, - чтобы одновременно интересы будущих пенсионеров и интересы экономического развития страны оказались взаимовыгодно урегулированы и объединены.

О.БЫЧКОВА: И я благодарю Михаил Дмитриев, первый зам.министра экономического развития и торговли, и наших слушателей, принимавших участие в нашем разговоре. Спасибо вам.
М.ДМИТРИЕВ: Спасибо вам, и с наступающим Новым годом.



 
За пять лет до выхода на пенсию ее накопительная часть автоматически переводится в ГУК...
Ведомости,26.12.2003
Минэкономразвития придумывает все новые способы застраховать пенсионные накопления граждан от превратностей рынка. Авторы реформы подготовили законопроект, суть которого в очень упрощенной форме сводится к следующему: вне зависимости от воли гражданина за пять лет до пенсии накопительная ее часть переводится в государственную управляющую компанию. То есть во Внешэкономбанк.

При всей очевидной антилиберальности этой идеи ее авторов можно понять. С точки зрения более или менее обеспеченного гражданина, который способен самостоятельно распорядиться судьбой своих пенсионных накоплений, никакой реформы в стране не происходит. Если человек получает примерно $2500 в месяц (880 000 руб. в год) , то по итогам 2002 г. на его индивидуальном пенсионном счете накопилось 8930 руб. То есть пренебрежимо мало.

От выбора управляющей компании в таком контексте зависит немногое. Тем более что ничтожные накопления будут инвестироваться по жестким и одинаковым для всех правилам. И разница в величине инвестиционного дохода будет заведомо невелика. Судя по всему, граждане это хорошо понимают. По итогам года менее 1% застрахованных доверили свои пенсионные накопления частным компаниям. По словам замминистра финансов Беллы Златкис, к 18 декабря таких было 180 000 человек, а к концу года будет 300 000 - 350 000. Всего частникам на конец года доверят 1,5 - 3 млрд руб.

Реформа рассчитана на самых бедных, и главная ее задача - защитить их от нищенской старости. В таком контексте ВЭБ с его консервативным инвестиционным портфелем - это гарантия того, что человек получит хоть что-нибудь. По обязательствам госкомпании бюджет будет нести субсидиарную ответственность и вернет гражданину хотя бы то, что он (а точнее - его работодатель) положил на накопительный счет.

Непонятно только, зачем тогда вообще допускать частные компании к государственным пенсиям. Ведь для страховки у гражданина есть базовая и страховая их части, а накопительная - это то немногое, чем он пока еще может распорядиться по собственному желанию. Кроме того, предлагая будущим пенсионерам принудительную "страховку" в виде ВЭБа, государство порочит частные компании, которые пока еще участвуют в реформе. Поэтому если чиновники так озабочены проблемой сохранности пенсионных накоплений, они могли бы не переводить деньги в госкомпанию, а ввести понятие "предпенсионного портфеля", сделав его еще более консервативным.



 
Пенсионная реформа: 2003 год порадовал пенсионных инвесторов всего мира
Финансовые известия,27.12.2003
Состояние пенсионного счета зависит не только от суммы денег, внесенных на него, но и от доходов, которые приносит их вложение. Последние годы пенсионеров ждало большое разочарование - после нескольких лет большого роста на фондовом рынке был спад. В результате люди могли рассчитывать лишь на собственные сбережения. Но ситуация меняется. И теперь на помощь пенсионерам-инвесторам снова приходит рынок.

Нынешний год позволил пенсионерам разных стран наконец вздохнуть с облегчением - фондовые рынки наконец начали приносить прибыли. После нескольких лет сплошных разочарований инвестиции пенсионных фондов наконец начали приносить доходы. Не только благодаря увеличению вкладов клиентов, но и потому что выросли активы самих фондов. В актуарном подразделении банка HSBC оценивают, что средний так называемый балансированный фонд в Британии принес своим вкладчикам за 11 месяцев этого года около 15%. "Это был хороший год для типичного фонда, который грамотно распределил средства между акциями, облигациями и вложениями в недвижимость", - цитирует информационное агентство Bloomberg старшего консультанта подразделения. Таким образом, пенсионные фонды Великобритании смогли наконец перевести дыхание после трех лет сплошных неудач. Из-за сокращения прибылей компаний и падения котировок на фондовом рынке большинство британских пенсионных фондов обнаружили дефицит своих балансов. В результате компании были вынуждены вносить дополнительные средства, а сами фонды - отчаянно бороться с издержками.

Фонды смотрят в будущий - 2004 год со сдержанным оптимизмом. "Мы надеемся , что период медвежьего рынка подошел к концу", - считает Крис Волкер, глава фондов, управляемых британской банковской группой Lloyds TSB.

