Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Нефтегазовое оборудование и нефтесервисные услуги Выпуск от 10/10/2008


10 октября 2008 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Владимир Путин: Юрий Дмитриевич Маслюков возглавляет в Госдуме комитет по промышленности, и мы надеемся на конструктивную совместную работу

Стенограмма встречи Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина с депутатами фракции КПРФ В Государственной Думе 9 октября 2008 года



В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы сегодня, как и договаривались с Геннадием Андреевичем (Зюгановым), встречаемся в таком большом составе. В начале нашей беседы хотел бы отметить, что наряду с другими фракциями фракция Коммунистической партии Российской Федерации является одной из старейших в Государственной Думе. Вы участвовали в работе всех пяти ее созывов, заложили многие традиции, которыми живет современный российский парламент. Рассчитываю, что сегодня мы также сможем откровенно, по-деловому, обменяться мнениями по самому широкому кругу вопросов.

Прежде всего, хотел бы поблагодарить фракцию и партию за то, что, несмотря на различные, порой диаметрально противоположные подходы к развитию страны, к решению тех или других вопросов, все-таки по наиболее важным, жизненно важным вопросам для развития, существования самого Российского государства, мы всегда находим понимание. Так было и применительно к недавнему кризису на Кавказе. Хочу поблагодарить за поддержку действий Президента, Правительства, государства в целом - за ту поддержку, которая была оказана нашим действиям в этом кризисе. Сегодня, спустя два месяца, мы по-прежнему едины в оценке происходящего и будем продолжать консолидировано отстаивать интересы России.

Фракция КПРФ уделяет большое внимание развитию реального сектора экономики, поддержке отечественного производителя, и наши взгляды, как я уже отметил, далеко не всегда совпадают по целому ряду вопросов в этих сферах. Тем не менее, вы знаете статистику: уже 10 лет отечественная промышленность растет темпами 8-10%. Причем в последние годы именно обрабатывающие производства, я хочу это подчеркнуть, именно обрабатывающие производства, а не добыча полезных ископаемых вносят основной вклад в увеличение объемов выпуска продукции. Если вы посмотрите на структуру роста, то вы со мной согласитесь.

В январе-августе 2008 года рост промышленного производства составил 5,3%, при этом обрабатывающие отрасли увеличили выпуск на 7,6%. Что особенно отрадно - в обрабатывающую промышленность пришли серьезные инвестиции. В 2007 году их объем впервые превысил 1 трлн. руб. Наметилась также тенденция к росту производительности труда, что очень важно - 5-7 % ежегодно. Кстати говоря, к сожалению, и, я уверен, что, несмотря на разность подходов к целому ряду проблем, многие из сидящих здесь со мной согласятся - к сожалению, рост производительности труда до сих пор отстает от роста реальных доходов населения.

Правительство России считает своим долгом содействовать развитию реального сектора экономики, в том числе - мерами таможенно-тарифного и налогового регулирования. В рамках приоритетного национального проекта "Образование" реализуются мероприятия по подготовке рабочих кадров в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Хотя здесь проблем очень много, особенно это касается подготовки рабочих кадров. В недавно рассмотренной Правительством Концепции долгосрочного социально-экономического развития значительное место уделено проблемам ключевых отраслей. Это авиа- и судостроение, ракетно-космический и атомный комплексы, электроника, тяжелое машиностроение. И дело даже не в том, что мы рассматривали это в программе долгосрочного развития. Вы не могли не заметить, что на протяжении последних двух-трех лет мы стараемся сконцентрировать административные и финансовые ресурсы на этих ключевых отраслях развития.

Замечу, что, несмотря на кризисные явления в глобальных финансах, мы не намерены отказываться от политики развития и повышения конкурентоспособности реального сектора производства. Наоборот, такая задача становится особенно актуальной. Мы будем четко разделять антикризисные меры и решение стратегических вопросов. Именно сегодня востребованы институциональные преобразования, которые позволят вывести промышленность на качественно новый уровень и тем самым повысить устойчивость экономики в целом. В ближайшие год-два нам предстоит существенно обновить нормативную базу регулирования промышленности, принять современные технические регламенты.

Представитель КПРФ Юрий Дмитриевич Маслюков возглавляет в Госдуме комитет по промышленности, и мы надеемся на конструктивную совместную работу над проектами законов в сфере технического регулирования. Юрий Дмитриевич знает, насколько это тяжело. Даже если мы принимаем какие-либо здравые решения, внедрить их реально в жизнь очень сложно. Кстати, первый такой законопроект, регулирующий требования к безопасности низковольтного оборудования, был одобрен Правительством и вскоре поступит в Государственную Думу.

