Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 8 октября 2008 г.


8 октября 2008 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О стандартизации"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона О стандартизации
 
Предлагаемый проект Федерального закона О стандартизации направлен на формирование правовых и организационных основ стандартизации, в целях решения государственных задач:
- в экономической сфере: обеспечение единства и целостности экономического пространства Российской Федерации, повышение качества и конкурентоспособности российских продукции, работ и услуг, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках, стратегическое продвижение технологий, обеспечение рационального использования ресурсов, обеспечение государственных закупок, устранение технических барьеров в торговле;
- в социальной сфере: повышение качества жизни, уровня услуг в социальной сфере, решение экологических проблем, обеспечение охраны труда, защита интересов потребителей, реализа! ция национальных проектов;
- в сфере национальной безопасности: обеспечение обороноспособности и мобилизационной готовности, промышленной и экономической безопасности страны.
Законопроект создает правовую основу для решения задач, обеспечивающих эффективное применение инструментов стандартизации, путем разработки документов по стандартизации, создания систем и комплексов стандартов, систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции, систем обеспечения качества продукции и управления производством, систем обеспечения единства измерений, систем поиска и передачи данных; создания доказательной базы выполнения требований технических регламентов, проведения работ по унификации.
Анализ правоприменительной практики в области стандартизации показал, что глава 3 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ О техническом регулировании, посвященная стандартизации, имеет бессистемный, фрагментарный характер, а заложенные в ней цели и принципы стандартизации механически и не в полном объеме заимствованы из утратившего силу закона от 10 июня 1993 г. 5154-1 О стандартизации, не учитывая роль и возможности стандартизации в современных условиях функционирования экономики и социальной сферы, а также проводимой государственной политики по международной интеграции страны в мировую экономику. Федеральный закон О техническом регулировании направлен на решение государственных задач только в правовом поле технического регулирования, где национальные стандарты и(или) своды правил обеспечивают соблюдение требований технических регламентов на добровольной основе.
Зарубежный опыт правового регулирования стандартизации на национальном уровне показывает, что большинство стран имеют в своем законодательстве отдельные законы о стандартизации (Австрия, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Израиль, Китай, Республика Корея, Мексика, Новая Зеландия, Япония, Армения, Беларусь, Молдова, Украина и др.), законы о создании и правовом статусе национальной организации по стандартизации (Франция, США, ФРГ, Великобритания), договоры (меморандумы о взаимопонимании) между правительствами и национальными организациями по стандартизации (ФРГ, Великобритания, Франция). В этой связи очевидным становится необходимость разработки в Российской Федерации базового Федерального закона О стандартизации.
Законопроект формирует стандартизацию как систему правовых отношений между всеми субъектами . участниками работ в области стандартизации, определяя статус и роль стандартизации как ключевого фактора поддержки государственной социально-экономической политики и эффективного инструмента обеспечения конкурентоспособности отечественной промышленности.
Определены объекты стандартизации, заложены принципы проведения работ в области стандартизации, основными из которых являются: открытость, прозрачность и планирование работ, достижение при разработке и принятии стандартов консенсуса всех заинтересованных сторон, недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации.
Раскрывается терминологическая база, расширяющая понятийный аппарат в области стандартизации. Введены термины международные, региональные и межгосударственные стандарты, которые широко применяются, но определения которых не были закреплены на законодательном уровне. Дополнительно также, включены определения терминов отраслевые стандарты, стандарты саморегулируемых организаций, предварительные стандарты, национальная справочная служба стандартизации, государственный военный стандарт.
В законопроекте закреплены цели и основные направления государственной политики в области стандартизации, которая обеспечивается формированием и реализацией единой политики, участием в работах в области стандартизации органов государственной власти всех уровней, государственных корпораций, обеспечением координации такой работы, участием в работе по международной, региональной и межгосударственной стандартизации, поддержкой бизнес-сообщества в работах в области стандартизации, государственного материального и финансового обеспечения проведения таких работ.