Но за историей успеха типичного фонда на самом деле скрывается более печальная общая картина. В целом балансированные британские фонды потеряли в этом году более 18%. "Это самый неудачный год для инвестиций после 1974-го", - считают в компании Russell/Mellon CAPS, занимающейся исследованиями вложений инвестиционных фондов в Британии. Поэтому многим остается лишь уповать на лучшее будущее в 2004 году. Надежды питают общие перспективы экономического роста индустриального мира и развивающихся рынков. "Мировая экономика показывает признаки выздоровления, а центральные банки намерены и дальше предпринимать все усилия для того, чтобы стимулировать ее, удерживая процентные ставки на низком уровне", - считает Меррэй Аллен, глава фондов Baillie Gifford's. Управляемые им фонды увеличили пакет инвестиций в компаниях, занимающихся организацией круизов, но сократили пакет вложений в корпорации по производству водки и сигарет.

Вложения фондов в США принесли своим вкладчикам весьма привлекательные 30%. В большей мере за счет инвестиций в акции. Это лучшие показатели начиная с 1999 года, когда рынок рос как на дрожжах. Благодаря этому вложения в фонды, специализирующиеся на инвестициях в акции, выросли в США на $155 млрд. Это самый большой приток начиная с 2000 года. "Мы увидим возвращение на рынок акции тех инвесторов, которые забирали свои деньги в последние три года", - уверен Франклин Мортон из Ariel Capital Management. Таким образом, по мнению управляющих, в США нынешняя ситуация сможет переломить негативное настроение инвесторов к фондам, торговая практика которых стала предметом специального расследования.

Но больше всех выиграли фонды, которые размещают средства в товарных группах. Так, фонды, инвестировавшие в золото, буквально "озолотили" своих инвесторов, принеся им 52% годовых. Прежде всего из-за падения доллара, в результате чего цены на металлы выросли. Золото может и дальше расти в цене.



 
Пенсионная реформа: Негосударственные пенсионные фонды вступают в реформу
Финансовые известия,27.12.2030
Ирина ШАВРИНА, заместитель исполнительного директора фонда "Пенсионный капитал"
Заканчивается 2003 год, первый год активной пенсионной реформы. В этом году все россияне впервые непосредственно столкнулись с новой пенсионной системой, получили возможность реально повлиять на размер своей пенсии, выбрав негосударственную управляющую компанию. (У тех, кто этого еще не сделал, есть последняя возможность до 31 декабря заполнить заявление в отделениях Пенсионного фонда России или крупных банков).

Наступающий 2004 год также станет очень важным годом для пенсионной реформы: именно со следующего года к ней подключаются негосударственные пенсионные фонды (НПФ), которые станут одной из важнейших составляющих новой пенсионной системы. С нового года все будущие пенсионеры смогут выбрать, не только кто будет управлять их пенсионными накоплениями, но и кто будет вести их пенсионные счета и выплачивать пенсию. То есть мы сами сможем выбрать себе пенсионный фонд: или государственный Пенсионный фонд России или один из негосударственных пенсионных фондов.

В чем же преимущества негосударственных пенсионных фондов? Основное отличие будет заключаться в качестве обслуживания, в том сервисе, который НПФ может предоставить каждому будущему пенсионеру. Например, вы всегда сможете позвонить и спросить, сколько сейчас денег на вашем пенсионном счету, сколько денег на него перевел ваш работодатель за прошлый год, на какую пенсию вы сможете рассчитывать, и задать другие важные вопросы. Согласитесь, что государственный пенсионный фонд в силу количества его клиентов не всегда может оперативно реагировать на просьбы каждого из них.

На самом деле негосударственные пенсионные фонды существуют в России уже более 10 лет, и в настоящее время их участниками являются более 5 млн. человек, из которых несколько сотен тысяч уже получают дополнительную пенсию, сформированную из добровольных взносов. То есть в течение своей трудовой жизни человек (или организация, где он работает) каждый месяц кладет на индивидуальный пенсионный счет некую небольшую сумму, которая к моменту выхода на пенсию становится уже вполне весомой прибавкой к государственной пенсии.

Теперь негосударственные фонды включаются в пенсионную реформу и начинают работать с накопительной частью государственной пенсии. Чтобы обслуживаться в негосударственном пенсионном фонде, надо, выбрав конкретный фонд, заключить с ним стандартный договор и уведомить об этом Пенсионный фонд России. После этого накопительная часть пенсионных отчислений вашего работодателя будет переводиться в выбранный вами НПФ. И тогда квалифицированные эксперты этого фонда смогут выбрать надежные и эффективные управляющие компании, которые будут обеспечивать инвестиционный доход в период, пока вы работаете, а средства накапливаются.

