Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Великолепные домашние блюда - для начинающих и опытных # 76. Детская кухня ясельного возраста



 Великолепные
    Домашние Блюда
 - рецепты для начинающих и опытных

    Электронное периодическое издание
    76-й выпуск

 

При приготовлении блюд для детского питания острые специи не добавляются!
У детей вкусовые рецепторы настолько чувствительны,
что специи им или не нужны, или просто неприятны.
И, по возможности, в питании следует заменять сахарозу на фруктозу, глюкозу и мед.


 Детская кухня ясельного возраста

Несколько блюд
для меню малыша

Зеленый салат (с 1,5 лет)

Для приготовления 1 порции потребуются:
3 листика салата
1/2 свежего огурца
1/5 крутого яйца
2 ч. л. сметаны или кефира

ПРИГОТОВЛЕНИЕ

Мелко нашинковать очищенный огурец и листья салата, нарубить яйца, все смешать, немного подсолить и заправить сметаной или кефиром.

Суп молочный с цветной капустой

Для приготовления потребуются:
100 г цветной капусты
3-4 ст. л. отваренного и протертого риса
200 г молока
250 г воды
кусочек сливочного масла величиной с лесной орех
1 ч. л. раствора соли

ПРИГОТОВЛЕНИЕ

Кочан цветной капусты вымыть, разделить на мелкие кочешки, положить в кипящую подсоленную воду и варить до тех пор, пока капуста не станет мягкой (15 минут). Сваренную капусту положить на сито, а в горячий отвар положить протертый рис и варить 15 минут. После этого влить подогретое молоко, положить отварную капусту и кипятить 2-3 минуты. В тарелку с супом положить кусочек сливочного масла и гренки из пшеничного хлеба.

Суп картофельный с фрикадельками

Для приготовления потребуются:
картофель - 1/2
репчатый лук, морковь, корень петрушки - по кружочку
сметана - 1 ч. л.
вода - 3/4 стакана
мясо (самостоятельно приготовленный фарш) - 1 ст. л.
хлеб пшеничный - 1 ломтик
яйцо взбитое - 1 ч. л.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ

Мякоть мяса пропустить через мясорубку вместе с луком; полученную массу подсолить, добавить размоченный в холодной воде белый хлеб и пропустить через мясорубку еще раз, ввести яйцо и хорошо взбить; рукой, смоченной в воде, сделать из фарша шарики размером с орех, опустить в готовый кипящий бульон и варить 6-8 минут, готовые фрикадельки вынуть шкмовкой из бульона. Вымытые и очищенные овощи мелко нарезать, заложить в готовый кипящий бульон и варить до готовности. В тарелку с супом положить 3-4 фрикадельки и заправить сметаной.

Пудинг морковный с рисом и творогом (с 1 года)

Для приготовления потребуются:
морковь - 1 шт.
молоко - 1/4 стакана
рис - 1 ст. л.
яйцо - 1/2
сахар - 2 ч. л.
творог - 1/5 пачки
сливочное масло - 2 ч. л.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ

Очищенную морковь мелко нашинковать, сложить в кастрюлю, добавить молоко, масло (половину нормы) и тушить до готовности; добавить отварной рис, протертый творог, сахар, оставшееся масло, желток, все хорошо вымешать и осторожно ввести взбитый белок; полученную массу выложить в форму или глубокую сковороду, разровнять, сбрызнуть маслом и запечь в духовке.

Пудинг из трески (с 1 года)

Для приготовления потребуются:
треска - 100 г
сливочное масло - 2 ч. л.
белый хлеб - 1 ломтик
молоко - 3 ст. л.
яйцо - 1 шт.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ

Филе из трески без кожи (половина нормы) сварить, остудить, соединить с оставшейся сырой треской, замоченным в молоке белым хлебом и пропустить через мясорубку, полученную массу сложить в кастрюлю, добавить оставшееся молоко, желток, растопленное сливочное масло, все хорошо взбить, ввести взбитые в пену белки, осторожно перемешать, выложить в форму, смазанную маслом, и сварить на водяной бане или запечь в духовке.

Рыба отварная по-польски (с 2 лет)

Для приготовления потребуются:
рыба - 300 г
сливочное масло - 6 ч. л.
яйца - 1 шт.
лук, морковь, корень петрушки
лимон - 1/15 шт.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ

Филе рыбы отварить в воде с кореньями и овощами. Крутое яйцо нарубить, положить в растительное масло, добавить сок лимона, рубленую зелень и 3 ложки рыбного бульона. При подаче на стол рыбу полить этим соусом.