Еще одна тема - это забота о старшем поколении, о ветеранах и пенсионерах. Мы не один месяц обсуждали модель развития пенсионной системы, а может быть даже и не один год, если по-честному сказать. Это очень ответственное решение, которое потребует задействовать значительные бюджетные ресурсы. Эти решения должны иметь соответствующий результат и в ближайшей, и в среднесрочной, и в долгосрочной перспективе - я об этом еще скажу позже, - и в сценарии развития пенсионной системы до 2050 года, ее укрепления и придания ей стабильности. Мы должны будем решить проблему справедливой оценки советского трудового стажа и, тем самым, повысить пенсии для тех людей, которые, в большинстве своем, уже не могут самостоятельно улучшить свое материальное положение. Предложение проиндексировать пенсионные права, приобретенные до 2002 года на 10% плюс 1% за каждый год так называемого "советского" стажа, представляется на данном этапе оптимальным. И я бы просил вас его поддержать.

Знаю, что для КПРФ одной из главных тем является память о войне, поддержка ветеранов, военно-патриотическое воспитание молодежи. Поэтому хотелось бы обсудить с вами и предстоящее в 2010 году празднование 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Мы завершим к этой дате обеспечение ветеранов войны жильем и специальным автотранспортом. Необходимые решения, вы знаете, приняты, в том числе на уровне Президента Российской Федерации. Бюджетное финансирование - предусмотрено. Хотелось бы рассчитывать на то, что Госдума предложит новые направления, связанные с улучшением положения ветеранов, с каждодневной заботой об участниках войны и пенсионерах в целом.

В заключение - несколько слов о бюджетном процессе. Второе чтение проекта федерального бюджета намечено на 17 октября. При голосовании в первом чтении ваша фракция его не поддержала. Тем не менее, хотелось бы услышать от вас предложения ко второму чтению. Желательно, конечно, чтобы они были конструктивными, учитывали реальные возможности государства. Не провоцировали бы раскрутку инфляции, о которой, наверняка, мы сегодня в ходе дискуссии будем говорить. Эти вещи взаимосвязаны. Мы с вами это понимаем.

Со своей стороны, Правительство объявило о дополнительных инициативах на 2009 год. Помимо расходов, связанных со стабилизацией ситуации на финансовых рынках, это выделение дополнительных 80 млрд. рублей на перевооружение армии и расквартирование войск. Полагаю, у фракции КПРФ нет причин не поддержать эту инициативу.

Это все, что я хотел бы сказать в начале. Прошу Вас, Геннадий Андреевич.

Г.А.Зюганов: Владимир Владимирович, хочу от имени фракции поблагодарить Вас за эту встречу. Мы с Вами встречаемся регулярно многие годы как с руководителем страны, но в таком формате наша фракция с Вами встречается впервые. Считаем, что время для встречи выбрано удачно. Оно очень острое и ответственное, поэтому мы хотели бы, чтобы разговор шел откровенный, тем более, что наша фракция отличается высоким профессионализмом.

Мы в ходе подготовки к думским и президентским выборам сформировали программу "20 шагов достойной жизни" - для каждого человека, не только олигархии - и издали тиражом почти в 200 млн. экземпляров. Ознакомили все регионы и всех сознательных граждан и получили солидную поддержку как на местных, так и на думских выборах, и активно продолжаем ее реализовывать в стенах Государственной Думы.

Хочу Вам сказать, что у нас подготовлено 11 отраслевых программ, которые переданы Вашим Министерствам и ведомствам. Но, к сожалению, многие толковые предложения в текущей практике не учитываются.

Хотел бы сегодня обратить Ваше внимание на то, что в нашей фракции есть такие депутаты, как Ж.Алферов - нобелевский лауреат, И.Мельников - один из крупнейших ученых в области образования, О.Смолин, из под пера которого вышли основные законы по образованию, Т.Плетнева и Н.Останина - люди, профессионально знающие школу и детство. Они подготовили прекрасную программу поддержки науки и образования, борьбы с беспризорностью. Но, к сожалению, А.Фурсенко со своей командой не видит эту программу и не реализует ее в должном объеме.

Вы тогда в Белгороде провели блестящую встречу на предмет этой темы, давали необходимые поручения. Но должен сказать Вам, что Министерство относится к ним прохладно.

Вы помните, что после дефолта Е.Примаков и Ю.Маслюков вытаскивали страну из очень тяжелого положения. Тогда золотовалютные резервы составляли 6-7 млрд. долларов, а цена за баррель нефти была 12-15 долларов. Тем не менее, им удалось за восемь месяцев прибавить промышленности 24%. У нас большая группа специалистов - Ю.Маслюков, С.Муравленко, Романовы, С.Собко, С.Савицкая, В.Комоедов, которые прекрасно знают реальное производство и проблемы безопасности и отстаивают эти вопросы в Государственной Думе.

Мне кажется, было бы полезно дать поручение Министерствам и ведомствам повнимательнее отнестись к целому ряду конкретных предложений на сей счет, в том числе и при рассмотрении бюджета во втором чтении.

Вы знаете, какая ситуация с аграрным сектором. В.Стародубцев - один из старейших, опытнейших аграриев страны, В.Кашин и Н.Харитонов готовили закон о защите сельского хозяйства и его поддержке. К сожалению, он был выхолощен и не принят в должном объеме. И сейчас мы испытываем в этой связи большие трудности.

С.Решульский, А.Локоть, Н.Коломейцев и С.Левченко прекрасно знают местное самоуправление и внесли целый ряд предложений на сей счет. И, тем не менее, и здесь нет четкого и ясного понимания.

В.Илюхин еще шесть лет назад подготовил закон о борьбе с коррупцией. Готовил вместе со специалистами, используя международные знания и практику. И, тем не менее, только сейчас есть возможность ряд статей этого закона включить при очередном рассмотрении предложений Президента Д.Медведева.

Ю.Квицинский у нас - опытнейший дипломат, возглавляет Комиссию по международным отношениям при Президенте. И мы вместе вырабатывали как общий курс на Кавказе, так и взаимоотношения с ближайшими соседями, и уверенно его отстаиваем. Хочу прямо заявить, что все, что связано с национальными, государственными интересами, укреплением нашей безопасности, нашей фракцией и партией всегда поддерживалось. И в этом отношении можно спокойно рассчитывать на нашу согласованную линию. Мы ее недавно проводили в Парламентской Ассамблее Совета Европы, где 130 парламентариев из 45 стран, записавшись для выступления, пытались нас всех воспитывать и учить. И, тем не менее, удалось доказать, что наша позиция - взвешенная, правильная. И попытки снять, в том числе, наше представительство в ПАСЕ или, по крайней мере, его ограничить, там с треском провалились.

Рядом с Вами сидит полковник "Альфы" наш депутат О.Денисенко, который участвовал в операциях в Беслане, который сопровождал Вас в одной из первых Ваших сложных поездок по Чечне. У него есть хорошие предложения по усилению этой работы. Мне кажется Вам, как специалисту, было бы полезно тоже их выслушать.

У нас есть и значительная группа молодых депутатов - Ю.Афонин, Д.Новиков, А.Андреев, В.Соловьев, А.Корниенко, которые знают молодежные проблемы. И сейчас мы активно готовимся к 90-летию Ленинского комсомола. Хочу Вас поблагодарить за разрешение провести это крупнейшее мероприятие - через комсомол прошло почти 40 млн. граждан нашей страны - в Кремлевском дворце съездов. Дали согласие принять участие в этом мероприятии делегации всех без исключения бывших республик Советского Союза, и приедет очень много представителей от крупнейших молодежных организаций планеты.

Мне представляется очень важным сейчас, когда Правительство и руководство ставит задачу выработки стратегии развития нашей страны на ближайшие 20 лет, честно посмотреть на обстановку и выработать основные критерии. Наша точка зрения связана с тем, что монетаристский курс, по сути дела, потерпел поражение. Недавно Н.Саркози, выступая на встрече четырех лидеров Европы, откровенно сказал: тот, кто полагает, что рынок все отрегулирует, тот ничего не понимает в современной экономической обстановке. Мое личное мнение, что США не удастся в ближайшее время вылезти из той петли, в которую они сами себя загнали, превратив свою экономику и финансы в большое мировое "казино". Всяких финансовых обязательств, бумаг и векселей ими выпущено на 643 трлн. долларов. Ни 700 млрд., ни 2 трлн. их не спасут. Этой "заплатки" будет мало для того, чтобы остановить тот обвал, который там начался. Он неизбежно будет продолжаться. К слову, когда говорят, что они там правильно решают, я считаю, что как раз последние три-четыре десятилетия показали, что это далеко не так. Их охватывал топливно-энергетический кризис, они потерпели морально-политическое и военное поражение во Вьетнаме, они в геополитическом плане, во многом, уже потеряли Латинскую Америку и по локоть в крови увязли в Афганистане и Ираке. Сегодняшний финансовый обвал - еще одно красноречивое тому доказательство.

К слову, перед самой депрессией в Америке был президент Г.Гувер, который очень похож на Дж.Буша и по типу, и по характеру мышления. И когда Ф.Рузвельт пришел к власти, он прислал в советскую страну своих лучших экономистов, которые в течение нескольких недель изучали, как мы организовывали выполнение первой пятилетки. Вернувшись назад, они сказали: политическая система для нас не годится, она однопартийная; а с экономической точки зрения многие вопросы решаются мудро. И Рузвельт, во многом, взял из советской системы и защиту бедных, и социальное регулирование, и регулирование финансовых потоков.

