Декабрь 2003 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
7
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
11
|
12
|
14
|
|||
16
|
18
|
|||||
22
|
24
|
26
|
||||
29
|
31
|
За последние 60 дней 1 выпусков (1 раз в 2 месяца)
Сайт рассылки:
http://npfpub.narod.ru
Открыта:
06-12-2003
Адрес
автора: insurance.pensia-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Пенсионная реформа и пенсионное страхование N4, 13 декабря 2003 года
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Пенсинная реформа и пенсионное страхование
№4 , 13 декабря 2003 года
Новости и информация о пенсионной реформе и пенсионном страховании.
Как распорядиться страховыми начислениями?
|
|
|
10 декабря 2003 года на 117-ом Пленарном заседании Совета Федерации одобрен
Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации
на 2004 год", принятый Госдумой 21 ноября 2003 года.
|
|
Вопрос об участии страховых компаний в системе обязательного пенсионного
страхования при выплате аннуитетов (пожизненной пенсии) будет обсуждаться
при дальнейшей разработке законодательной базы для работы в этой системе
негосударственных пенсионных фондов. Об этом 9 декабря, отвечая на вопрос
Агентства страховых новостей, заявил первый заместитель министра экономического
развития и торговли Михаил Дмитриев. |
|
|
|
Вчера правительство утвердило положение о лицензировании негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Это означает, что мораторий на выдачу лицензий, объявленный год назад, завершен. За это время в Минтруде скопились кипы заявок на получение новых лицензий НПФ. Мораторий на выдачу новых лицензий для НПФ начался в январе 2003 года, когда президент подписал поправки в закон "О НПФ". Они вводили новые лицензионные требования: власти хотели провести чистку пенсионного рынка перед началом работы с миллиардами рублей пенсионных накоплений граждан. Ведь с 1 января 2004 года НПФ получают доступ к обязательному пенсионному страхованию. Это обернулось сложной юридической коллизией: потребовалось внести изменения в закон "О лицензировании", а также в целый ряд нормативно-правовых актов правительства. И Минтруд, контролирующий этот рынок, прекратил выдачу лицензий. Постановление, утвержденное правительством вчера, поставило точку в этой правовой коллизии. Теперь Минтруд вправе лицензировать новые фонды. Однако требования к соискателям лицензий заметно ужесточены. Для того чтобы получить лицензию НПФ, надо пройти тщательную проверку, а на капитализацию нового фонда потребуется не 1,5 млн руб., а 3 млн руб. С 2005 года эти требования вырастут до 30 млн руб., а с 2009 года - до 50 млн руб. И тем не менее, как заявил Ъ" глава Инспекции НПФ при Минтруде Вячеслав Батаев, в очереди на получение новых лицензий стоит уже более двух десятков претендентов. "Документов буквально кипы, - сообщил он.- Среди потенциальных учредителей - крупные финансово-промышленные группы. Полагаю, что в ближайшее время на рынке появится много новых игроков". Однако трудно поверить, что пенсионный рынок ожидает массовый приход новичков. Конечно, после решения о допуске НПФ к пенсионной реформе желающих заняться пенсионным бизнесом было десятки. Однако для претендентов на новые лицензии вопрос времени является ключевым. Ведь по закону для начала работы с пенсионными накоплениями нужен двухлетний опыт работы на рынке добровольного пенсионного обеспечения. "К тому времени все основные силы в пенсионной реформе будут расставлены, - считает президент НПФ Первый национальный" Виталий Плотников.- Для новых фондов выход на этот рынок будет крайне тяжелым". А значит, одиннадцать месяцев, на которые затянулся мораторий на выдачу лицензий, могли снизить интерес к созданию новых фондов под пенсионную реформу. "Какой смысл создавать новый фонд, если через два года основные ниши пенсионного рынка будут заняты? - рассуждает зампред правления крупного банка. - Те, кому он был интересен, купили действующие фонды с необходимым опытом работы". "Действительно, многие предпочли приобретать НПФ с действующими лицензиями. Мы целый год пачками регистрировали изменения в учредительные документы и правила фондов", - подтвердил Вячеслав Батаев. К тому же многих насторожила ситуация с управляющими компаниями, уже получившими право работать с пенсионными накоплениями. По данным Пенсионного фонда России, лишь 72 тыс. граждан предпочли перевести пенсионные накопления в управляющие компании. "Не думаю, что НПФ удастся взорвать этот рынок", - считает гендиректор управляющей компании "Монтес Аури" Сергей Стукалов. "Перерыв в лицензировании был на пользу, - заявил "Ъ" министр
труда Александр Починок.- Удалось избежать наплыва недобросовестных соискателей
лицензий, которые пришли бы на пенсионный рынок за легкими деньгами.
