Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 30 октября 2008 г.


30 октября 2008 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Концепция проекта Федерального закона "О стандартизации"

Концепция проекта Федерального закона О стандартизации
 
1. Основная идея и цели
 
Основная идея законопроекта . определение правовых и организационных основ стандартизации, создание новой, отвечающей современным требованиям и тенденциям национальной системы стандартизации в Российской Федерации, обеспечивающей единую государственную политику в этой области, нацеленную на нормативно-техническое обеспечение решения важнейших государственных задач и национальныхпрограмм, в том числе:
в экономической сфере: обеспечение единства и целостности экономического пространства Российской Федерации, повышение качества и конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках, стратегическое продвижение технологических инноваций, обеспечение рационального использования ресурсов, устранение (снижение) технических барьеров в торговле;
в социальной сфере: повышение качества жизни, уровня! здравоохранения, решение экологических проблем, обеспечение охраны труда, защиты интересов потребителей, реализация приоритетных национальных проектов;
в сфере национальной безопасности: обеспечение обороноспособности и мобилизационной готовности, промышленной и экономической безопасности страны.
В Законе предполагается определить:
- правоотношения, связанные с деятельностью по стандартизации;
- цели, задачи и место стандартизации в решении проблем, стоящих перед страной, в условиях рыночной экономики;
- объекты и субъекты стандартизации, основные положения по планированию работ по стандартизации, разработке, принятию, внесению изменений, пересмотру или отмене стандартов;
- систему документации, применяемой в целях решения задач стандартизации, с учетом различных объектов и уровней регулирования;
- це! ли и основные принципы государственной политики в сфере стандартизации ;
- порядок применения стандартов, в том числе, применения стандартов в технических регламентах и других нормативных правовых актах, применения международных, региональных стандартов и национальных стандартов других государств;
- права собственности на издание и распространение документов по стандартизации, порядок предоставления информационных услуг;
- порядок осуществления международного и регионального сотрудничества в сфере стандартизации;
- полномочия и функции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного определять государственную политику в сфере стандартизации;
- полномочия и функции федеральных органов исполнительной власти по решению федеральных и отраслевых задач стандартизации, с учетом профиля их основной деятельности;
- права и обязанности предприятий и организаций в области стандартизации.
При этом должны быть учтены опыт и результаты применения федерального закона (ФЗ) О техническом регулировании и выдержавшие испытание временем положения государственной системы стандартизации, укоренившиеся в российской промышленности, что позволит установить необходимую преемственность регулирования.
 
2. Место Закона в системе действующего законодательства
 
Место Закона в системе действующего законодательства определяется его предметом, указанным в пункте р статьи 71 Конституции Российской Федерации, находящимся в ведении Российской Федерации.
В плане отраслевой принадлежности, с учетом регулируемых вопросов, Закон следует отнести к отраслям гражданского и административного законодательства.
Закон должен рассматриваться как основополагающий акт в регулируемой сфере, все другие акты не должны противоречить его положениям.
Учитывая, что предметная область Закона охватывает более широкий спектр правоотношений и объектов регулирования, чем ФЗ О техническом регулировании, необходимо внесение в него соответствующих изменений.
 
3. Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования в области стандартизации
 