Мы вырабатываем свою стратегию на фоне того, что происходит на Украине. Я знаю Вашу обеспокоенность, и мы ее не только разделяем, но и готовы максимально сложить усилия. Вчера В.Ющенко распустил Парламент. На 7 декабря назначены выборы. Но Вы знаете, что даже по острым кавказским событиям в Украине и в других странах нас единодушно поддержали "левые". Поэтому вопрос выборов в Украине приобретает для нас особый смысл. Это рубежные выборы, и, если появится в перспективе один-второй Ющенко, - это опасность большая, чем "бандеровцы" и Мазепа вместе взятые. Поэтому максимально надо сложить усилия для того, чтобы Украина была дружественной и братской. Потому что без сложения усилий России, Украины и Белоруссии - а это примерно 210 млн. граждан и более широкие возможности как на рынке, так и в производстве, - нам выбираться в ближайшие годы будет сложно.

Что касается нашей страны, да, в последнее время лучше работает реальный сектор производства. Хотя сейчас идет спад и трудности в строительстве. Износ основных фондов превысил 20 лет, и они продолжают стареть. Из миллионов километров трубопроводов, на которых стоит наша страна, почти 700 тысяч - изношены, и половина находится в аварийном состоянии.

Но самое опасное связано с демографией. Ваши усилия в этой области во время Вашего президентства дали небольшой толчок, но мне представляется, что Правительство должно здесь утроить, удесятерить усилия. Назову Вам несколько цифр. У нас при нынешней демографической политике через семь лет будет 135 млн. жителей. Через 2-3 года начнется новый обвал, потому что будут вступать в возраст, когда рожают и умножают семьи, те, кто родился в 1991-1995 годах. Там у нас почти двойные потери. В США будет 315 млн. жителей, в объединенной Европе - более 500 млн., в Китае - 1,4 млрд. Но у нас число работающих и пенсионеров уравняется. И в результате получаем ситуацию, при которой надо стимулировать молодую семью иметь трех детей. А это означает, что отец должен будет кормить трех детей, свою жену, которая должна смотреть за этим "детским садом", и четырех престарелых родителей. Один работоспособный должен кормить восемь человек. Он должен иметь, минимум, 15-17 лет образования, он должен иметь великолепную технику и хорошее здоровье. А при нынешнем курсе и социальной системе, у нас уже 7 из 10 человек платят за образование. В современной Германии, Вы знаете, 9 из 10 учатся за счет государства, во Франции - 8 из 10. Япония приняла беспрецедентное решение всем гарантировать при поддержке государства полное бесплатное образование в 21 веке. У нас все с точностью наоборот, хотя советская страна даже после войны гарантировала всем молодым людям качественное образование.

У нас около 40% жилья времен хрущевской эпохи. И ситуация не выправляется на этом рынке, все сваливается на плечи граждан. Из 74 млн. работающих граждан 55 млн. имеют средний доход 5-8 тысяч рублей при квартплате 2-3 тысячи рублей. Это бедное прозябание.

Что касается нового курса в трехлетнем бюджете, там есть прибавки в социальной сфере, иногда до 30% и так далее, но принципиально он не изменился. Этот бюджет не стимулирует развитие производства и социальную сферу, то есть вложения непосредственно в таланты и способности человека. Он усиливает расслоение, способствует в известной мере коррупции чиновников. На наш взгляд, неверен сам принцип его формирования. Нельзя быть развитой современной страной, не обеспечивая доступа национальному производителю всех форм собственности к источникам финансирования.

Мы не раз говорили господину Кудрину: "Давайте "уложим" производство, у нас накоплены огромные средства, для этого есть все необходимое - и желание, и все". Но нет, "производство не переработает", "чиновники растащат". Не хотите так - снизьте налоги, дайте возможность тем, кто уже заработал, использовать их для обновления производства и дальнейшего развития. Нет - тогда будет дыра в бюджете. Но других способов решения производственных проблем в мире пока не изобрели.

Поэтому наша точка зрения, что монетаристский курс нынешнего Минфина и той команды, которая у Вас есть, начиная от А.Кудрина, В.Христенко, Г.Грефа, А.Улюкаева и многих других, в принципе, не состоятелен. И новые реалии, которые возникли в мире, требуют качественно иной команды, способной прежде всего ориентировать на развитие производства и вложения в человека.

Мы считаем, что господин Кудрин со своей командой с этой задачей не справится. Назову несколько примеров из того бюджета, который он внес в Думу. Инфляция планируется в следующем году в 7,5 - 8,5%. Открываю следующую страницу. Тарифы: газ увеличивается на 25%, электроэнергия (в зависимости от вида) - 19 - 26%, жилищно-коммунальные платежи - 22%. Очевидно, что для наших сограждан, наших избирателей инфляция будет 20 - 25%, а не 7 - 8%. Если посмотреть на Федерацию, где трехуровневое бюджетное планирование, то налоговая система, которую предложил г

В избранное