Законопроект устанавливает организационную структуру национальной системы стандартизации, включающей Национальный орган по стандартизации, органы государственной власти всех ур! овней, технические комитеты по стандартизации, совещательные органы по стандартизации, подсистемы национальной системы стандартизации, государственные корпорации, общественные советы по стандартизации при органах государственной власти субъектов Российской Федерации; структурные подразделения в организациях и на предприятиях, ответственных за проведение работ по стандартизации, других субъектов, деятельность которых связана с работами в области стандартизации (общественные организации и объединения, организации, потребители, бизнес-сообщество и др.).
Наиболее значимыми новеллами в статьях, определяющих функции участников национальной системы стандартизации, являются:
- значительное расширение функций национального органа по стандартизации за счет координации деятельности участников работ по стандартизации, планированию работ по стандартизации, установления функций по обеспечению научно-методической поддержки предприятий и организаций бизнес-сообщества, формированию предложений по материальному и финансовому обеспечению решению государственных задач в области стандартизации, аналитической работы в сфере состояния и развития работ в области стандартизации, расширением объема работ по международному сотрудничеству в области стандартизации;
- полномочия федеральных органов исполнительной власти в области стандартизации, на которые возлагаются работы по организации, экспертизе и утверждению сводов правил, организации проверки документов в области стандартизации в сфере своих полномочий, по ! созданию в структуре органов власти подразделений, ответственных за проведение работ по стандартизации;
- полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области стандартизации. В последнее время в регионах проявляется рост заинтересованности по вопросам качества, охраны окружающей среды, долгосрочного развития. Эти региональные запросы реализуются формированием региональных и местных специфических программ, включающим и внедрением инновационной продукции. Это приводит к появлению и опубликованию документов в области стандартизации, которые не имеют аналогов на федеральном уровне. Кроме того, именно на региональном уровне наилучшим образом развивается и обеспечивается вовлечение местных предприятий в работы по стандартизации;
- положения о совещательных органах по стандартизации, к которым относятся Общественный совет по стандартизации, а также отраслевые и межотраслевые советы по стандартизации. Общественный совет по стандартизации, определяет приоритетные направления работ по стандартизации, обеспечивает согласованные действия федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной политики в области стандартизации, формируют предложения для национального органа по стандартизации, федеральных органов исполнительной власти по развитию стандартизации. На отраслевые и межотраслевые советы по стандартизации возлагаются функции не только координации работ на отраслевом уровне, но и реализация механизмов государственно-частного партнерства в области стандартизации, формирования предложений по развитию подсистем национальной системы стандартизации. Установлена возможность создания общественных советов по стандартизации при органах государственной власти субъектов Российской Федерации;
- расширена роль технических комитетов по стандартизации в выполнении работ по национальной и международной стандартизации. Установлены их функции в разработке и экспертизе документов по стандартизации, планировании работ по стандартизации, где технические комитеты являются основной экспертной организацией;
- предложения по созданию подсистем национальной системы стандартизации в целях повышения  активности промышленности в деятельности по стандартизации в отраслях экономики, повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
- определены формы проведения работ по стандартизации на предприятиях и организациях, включающие создание подразделений по проведению работ по стандартизации, в том числе международной стандартизации, разработку документации по системе менеджмента и управления производством, документов по постановке продукции на производство, по поставке материалов и комплектующих изделий, по обеспечению безопасности и охраны труда. Для стимулирования работ в области стандартизации предусмотрена возможность включения расходов предприятий, связанных с разработкой документов по стандартизации в себестоимость продукции.
Законопроектом определяется состав документов по стандартизации, в том числе, в сферах, не подпадающих под действие ФЗ О техническом регулировании: по оборонной и специальной продукции, услуг в социальной сфере. В перечень документов по стандартизации включены национальные стандарты, своды правил, международные, региональные, межгосударственные стандарты, государственные военные стандарты и другие документы по стандартизации оборонной и специальной продукции, общероссийские классификаторы, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, предварительные стандарты, стандарты организаций, в том числе саморегулируемых, отраслевые стандарты. Отраслевые стандарты применяются на добровольной основе до разработки соответствующих национальных стандартов или сводов правил.
Статья Законопроекта по планированию работ в области стандартизации, определяет порядок формирования раздельных взаимоувязанных планов по национальной, международной, региональной и межгосударственной стандартизации, планов развития стандартизации в отраслях экономики, научно-исследовательских работ. Разработка и утверждение таких программ осуществляется национальным органом по стандартизации на основе сформированных техническими комитетами по стандартизации предложений. Планирование работ по стандартизации осуществляется на среднесрочную перспективу с учетом приоритетных отраслей для экономики Российской Федерации. При разработке федеральных и иных программ, предусмотрено требование по выделению в таких программах разделов по стандартизации.