Этого не будет". Однако, по мнению ряда участников рынка, новые
игроки будут масштабнее и сильнее нынешних НПФ. "Те, кто стоял в
очереди на получение новых лицензий целый год, придут с серьезными намерениями,
- уверен гендиректор НПФ Прогресс-Доверие" Сергей Бровчак.- Их приход
изменит рынок до неузнаваемости".
|
|
Минфин вчера признал, что условия конкурса по отбору управляющих компаний (УК) для инвестирования накопительной части пенсий были слишком либеральными. Замминистра финансов Белла Златкис заявила, что министерство намерено жестко контролировать работу УК по инвестированию пенсий. По ее словам, многие из допущенных к управлению пенсионными средствами компаний не имеют опыта работы с активами институциональных инвесторов. Однако, как известно, именно Минфин проводил конкурс и отбирал УК по «чрезвычайно либеральным» условиям. В российской пенсионной реформе участвует более 40 млн человек. До 31 декабря все работающие женщины в возрасте до 45 лет и мужчины до 50 лет должны определиться, кому передать свои пенсионные накопления. У них есть выбор: доверить накопления одной из 55 частных УК либо государственному Внешэкономбанку. Все заявления Пенсионный фонд должен рассмотреть до 1 марта и перевести накопления в частную компанию до 31 марта. Выступая на Международном пенсионном конгрессе, г-жа Златкис рассказала, что одна часть УК уже сменила владельцев, другая, имевшая в управлении на момент проведения конкурса 100 млн руб. и капитал 40 млн руб., снизила эти показатели. Поэтому Минфин, по словам замминистра, намерен жестко отслеживать проводимые ими операции с помощью спецдепозитария -- Объединенной депозитарной компании (ОДК). Г-жа Златкис пояснила, что за компаниям, не имеющими опыта, будет установлено пристальное наблюдение. «Мы будем рассматривать каждый случай снижения стоимости активов и минимальное отклонение цены сделки от стандартной», -- сказала она. Как раз сейчас Минфин и ОДК разрабатывают программу, с помощью которой информация будет передаваться по схеме «УК--ОДК--Минфин». Кроме того, замминистра разъяснила, что в 2004 году частные УК получат возможность вкладывать пенсионные средства в российские еврооблигации, но пока не смогут инвестировать в облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). «Евробонды покупать можно, так как у них есть организованный рынок», -- говорит г-жа Златкис, ссылаясь на то, что ФКЦБ признала Люксембургскую биржу организованным рынком по торговле еврооблигациями. Сейчас Минфин готовит поправки в закон об инвестировании пенсионных накоплений, чтобы он, как выразилась г-жа Златкис, «понимался с первого раза». Также правительство разрабатывает постановление о требованиях к банкам, которые будут вести счета в рамках обслуживания инвестирования пенсионных накоплений. Всего таких банков (их собственный капитал, по словам замминистра, должен быть не ниже 5 млрд руб.) планируется отобрать 15---20. Первоначальные критерии отбора, установленные законом, были гораздо лояльнее -- банки должны были соответствовать требованиям к дилерам рынка ГКО-ОФЗ. Эти банки, предположила г-жа Златкис, могут быть отобраны к 1 февраля. По ее словам, установить дополнительные критерии необходимо, поскольку через банк будут инвестироваться пенсионные накопления, что возлагает на него дополнительную ответственность. Замминистра также скорректировала собственный прогноз по поводу числа граждан, которые доверят свои накопления частникам: «Скорее всего гораздо меньше граждан выберут управляющие компании, чем я представляла ранее (5--7%. -- Ред.), -- заявила она. -- На сегодня это мизерный процент, хотя точно сказать сложно». По последним данным, в ПФР поступило 63 тыс. заявлений россиян о переводе накоплений в частные руки -- это около 0,16% от числа участников реформы. Представители частных УК пессимистично относятся к создавшейся ситуации и заявляют, что повлиять на нее никак не могут. «Недавно я был на крупном региональном предприятии, где работает 22 тыс. человек, и рассказывал сотрудникам о пенсионной реформе, -- говорит гендиректор УК «Монтес Аури» Сергей Стукалов. -- Так нам никто не верит, считают нас очередным МММ. Государство может регулировать, а может и не регулировать эту систему -- все равно нам, частным компаниям, достанутся мизерные деньги. А расширение спектра разрешенных к инвестированию активов считаю позитивным шагом». Руководитель другой крупной УК, пожелавший остаться неназванным, заявил газете «Время новостей»: «Государство, начавшее эту реформу, как будто вовсе не заинтересовано в ее реализации. Об этом говорит прежде всего проваленная Пенсионным фондом рассылка».
|
|
На начало декабря решение перевести свои пенсионные накопления в частные управляющие компании приняло 63 тыс. человек. По словам замминистра финансов Беллы Златкис, доверить свои средства частным управляющим готовы всего 1-1.5% трудоспособного населения страны. Низкую активность населения Златкис связывает с консервативностью россиян и с качеством самих управляющих компаний, которое Минфин собирается повышать жестким контролем. "В России две беды. Общеизвестно, что это дураки и дороги, - говорит директор одной из управляющих компаний. - Применительно к пенсионной реформе эту поговорку можно трактовать так - русские люди ленивы и ничем не интересуются, а частные управляющие сплошь неучи и воры. Поэтому-то народ и выбирает государство". Приходя в отделение Пенсионного фонда, часто сталкиваешься с вопиющей безграмотностью сотрудников этих организаций. Сотрудники не знают различия между частной управляющей компанией и негосударственным пенсионным фондом, говорят людям, что они, выбрав сегодня частную компанию, навсегда потеряют возможность перевести свои средства обратно - в управление государства. Именно поэтому у людей и складывается ощущение, что лучше оставить все как есть. "На самом деле такой выбор - не выбор вовсе, а отказ от выбора, - считает генеральный директор управляющей компании "Монтес Аури" Сергей Стукалов. - Люди постепенно начнут разбираться в сути инвестирования из пенсионных накоплений в инструменты фондового рынка и ринутся переводить свои средства из государственного управления в частные руки. Но до этого момента пройдет лет пять". Пока люди еще не задумываются о том, что для того, чтобы получить приличную пенсию в старости, нужно что-то для этого сделать самому. Между тем, по словам Беллы Златкис, Минфин собирается ужесточить контроль за частными управляющими компаниями, мотивируя это тем, что правила конкурсного отбора были слишком либеральными. Например, инвестирование пенсионных средств Минфин будет жестко контролировать. Заместитель генерального директора управляющей компании "НИКойл" Наталия Плугарь сочла "отрадным" тот факт, что регулятор рынка выступает с разъяснениями по поводу инвестирования для всех участников и пристально контролирует процесс. "Законом установлено, что управляющие компании должны приобретать ценные бумаги по ценам не выше рыночных, а продавать не ниже рыночных, - говорит Плугарь. - Это требование будет соблюдаться автоматически - ведь в соответствии с постановлением правительства сделки, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений, совершаются только через организаторов торговли на рынке ценных бумаг и на основе заявок на покупку и заявок на продажу ценных бумаг. И по наилучшим из указанных в них ценам. И при условии, что заявки адресованы всем участникам". В таких условиях в нерыночную цену просто не попадешь. Портфель, который можно сформировать для пенсионных накоплений, и так жестко регламентирован, считает управляющий портфелем компании "Монтес Аури" Михаил Автухов. Например, в корпоративные облигации можно вкладывать не более 5% пенсионных денег. "Лучше бы Минфин стимулировал регионы выпускать муниципальные облигации - их Минфину контролировать легче, потому что это частично государственный долг, и меньше была бы нагрузка на бюджет", - считает специалист.
|
|
Лицензионными требованиями для таких НПФ являются: - наличие имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, величина денежной оценки которого на день подачи документов на лицензирование - не менее 3 млн руб., с 1 января 2005 г. - не менее 30 млн руб., с 1 июля 2009 г. - не менее 50 млн руб. Совокупный вклад учредителей фонда, внесенный деньгами, не может быть меньше 3 млн руб., с 1 января 2005 г. - 30 млн руб.; - соблюдение правил фонда, зарегистрированных в соответствии с законодательством РФ; - ведение пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и накопительной части трудовой пенсии, а также обособленного учета средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений для учета обязательств фонда перед вкладчиками, участниками и застрахованными; - размещение пенсионных резервов фонда в соответствии с порядком размещения пенсионных резервов НПФ и контроля за их размещением, а также требованиями по формированию состава и структуры пенсионных резервов НПФ; - наличие у руководителя исполнительного органа фонда опыта работы на руководящих должностях в фонде, страховой компании или иной финансовой организации от 3 лет, высшего юридического или финансово-экономического образования (при ином образовании - специальной профессиональной подготовки), отсутствие судимости за экономические преступления, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие; - наличие у главного бухгалтера фонда опыта работы по специальности от 3 лет, высшего образования, отсутствие судимости за экономические преступления, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии Минтруда принимает в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления заявления НПФ со всеми необходимыми документами. Лицензия на осуществление негосударственным пенсионным фондом деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию бессрочна. Лицензия НПФ может быть приостановлена за нарушение фондом лицензионных
требований и условий. Если нарушение фондом этих требований принесло
ущерб вкладчикам, участникам или застрахованным, а также если нарушения
не устранены в установленный срок, Минтруда вправе обратиться в суд с
заявлением об аннулировании лицензии НПФ. Одновременно министерство может
приостановить действие лицензии фонда до вступления в силу решения суда. |
|
Высокие налоги делают перевод пенсионных накоплений из государственной системы в частные пенсионные фонды совершенно невыгодным. С 1 января 2004 года негосударственные пенсионные фонды (НПФ) будут допущены к участию в пенсионной реформе. Объем рынка накопительного пенсионного страхования оценивается в миллиарды рублей. Однако переводить пенсионные накопления в частные фонды будет невыгодно из-за высоких налогов. Впрочем, как и сейчас: вкладчики НПФ, заплатив пенсионные взносы, сразу же идут в суды. Активы российского пенсионного рынка составляют всего $3 млрд - это гораздо скромнее остальных сегментов финансового рынка. Между тем на Западе пенсионные фонды являются крупнейшими инвесторами в экономику. Причина этого, по мнению отечественных НПФ, кроется в системе налогообложения. Ъ: Согласно Налоговому кодексу, со взносов в НПФ, уплачиваемых предприятиями за своих сотрудников, берется подоходный налог (13%). Если предприятие уплачивает взносы в НПФ из прибыли, возникает налоговая база по налогу на прибыль (24%). При этом, если взносы в НПФ составляют не более 12% от фонда оплаты труда, их можно относить на себестоимость. Однако тогда вкладчики НПФ обязаны заплатить единый социальный налог (35,6%). Сами НПФ обязаны инвестировать привлеченные средства на фондовом рынке. С дохода, полученного от размещения, они