Уже упоминалась возможность фондов оперативно сообщать гражданам состояние их пенсионного счета. К сожалению, управляющие компании такой возможности лишены: они управляют абстрактными "пенсионными деньгами" и не могут выделить в них чьи-то конкретные накопления. Кроме того, НПФ может работать с несколькими управляющими компаниями, а индивидуально человек может выбрать только одну.



 
Пенсионная реформа: Постарайтесь заполнить заявление в Пенсионный фонд без ошибок и исправлений
Финансовые известия,27.12.2003
Правильно оформить свой выбор
Елена ГОСТЕВА
Вы получили извещение из Пенсионного фонда России о том, сколько у вас накоплено денег на инвестиционной части вашего пенсионного счета, и бланк заявления о выборе управляющей компании. Суть этого заявления вам уже вполне понятна: заполнив его, вы сможете передать до 3% своих ежемесячных пенсионных отчислений в доверительное управление выбранной вами негосударственной управляющей компании. Как правильно заполнить этот документ и куда его отдать? Учтите, осталось всего 4 дня для того, чтобы оформить свой выбор.

Бланк заявления о выборе управляющей компании (УК) заполняйте печатными буквами без помарок и исправлений, чернилами или шариковой ручкой (красной и зеленой не рекомендуется). Поля "Служебные отметки", "Место удостоверительной надписи" и "Место почтового адреса застрахованного лица" не заполняйте.

В рассылаемых сейчас уведомлениях Пенсионного фонда России (ПФР) содержится одна серьезная неточность - в них указано, что человек может выбрать управляющую компанию только до 15 октября, а письма с выбором УК, полученные позже этой даты, рассматриваться не будут. Это не так. Возможность выбрать компанию у любого человека, получившего уведомление, сохраняется до 31 декабря, то есть у всех есть еще 4 дня.

В письмах, которые сейчас получают люди, фигурируют две суммы страховых взносов. Деньги, указанные в верхней строчке (страховая сумма), не подлежат переводу из Пенсионного фонда России и ни в какие рыночные инструменты не инвестируются. Человек может выбрать управляющую компанию только для той суммы, которая указана в нижней строчке - "страховые взносы, поступившие в ПФР в 2002 году и отраженные в специальной части индивидуального лицевого счета на финансирование накопительной части трудовой пенсии". Следует отметить, что сейчас в рассылаемых ПФР письмах указывается только сумма, начисленная за 2002 год, а позже ПФР разошлет письма с указанием этой же суммы, плюс доход, полученный от инвестирования этой суммы в течение 2003 года, и плюс отчисления от работодателя за 2003 год. Именно эта итоговая сумма и будет передаваться в управляющие компании по заявлению будущего пенсионера. Подсчет этой суммы ПФР обещает закончить в январе 2004 года.

Только одна графа может вызвать недоумение у будущих пенсионеров - полное наименование инвестиционного портфеля. Дело в том, что в протоколе заседания конкурсной комиссии по отбору УК указано, что 5 компаний из отобранных 55 заявили, что могут предложить своим клиентам разные стратегии инвестирования их пенсионных денег. Например, в одной стратегии - 20% вложений средств в акции, а 80% - в облигации, а в другой - вся сумма будет размещаться в облигации. Если будущий пенсионер считает себя человеком, хорошо разбирающимся в реалиях российского фондового рынка, то он может рискнуть и выбрать для себя агрессивную стратегию инвестирования. Тогда в заявлении он должен указать название инвестиционного портфеля, предлагаемого той компанией, в которую он желает перевести свои пенсионные средства. Но большинство компаний, победивших в конкурсе на право размещения пенсионных денет, предлагают своим клиентам все же одну стратегию инвестирования.

Еще один пункт может вызвать вопросы у тех, кто получил письмо, - ИНН (индивидуальный налоговый номер) управляющей компании. Беспокоиться не надо - список компаний с номерами ИНН можно найти в прессе и в региональных отделениях Пенсионного фонда.

Как написанное вами заявление попадет в Пенсионный фонд? Вы можете подать заявление в территориальный орган ПФР по месту жительства лично или послать по почте заказным письмом с уведомлением о вручении (заверив свою подпись у нотариуса). Заверить подпись можно также в любой организации, с которой у ПФР заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей. Увы, пока таким правом ПФР наделил только 15 банков, но заверить свою подпись вы можете в любом отделении этого банка бесплатно.