В Законопроекте установлен порядок разработки и утверждения документов по стандартизации. Разработчиком документов по стандартизации может быть юридическое или физическое лицо, общественная организация и объединение, обладающее необходимыми знаниями, квалификацией и опытом работы в области стандартизации и компетентность которых определяется техническими комитетами по стандартизации, федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, предприятиями и организациями в рамках их полномочий. Установлены этапы разработки и утверждения документов по стандартизации, внесения в них изменений. Определены условия разработки предварительных стандартов . это необходимость внедрения перспективных требований международных и региональных документов по стандартизации, а также накопления необходимого опыта и сведений об объекте стандартизации при отсутствии национального стандарта.
Законопроектом закреплено положение о необходимости проверки документов по стандартизации на соответствие законодательству, интересам государства, потребностям потребителей, уровню развития науки и техники, а также, требованиям национальных, государственных, международных, региональных, межгосударственных стандартов. Установленный срок такой проверки, как правило, не реже одного раза в пять лет.
Одной из важнейших статьей Законопроекта является статья, определяющая порядок применения документов по стандартизации, в том числе применения документов по стандартизации в действующем законодательстве, в нормативных правовых актах, договорах, контрактах, соглашениях, применения международных, региональных, межгосударственных  стандартов и национальных стандартов других стран. Установлено положение, направленное на обеспечение использования органами государственной власти национальных стандартов для целей обеспечения государственной политики. Безальтернативный подход добровольного применения национальных стандартов не соответствует зарубежной законотворческой практике и, как показывает опыт, приводит к серьезным социально-экономическим затратам. В этой связи в статье введены положения отражающие условия обязательности применения национальных и государственных военных стандартов, других документов по стандартизации.
Сформулированы положения регулирующие издание и распространение документов по стандартизации, информационные услуги. Предусмотрено создание Единой информационной системы по техническому регулированию, а также национальной справочной службы стандартизации, что должно обеспечить гарантии информационной открытости для субъектов стандартизации.
В законопроект внесены разделы, касающиеся вопросов стандартизации в сфере обеспечения обороноспособности и национальной безопасности. Сформулировано положение о стандартизации оборонной продукции, как подсистемы национальной системы стандартизации. Установлены основы практического взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств в рассматриваемой сфере, включая национального органа по стандартизации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в нормативно-правовом регулировании в области обороны.
В современных условиях глобализации рынков возрастает роль международной стандартизации, как механизма продвижения и обеспечения интересов РФ в экономической сфере на международном уровне. Поэтому особое место в Законопроекте занимает статья, связанная с международным сотрудничеством. Определены формы международного сотрудничества . это участие в работе руководящих органов международных и региональных организаций по стандартизации, участие в работе технических комитетов по стандартизации, разработка международных, региональных и межгосударственных стандартов. Участие в работе по международной и региональной стандартизации определено для всех субъектов национальной системы стандартизации, при главенствующей роли национального органа по стандартизации.
В Законопроекте закреплены положения, направленные на обеспечение государственных финансовых гарантий деятельности в области стандартизации. Определены источники финансирования, которые включают не только федеральный бюджет, но и другие внебюджетные источники. В статье содержится исчерпывающий перечень работ в области стандартизации, подлежащих обязательному бюджетному финансированию, а также работ, расходы на которые могут подлежать бюджетному финансированию. При этом для Федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при исполнении функций в области стандартизации устанавливается возможность привлечения внебюджетных средств на осуществление работ в области стандартизации.
С принятием Федерального закона О стандартизации в Российской Федерации создается правовая база для проведения работ по стандартизации, построения национальной системы стандартизации, отвечающей современным требованиям и позволяющей решать широкий круг государственных и социально-экономических задач для обеспечения суверенитета страны, единства и целостности ее экономического пространства, диверсификации экономики, преодоления технологического отставания, модернизации российской экономики в целях повышения ее конкурентоспособности.
 


Выскажите свое мнение


В избранное