уплачивают налог на прибыль в случае, если доход превышает ставку рефинансирования ЦБ. На этой неделе было выпущено сразу два документа, вносящих коррективы в систему налогообложения пенсионных фондов. Президент подписал поправки в Налоговый кодекс, увеличивающие льготу по подоходному налогу со взносов в НПФ в два с половиной раза. Теперь работодатель, уплачивая в пенсионный фонд взносы за сотрудников в размере не более 5 тыс. руб. в год на человека, может не платить подоходный налог. Прежде от этого налога освобождалось 2 тыс. руб. Кроме того, вчера Совет федерации одобрил проект бюджета России на 2004 год. В приложении 20 к нему отменена норма Налогового кодекса, обязывавшая уплачивать подоходный налог не только со взносов в НПФ, но и с выплачиваемых ими пенсий. Казалось бы, все это должно улучшить ситуацию. Однако, по мнению участников рынка, принятые документы ничего не изменят. "Нужно менять всю систему налогообложения в целом", - уверен замгендиректора НПФ "Электроэнергетики" Андрей Железнов. С этой целью НПФ уже третий год добиваются отмены налогов на взносы в НПФ и инвестиционный доход. Фонды предлагают заменить существующую систему налогообложения на систему ЕЕТ, когда налоги уплачиваются только при выплате пенсий. При этом пенсионные взносы и доход от их размещения от налогов освобождены. Против этих предложений возражает Минфин, полагая, что такая система приведет к "серым" схемам. Таким образом, пенсионные фонды сейчас совершенно невыгодны. Так, со 100 рублей взносов в НПФ предприятие должно заплатить около половины этой суммы в виде налогов. "Ситуация в буквальном смысле бредовая, - заявил "Ъ" президент НПФ "Первый национальный" Виталий Плотников. - У предприятий пропадает стимул работать с НПФ". Действующие налоговые нормы для НПФ и их вкладчиков были введены два года назад. Тогда частная пенсионная система лишилась значительной части налоговых льгот. Участники рынка в один голос заявляли, что взносы в НПФ перестанут поступать и фонды будут вынуждены уйти с финансового рынка. Этого не произошло. Год назад взносы в НПФ действительно резко сократились, однако в этом году их объем по сравнению с прошлым годом увеличился почти в два раза. При этом налоговая система осталась прежней. Дело в том, что вкладчики НПФ просто перестали платить налоги. В сентябре прошлого года был выигран первый судебный процесс по налогообложению пенсионных взносов подоходным налогом. Согласно решению суда, взимание подоходного налога со взносов в НПФ противоречит здравому смыслу и нарушает конституционные права гражданина. По мнению суда, при внесении предприятием средств в НПФ базы уплаты подоходного налога не возникает: взносы в НПФ нельзя считать доходом вкладчика, поскольку средства на солидарном пенсионном счете в НПФ до момента их разнесения по индивидуальным счетам являются собственностью НПФ, а не физических лиц. Аналогичная ситуация сложилась и с уплатой ЕСН со взносов. Согласно большей части вынесенных по этому поводу судебных решений, налоговая база для уплаты ЕСН со взносов в НПФ отсутствует. Однако налоговые органы и Минфин толкуют Налоговый кодекс иначе, чем судебные инстанции. Согласно их разъяснениям, налоги платить нужно обязательно. При этом подробных объяснений, на каком основании, они не дают. Так, "Ъ" в ноябре 2002 года и в феврале 2003 года обращался в Министерство по налогам и сборам и Минфин с просьбой разъяснить позицию по вопросам налогообложения пенсионной системы. Оба раза министерства отвечали отказом. При подготовке данного материала реакции на запрос "Ъ" также не было. "Мы не можем сейчас говорить на эту тему", - заявили "Ъ" в Минфине и МНС спустя две недели после получения запроса. "Выбор у вкладчиков невелик: не работать с НПФ в принципе, платить неоправданные суммы налогов либо судиться, - заявил "Ъ" гендиректор НПФ "Ростелеком-Гарантия" Аркадий Недбай. - Большинство предпочитает последнее". При этом в России непрецедентное право, и положительные решения суда не могут быть распространены на всю систему в целом. Однако со следующего года НПФ выходят на рынок обязательного пенсионного страхования. Объемы пенсионных накоплений в десятки раз существеннее, чем нынешние объемы пенсионного рынка. Напомним, что с 2004 года граждане смогут перевести свои пенсионные накопления из государственного Пенсионного фонда (ПФР) в частный. При этом в отличие от управляющих компаний НПФ получают эти деньги в собственность. По мнению налоговиков, НПФ, получая накопления в виде пенсионных взносов, должны будут уплачивать с этих поступлений налоги. Учитывая, что фонды обязаны инвестировать полученные средства на фондовом рынке, доход от их размещения должен облагаться налогом. Таким образом, сумма пенсионных накоплений на счету гражданина будет уменьшена не только на размер вознаграждения НПФ (15% от инвестиционного дохода), но и на размер налога на прибыль (24% прибыли). При этом главный конкурент НПФ в борьбе за пенсионные накопления - ПФР - вряд ли будет платить такие налоги. Ведь он будет инвестировать пенсионные накопления через управляющие компании, действуя по поручению Российской Федерации. Учредителем этого доверительного управления по закону является РФ. "Российская Федерация сама себе не может платить налоги", - считает замгендиректора управляющей компании "НИКойл" Наталья Плугарь. "Пенсионные накопления - собственность Российской Федерации, а значит, налог не уплачивается", - подтвердили "Ъ" в МНС. Однако в Минфине считают иначе. "Инвестдоход от размещения пенсионных накоплений является доходом ПФР, а значит, облагается налогом", - заявил "Ъ" глава налогового департамента Минфина Александр Иванеев. По его словам, ПФР обращался в Минфин с просьбой рассмотреть этот вопрос и освободить доход от размещения пенсионных средств от налога. "Мы отказали, - сказал "Ъ" господин Иванеев, - ПФР размещает средства на рынке. Другие инвесторы, покупая те же самые бумаги, платят налог на прибыль с полученной прибыли. Значит, платить должен и ПФР". Эта коллизия должна разрешиться в ближайшее время - ведь ПФР будет продавать активы, приобретенные на пенсионные накопления, уже в первом квартале следующего года. Сейчас этот вопрос прорабатывается правительством, и ситуация, скорее всего, будет разрешена в пользу ПФР. "Это средства государственного обязательного пенсионного страхования, доход от их размещения должен направляться на прирост будущей пенсии", - заявили "Ъ" в ПФР. А вот ситуация с налогообложением НПФ менее оптимистична. Ведь лоббистские
возможности пенсионного рынка далеки от влияния ПФР в правительстве.
Поправки в Налоговый кодекс, внесенные Минтрудом, пока блокирует Минфин.
Таким образом, шансы на то, что НПФ смогут рассчитывать на равенство
с государственным Пенсионным фондом, невелики. "Если ситуация с
налогообложением НПФ останется прежней, им не удастся привлечь пенсионные
накопления", - рассуждает гендиректор управляющей компании "Монтес
Аури" Сергей Стукалов. А это значит, что пенсионным фондам придется
довольствоваться незначительными объемами рынка добровольного страхования,
не покидая при этом залы судебных заседаний.
|
|
|
|
|
Ведущий рассылки "Пенсионная реформа и
пенсионное страхование" А.Шатский
e-mail: alexsub@list.ru
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||