До 1 января следующего года в ПФР обработают все заявления, и дальше каждый год платежи будут попадать в выбранную вами управляющую компанию. Государство дает гражданам хороший шанс распорядиться своим будущим, и имеет смысл им воспользоваться. А если вы захотите, то раз в год сможете вернуть свои накопления из негосударственного сектора в государственный или просто поменять управляющую компанию.

Если же вы не напишете заявление, то ваши пенсионные накопления автоматически останутся в управлении государства.

Существует много опасений, что частная управляющая компания может разориться. Даже если это случится (несмотря на неусыпное наблюдение за компаниями со стороны Минфина, Пенсионного фонда и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг), человек должен понимать, что он рискует не всей своей пенсией, а только 2- 4% от нее. Кроме того, в конкурсе среди управляющих компаний, который будет проведен уже в 2004 году, правительство планирует ужесточить требования к частным управляющим компаниям. Будет введено требование к опыту работы каждой компании на рынке именно в роли управляющей - видимо, будет введено требование, чтобы компания работала на рынке без убытков и нареканий со стороны контролирующих органов в течение 5 лет. Также будет введено требование к объему средств в управлении каждой компании - допущенные к конкурсу должны будут соответствовать требованию, согласно которому компания должна управлять активами негосударственных пенсионных и паевых фондов, - то есть уже иметь опыт работы с деньгами населения, пусть и отданными в управление добровольно.

Понятно, что таким требованиям не будут соответствовать все 55 компаний, победившие в конкурсе в текущем году. Примерно половина отсеется. Так что на следующий год с пенсионными деньгами будут работать только динозавры рынка доверительного управления.



 
Правительство предусматривает введение выплат накопительных пенсий через НПФ
Fundshub.ru,26.12.2003
На заседании Правительства Российской Федерации 25 декабря 2003 г. по рассматриваемым вопросам были приняты следующие решения:

…5. О проекте федерального закона “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения реализации прав граждан на накопительную часть трудовой пенсии”.

Проект представленного федерального закона разработан в соответствии с положениями Федеральных законов “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” и “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О негосударственных пенсионных фондах”. Законопроект устанавливает организационные, правовые и финансово-экономические основы деятельности субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию накопительной части пенсий.

Предметом регулирования настоящего законопроекта являются отношения, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений для обеспечения надежной защиты прав и интересов застрахованных лиц.

Основной задачей законопроекта является развитие законодательства, реализующего права граждан на накопительную часть трудовой пенсии.

Нормами проекта федерального закона устанавливаются:

- предотвращение коллизии функций субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию накопительной части пенсий при совмещении видов деятельности;

- реализация права застрахованного лица отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации и выбрать негосударственный пенсионный фонд, предусмотрев в указанном проекте федерального закона новый тип выплат - выплату застрахованному лицу сумм страховых взносов, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии, путем передачи указанных сумм в выбранный им негосударственный пенсионный фонд.

Принятие данного законопроекта позволит уточнить функции участников финансовых рынков, что позволит обеспечить более надежную защиту прав и интересов застрахованных лиц.

Правительство Российской Федерации одобрило представленный законопроект и приняло решение внести его в Государственную Думу.

25 декабря 2003 г.
г.Москва
N 2198

* Содержание пресс-релизов Департамента правительственной информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации. Решения по вопросам повестки дня принимаются с учетом замечаний и предложений, высказанных на заседании Правительства, и оформляются в виде выпуска официальных документов Правительства Российской Федерации.



 
Пенсионная реформа: выбери свое будущее
Пресс Архангельской области,26.12.2003
В отдел персонифицированного учета ГУ - Управления ПФР в Ленском районе от жителей поступают вопросы по инвестированию средств пенсионных накоплений.

Вопрос: - Каким нормативным документом закреплены правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений?

Ответ: - Правовым обоснованием инвестирования пенсионных накоплений является Федеральный закон от 24.07.2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", а также постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с данным законом.

Вопрос: - Зачем нужно инвестирование?

Ответ: - Целью инвестирования средств пенсионных накоплений является их прирост за период до назначения пенсии застрахованному лицу. В дальнейшем пенсия будет состоять из 3 частей; базовой, страховой и накопительной.

Базовая пенсия - это государственное пособие по старости и утрате дохода в форме заработной платы. Назначается всем гражданам, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования по достижении ими пенсионного возраста (60 лет - мужчины и 55 лет - женщины) и при наличии страхового стажа работы не менее 5 лет. Устанавливается она в твердой сумме, одинаковой для всех (исключение составляют: лица, достигшие 80 лет; граждане, имеющие нетрудоспособных иждивенцев; инвалиды 1 группы).