Суфле творожное паровое (с 1 года)

Для приготовления потребуются:
творог - 1/4 пачки
рисовая мука - 1 ч. л. или отваренный и протертый рис - 1,5 ст. л.
молоко - 1/4 стакана
яйцо - 1/4 шт.
песок - 1 ст. л.
сливочное масло - 1 ч. л.
сметана - 1 ст. л.
ванилин

ПРИГОТОВЛЕНИЕ

Творог пропустить через мясорубку, соединить с сахаром, с рисовой мукой или протертым отваренным рисом, ванилином, молоком, яичным желтком, перемешать и в полученную массу осторожно ввести взбитые в пену белки; выложить ее в форму, смазанную маслом, сварить на водяной бане и подать со сметаной.



О питании малышей

Что нужно малышу с первых дней появления на свет? Тепло материнского тела, заботливые объятия отца, любовь и внимание всей семьи и конечно здоровое и полезное питание. Сначала все необходимое для своего развития он получает вместе с материнским молоком. Малыш растет, набирает сил, формируется и развивается. Здесь все понятно, а что дальше?

Вот перед вами сидит уже совсем "большой человек". В свои полтора года он открывает для себя мир, пытается делать все самостоятельно, и вы уже чувствуете, как он начинает проявлять свой характер. К двум годам у него уже начинает вырабатываться вкус, и появляются свои пристрастия и желания, в том числе и к еде. Но, давайте по порядку.

Организовать правильное питание ребенка старше года совсем непросто. Малыш растет, ему требуется много получаемых с пищей элементов и энергии для полноценного формирования организма, для необходимых для развития игр, поэтому он нуждается в специальном питании, разнообразном и полезном, сбалансированном и вкусном. Правильное питание включает в себя не только набор определенных продуктов, но и подразумевает наличие первых навыков культурного поведения.

Уже в год ваш малыш пытается есть ложкой самостоятельно. Не препятствуйте ему в этом, но прежде оденьте ребенку фартучек, чтобы предохранить одежду. Не ждите, что он сразу научится есть сам, и не позволяйте суетливым взрослым раздражать его своими требованиями не лезть в еду руками. Ребенок, который запускает руки в свою кашу или болтает пальцами в кружке с молоком, экспериментирует с самоконтролем, а не проявляет дурные манеры. Ребенок, который тянет за едой время, возможно, хочет привлечь внимание родителей, чтобы они сели рядом с ним и дали ему какую-нибудь другую еду. Может быть, он вовсе и не голоден, тогда еду необходимо спокойно убрать. И помните, что здоровый нормальный ребенок обычно съедает столько, сколько ему требуется. Проявлять излишнюю настойчивость "ложку за маму, ложку за папу" не следует. Гораздо полезнее проследить, чтобы ребенка ничего не отвлекало от еды - будь то громкий разговор, телепередача, игрушки.

Каждый ребенок рождается с присущим ему хорошо функционирующим механизмом голода. Он подсказывает ребенку, когда следует, есть, а когда нужно остановиться. Если родители и ребенок прислушиваются к этому механизму, то налицо нормальный рост и аппетит.

Психологи и опытные воспитатели считают обязательными меры воспитательного характера. Перед кормлением ребенку надо вымыть руки. Позже, когда подрастет, он должен делать это сам. Не забывайте его похвалить при этом.

Посуда для еды должна быть удобной, безопасной и по возможности, красивой. Ребенок рано должен приучаться есть сам, ему надо терпеливо помогать, но не мешать пользоваться ложкой.

Еда для малыша должна быть не только полезной, но и вкусной, сбалансированной, а следовательно, и возможно более свежей и разнообразной, включающей необходимое количество животных белков, в том числе обязательно белков мяса и рыбы (а не только молока). Яйца (обязательно термообработанные) являются компонентом здорового питания только в ограниченном количестве - до 1-3 штук в неделю (в зависимости от возраста).

По многим объективным показаниям манка (столь популярная в детском питании в России) не может быть признана компонентом здорового питания малыша до 3-х лет.

Никакое вегетарианство в детском питании (и в питании беременной) недопустимо, как НЕИЗБЕЖНО ведущее не только к нарушению развития всего организма ребенка, но и к грубому недоразвитию головного мозга, и к развитию слабоумия!

Несмотря на пропаганду грудного вскармливания, многих детей с первых месяцев кормят коровьим молоком, манной кашей, козьим молоком. С ближайшими последствиями такого питания мы имеем дело каждый день: рахит, спазмофилия, дисбактериозы, частые простудные заболевания и т.д.

Казалось бы - нет в педиатрии темы столь изученной, столь очевидно актуальной, как тема кормления детей первого года жизни. Студенты педиатрических факультетов несколько семестров изучают правила и тонкости вскармливания; именно тактические задачи, связанные со вскармливанием малышей, ежедневно решают практические врачи; сотни учебников, руководств и методических рекомендаций посвящены рассматриваемой теме... А проблем и вопросов меньше не становится. Парадокс? На первый взгляд - да. Но только на взгляд поверхностный. А при внимательном рассмотрении - ничего парадоксального. Ибо декларируемые медицинской наукой стратегические принципы вскармливания сплошь и рядом теряют свою актуальность при попытке теоретическую стратегию адаптировать к тактике повседневного бытия реального педиатра и его не менее реальных пациентов.

Академические ответы на вопросы о том, "что такое хорошо и что такое плохо", - вполне очевидны. Да, естественное вскармливание лучше искусственного. Да, адаптированная молочная смесь лучше манной каши, вообще, крайне нежелательной в питании ребенка до 3-х лет. Лучше для здоровья ребенка, для его родителей, для общества. Осталась самая малость - довести эту информацию до непосредственно кормящих и создать условия, дабы конкретные действия не противоречили академическим декларациям. Вот здесь и начинаются подлинные проблемы: практическая медицина без участия общества и государства ни информацию не может распространить, ни условия создать. Т.е. задача вроде как архиважная, государственная, а решение ее возложено на нищее, бесплатное и бесправное здравоохранение.

Можно, разумеется, помечтать о государственной программе поддержки естественного вскармливания, о том, как средства массовой информации будут всячески поддерживать женщин в стремлении кормить грудью, а страницы, отведенные на рекламу детских смесей, начнут делиться опытом и давать рекомендации о том, как без этих смесей обойтись в принципе. Если принять за аксиому тот теоретический факт, что лечение детей в нашей стране бесплатное, несложные арифметические подсчеты покажут: отобрать бутылочку с коровьим молоком и за государственный счет выдать качественную молочную смесь очень даже выгодно экономически, ибо смесь дешевле, чем десятки грядущих стационарных койко-дней… Но все это мечты и теория. Не до подсчетов пока "там, наверху". Поэтому давайте опустимся вниз, в нашу общую реальную практическую педиатрию и посмотрим - а все ли благополучно здесь?

Начнем с начала, т.е. с роддома.

Тактика поддержки естественного вскармливания на этом этапе во всем цивилизованном мире базируется на совместной декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ, принятой в 1989 году и адресованной медицинскому персоналу больниц, роддомов, поликлиник, организациям социальной защиты материнства и детства. Декларацию эту имеет смысл привести полностью.

Декларация ВОЗ/ЮНИСЕФ:

      "10 принципов успешного грудного вскармливания"
1. Строго придерживаться установленных правил грудного вскармливания и регулярно доводить эти правила до сведения медицинского персонала и рожениц.
2. Обучать медицинский персонал необходимым навыкам для осуществления практики грудного вскармливания.
3. Информировать всех беременных женщин о преимуществах и технике грудного вскармливания.
4. Помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение первого получаса после родов.
5. Показывать матерям, как кормить грудью и как сохранить выработку молока, даже если они временно отделены от своих детей.
6. Не давать новорожденным никакой другой пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями.
7. Практиковать круглосуточное нахождение матери и новорожденного рядом в одной палате.
8. Поощрять грудное вскармливание "по требованию младенца", а не по расписанию.
9. Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств и устройств, имитирующих материнскую грудь (соски и др.).
10. Поощрять организацию групп поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из родильного дома или больницы.


При первом же знакомстве с беременной и в Европе, и в Америке врач вручает женщине кипу красочных буклетов, в подробностях информирующих "о преимуществах и технике грудного вскармливания" (см. п. 3-й "10-ти принципов"). Аналогом этого в нашей стране является запись в карточке: "Патронаж беременной. Проведена беседа о пользе грудного вскармливания". В целом, знакомство с реалиями среднестатистического отечественного роддома позволяет с грустью констатировать - соблюдение каждого из вышеупомянутых "10 принципов" - скорее исключение, нежели правило. Да по сути, нет в России никакой грамотной врачебной пропаганды! Нет и в обществе негативного отношения к женщинам, не желающим кормить грудью (подчеркиваем - не желающим, ибо важно не путать их с теми, кто просто не имеет такой возможности).

А если начать с того, что во всех поликлиниках, во всех женских консультациях, во всех роддомах вывесить эти ВОЗовские 10 принципов. У кого после этого трудности возникнут? Вопрос риторический. Попробуйте потом объяснить родильнице, на каком основании этого ребенка накормили смесью, а тому дали пустышку. Попробуйте реализовать принцип "не давать питья", если для поддержания адекватной температуры в палате новорожденных включаются несколько обогревателей и влажность воздуха, в связи с этим, не превышает 30%. А учитывая физиологические особенности терморегуляции новорожденного, приходим к выводу: при такой влажности кого угодно можно до эксикоза довести, вот и получается, что "медицинские показания" к допаиванию есть у всех…

Абсолютное большинство женщин хотят кормить грудью своего ребенка. Ибо желание это инстинктивное, естественное. Проблемы возникают, и совсем не редко, а главное препятствие в решении этих проблем - наличие быстрого и надежного способа ребенка накормить. Мало молока - проблема, но ведь сплошь и рядом - "НЕТ МОЛОКА - НЕТ И ПРОБЛЕМЫ". Есть другой путь - СМЕСИ, коих в продаже предостаточно - на любой вкус, почти на любой кошелек - и это превосходный бизнес для продавцов и производителей.

Факторы, принципиально влияющие на лактацию, общеизвестны: наследственность, психологическое состояние матери, раздражение соска в процессе сосания. Все остальное - разнообразные чаи и фармакологические средства - в большей степени реализация классического ментального принципа "ну надо же что-то делать!", нежели реальная помощь. Мало молока, так действия, казалось бы, очевидны - не суетиться, успокаивать, поддерживать, поощрять, держать ребенка возле груди сутками, внушать уверенность кормящей в том, что все получится, получится обязательно! Некогда всем окружающим и медработникам? Конечно, можно требовать от государства ставку психолога в каждый роддом - чтоб было кому улыбаться и вселять уверенность. Но в первую очередь женщина должна прилагать собственные усилия для решения этой задачи.

Самое печальное состоит не только в том, что в России подавляющее большинство родивших женщин не имеют ни малейшего представления о том, как надо. Основная печаль в другом - даже обладая знаниями, принципиально влиять на действия практического медицинского персонала очень трудно. Но, переступив порог собственного дома, молодая мать, казалось бы, имеет возможность и находиться рядом круглосуточно, и кормить по требованию, и не давать "никаких успокаивающих средств и устройств". Возможность имеется, но окружающая среда в лице родственников и, совсем не редко, медицинских работников, настойчиво навязывает совершенно определенные уродливые стереотипы поведения.

Патронажная медсестра или женщина-педиатр сплошь и рядом делятся с молодой мамой своим личным опытом, а не положениями современной педиатрии. Хотя ВОЗ однозначна в своих рекомендациях:
    - полноценное и разнообразное питание кормящей маме, обязательно содержащее достаточное количества животного белка,
    - ребенку до полугода никакого прикорма не требуется,
    - кормление грудью (после 6-ти месяцев уже на фоне дачи прикорма) должно продолжаться не менее 12-14 месяцев,
    - никакое искусственое отрывание ребенка от груди недопустимо.


При отсутствии материнского молока - качественная молочная смесь, но, опять-таки, до 6 мес. ни о каком прикорме речь не идет! Откуда же берется повальное стремление дать в месячном возрасте яблочный сок, а в 4 мес. накормить овощным супом?

Неужели все это происходит вопреки рекомендациям современной педиатрии?

Несколько поколений отечественных педиатров воспитаны на знаменитом "Справочнике по детской диететике" (под ред. И.М.Воронцова, А.В.Мазурина. - Л.: Медицина,1980), авторам которого принадлежит научно абсолютно обоснованное заключение: "...всякая попытка вскармливания ребенка молоком другого биологического вида является, по существу, экологической катастрофой для этого ребенка".

Очевидно, что коль скоро даже коровье молоко - экологическая катастрофа для детского организма, то всякая другая чужеродная пища тем более не свойственна ребенку до 6 месяцев... Подобрать эпитет более сильный, чем упомянутая авторами катастрофа, довольно трудно. Но далее авторы Справочника дают парадоксально противоречащие их собственным выводам конкретные рекомендации по коррекции естественного вскармливания: фруктовые соки, начиная с 1 месяца, а уже в 4,5 месяца - 5% манная каша на овощном отваре.

В медицинской науке давно известно, что природу биологии человека, как и всякую природу, обмануть невозможно, но возможно существенно нарушить здоровье человека неразумными действиями, в том числе и не соответствующим возрасту неадекватным питанием.


В избранное