После признания в 2003 году утратившим силу Закона РФ О стандартизации полноценное правовое регулирование в данной сфере практически отсутствует.
Раздел стандартизации в ФЗ О техническом регулировании имеет бессистемный, фрагментарный характер, цели и принципы стандартизации механически и не в полном объеме заимствованы из утратившего силу закона, без учета задач стандартизации в новых условиях функционирования экономики и социальной сферы, а также проводимой международной интеграции страны, не учтена необходимость обеспечения преемственности в сфере стандартизации, определение и статус стандартов ограничены частным случаем, установленным в Соглашении ВТО по техническим барьерам в торговле. В частности в действующем законодательстве оказались неурегулированными следующие вопросы:
. положение о статусе и роли стандартизации как ключевом факторе поддержки государственной социально-экономической политики и эффективном инструменте обеспечения конкурентоспособности отечественной промышленности;
. положение о необходимости эффективной государственной политики в сфере стандартизации, привлечении федеральных органов исполнительной власти к работам по стандартизации и обеспечения координации этих работ;
. положение о необходимости правового регулирования стандартизации, в том числе о различном статусе стандартов, в сферах, не подпадающих под действие ФЗ О техническом регулировании, в том числе в области охраны труда, экологии, социальных отношений и др.;
. обеспечение стандартизации в сфере обороноспособности, национальной (промышленной, экономической и др.) безопасности, в! том числе вопросы функционирования системы стандартизации оборонной продукции, являющейся подсистемой национальной системы стандартизации;
. положение о межгосударственных и отраслевых стандартах, предварительных стандартах, технических условиях на продукцию, других документах по стандартизации, широко применяемых в промышленности и бизнесе, а также в международной практике;
Справочно: Существующий фонд отраслевых нормативных документов (более 33 тысяч документов), составляет основную и подавляющую часть документации, по которой производятся вооружение и военная техника.
Около 18500 российских национальных стандартов (80% всего фонда) приняты путем введения в действие на территории России межгосударственных стандартов, разработанных для стран СНГ.
. положение о статусе национальных стандартов, применяемых в технических регламентах, нормативных правовых актах, а так! же в сфере закупок и поставок продукции (товаров, работ, услуг) для го сударственных нужд;
. положение о приоритетном бюджетном финансировании разработки национальных стандартов, используемых для исполнения государственных функций и оказания государственных услуг;
. положение о привлечении предприятий промышленности к участию в работах по стандартизации, в т.ч. об отнесении расходов предприятий и организаций по разработке национальных стандартов на себестоимость продукции;
. вопросы участия России в работах по межгосударственной (региональной) стандартизации, осуществляемых в соответствии с Соглашением Правительств стран СНГ от 1992 г. О проведении согласованной политики в области стандартизации...;
. вопросы участия России в деятельности международных организаций и систем стандартизации (ИСО, МЭК, МСЭ, Кодекс Алиментариус, ЕЭК ООН и т.д.). При этом соответствующие акты Правительства РФ предусматривают только финансирование ежегодных взносов в эти организации и системы.
 
4. Анализ международного и зарубежного опыта государственного регулирования в сфере стандартизации
 
Анализ зарубежной практики правового регулирования стандартизации на национальном уровне показывает, что большинство стран имеют в своем законодательстве отдельные законы о стандартизации (Австрия, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Израиль, Китай, Республика Корея, Мексика, Новая Зеландия, Япония, Армения, Беларусь, Молдова, Украина и др.), законы о создании и правовом статусе национальной организации по стандартизации, договоры (меморандумы о взаимопонимании) между правительствами и национальными организациями по стандартизации. При этом законы большинства развитых стран, регулирующие такие социально-экономические сферы, как охрана здоровья населения, охрана труда, контроль и охрана окружающей среды, защита интересов и прав потребителей, используют для конкретизации своих требований национальные стандарты.
Роль и статус стандартизации, как эффективного инструмента реализации социально-экономической политики, обеспечения безопасности, снижения технических нетарифных барьеров в торговле в последние годы существенной возрастает, что подтверждается повышением внимания к стандартизации на международной и национальном уровнях: рекомендации и анализ условий применения стандартов для технического регулирования ОЭСР, АТЭС, ИСО/МЭК; Рекомендации для правительств ЕЭК ООН относительно политики в области стандартизации; ежегодный отчет ВТО (2005) Торговля, стандарты и ВТО (по данным ВТО увеличение уровня гармонизации стандартов на 10% приводит к увеличению объемов торговли на 3%); докум! ент Еврокомиссии Методы ссылочных стандартов в законодательстве с акцентом на Европейское законодательство. Инициативные руководства; Закон США о передаче и совершенствовании национальных технологий (1996г.); национальная стратегия стандартизации США, одобренная Конгрессом США; Руководство Совета по стандартизации Канады по разработке и использованию стандартов в правовых актах (2006г.) и др.
Справочно: исследования, проведенные экспертами Германии, Австрии и Швейцарии и др. показали, что в масштабах национальной экономики совокупный эффект от проведения стандартизации составляет около 1% валового внутреннего продукта (ВВП), а ее вклад в экономический рост превышает соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий. В Великобритании вклад технологических преобразований в ВВП составляет около половины, при этом вклад стандартов в сами технологические преобразования составляет более 25% (2,5 млрд. фунтов стерлингов). Опыт зарубежных кампаний показывает, что вложения в стандарты дают на 1 единицу затрат от 20 до 40 единиц прибыли.
 
5. Социально-экономические, и иные последствия реализации будущего Федерального закона
 
С принятием Закона создается современная правовая база для решения широкого круга текущих и перспективных государственных социально-экономических проблем.
Закон О стандартизации, разработанный в соответствии со статьей 76 Конституции РФ обеспечит эффективное использование всех преимуществ стандартизации для обеспечения суверенитета страны, обеспечения единства и целостности ее экономического пространства. В том числе, для обеспечения диверсификации экономики и развития промышленности страны, прежде всего . для преодоления технологического отставания и модернизации российской экономики в целях повышения ее конкурентоспособности, а также для проведения эффективной социально-экономической политики государства.


Выскажите свое мнение


В избранное