Накопительная часть пенсии равна сумме пенсионных накоплений, учтенных в специальной части лицевого счета застрахованного лица, поделенной на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии. Причем следует отметить, что право на указанную часть пенсии приобретают только более молодые возрастные группы - мужчины 1953 года рождения и моложе, женщины 1957 года рождения и моложе.

Вопрос: - Что такое "пенсионные накопления"?

Ответ: - Пенсионные накопления - это сумма страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, перечисленные работодателями в 2002 и последующие годы в Пенсионный фонд, а также финансовый результат от временного размещения поступивших взносов в государственные ценные бумаги, проводившегося Пенсионным фондом в течение 2002 года и последующие годы.

Вопрос: - Я, Васатюк Инна Васильевна, 1954 года рождения. Могу ли я подать заявление о выборе компании?

Ответ: - Нет. Правом подачи заявления на выбор управляющей компании и инвестирования средств имеют мужчины 1953 г. рождения и моложе, женщины 1957 г. рождения и моложе.

Вопрос: - Что нужно сделать в ближайшее время застрахованному лицу?

Ответ: -Прежде всего, следует выбрать до 31.12.2003 года одну управляющую компанию из 55, отобранных по конкурсу. Перечень их опубликован в центральных газетах, размещен на информационном стенде в Управлении ПФР в Ленском районе (с. Яренск ул.Бр. Покровских д. 36, здание ОАО "Ленский ЛПХ")

При выборе управляющей компании следует обращать внимание на срок её работы, учредителей, размер уставного капитала, число инвестиционных, паевых и негосударственных пенсионных фондов, которыми она управляет, данные о доходности. Эти сведения должны публиковаться управляющими компаниями.

Выбрав управляющую компанию, заполните до 31.12.2003 года бланк заявления аккуратно, без исправлений. Если выбранная управляющая компания предлагает несколько инвестиционных портфелей, то в заявлении укажите и его полное наименование. Инвестиционный портфель - это активы (различные ценные бумаги, банковские вклады), в которые управляющая компания намерена вложить перечисленные ей пенсионные накопления.

Заполненное и подписанное заявление лично передаётся в Управление Пенсионного фонда по месту жительства. При подаче заявления необходимо предъявить страховое свидетельство и паспорт.

Заявление может быть отправлено по почте в Управление ПФР, если оно заверено: нотариусом, командиром воинской части (для вольнонаёмных граждан) расположенной в местах отсутствия нотариальных служб, начальником места лишения свободы (для осужденных), а в местах отсутствия нотариуса - сельской или поселковой администрацией.

Вопрос: - Изменился ли срок подачи заявления?

Ответ: - Срок подачи заявления в текущем году продлён до 31 декабря 2003 года. Заявление о выборе управляющей компании по закону может быть подано только один раз в год.

Выбор управляющей компании - это право застрахованного лица, но не обязанность.

Не требуется подача заявления в случае принятия застрахованным лицом решения о передаче средств в доверительное управление государственной управляющей компании, которой является Внешэкономбанк. Ваши накопления будут переданы Пенсионным фондом в названный банк "по умолчанию" после 31 декабря 2003 года.

В последующие годы вновь поступившие страховые взносы, учтенные на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, будут переводиться в выбранную в 2003 году управляющую компанию без подачи дополнительного заявления. Но если выбранная управляющая компания Вас не устраивает, можно будет подать заявление о переводе средств в другую управляющую компанию.

Вопрос: - Все ли заявления будут приняты?

Ответ: Все, если они заполнены правильно и по форме.

Без рассмотрения Пенсионным фондом может быть оставлено заявление застрахованного лица в случаях:

- заявление подано лицом, не имеющим права выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) (мужчины старше 50 лет, женщины старше 46 лет);

- заявление подано позже установленного срока;

- в заявлении указана управляющая компания, не имеющая договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений с Пенсионным фондом РФ;

Может быть отказано ПФР в удовлетворении заявления застрахованного лица в случае если:

- заявление оформлено с нарушениями формы;

- в заявлении указана управляющая компания, заявившая к моменту подачи заявления о приостановлении (прекращении) приема в доверительное управление средств пенсионных накоплений от новых заявителей;

- в заявлении указана управляющая компания, договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений с которой расторгнут к моменту рассмотрения такого заявления;

А. Подберезкина. Руководитель группы ПУ, ВС и ЗЛ ГУ - Управления ПФР в Ленском районе.



 

Ведущий рассылки "Пенсионная реформа и пенсионное страхование " А.Шатский



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное