Вчера бюджетный комитет Госдумы одобрил в первом чтении параметры индексации акцизов на 2008-10 гг., предложенные в правительственном законопроекте. И хотя никакого решения пока не принято, похоже, чиновники осознали сомнительность принятого ранее решения об унификации ставки акциза на спиртосодержащую продукцию. Теперь от новых распоряжений в акцизной политике зависит судьба пивной отрасли.
Напомним, что, по инициативе парламентариев, с 2007 года вместо существовавшей прежде трехступенчатой шкалы акцизов на алкоголь (крепостью до 9%, до 25% и свыше 25%) была введена единая ставка налога в размере 162 руб. за литр спирта в готовой продукции. Изменение акцизной политики больно ударило по операторамслабоалкогольной отрасли.
Национальная ассоциация слабого алкоголя (НАСА) даженаправила министру финансов Алексею Кудрину специальное письмо, в котором высказывалось предупреждение, что у рынка коктейлей «нет будущего, если не снизить акциз с литра безводного спирта на 62 процента, то есть до 100 рублей». Поскольку уже в первый же месяц действия новой акцизной системы средняя стоимость напитка в алюминиевой банке объемом в пол-литра возросла на 11 рублей, что вызвало резкое сокращение
продаж слабоалкогольной продукции. Тенденция приобретала угрожающие масштабы – эксперты прогнозировалисокращение отрасли на 40%.
Для восстановления справедливости ко второму чтению проекта бюджетный комитет Думы предложил устранить акцизную диспропорцию. В частности, на рассмотрение предполагается вынести два варианта: восстановление отдельной пониженной ставки для слабого алкоголя (с долей спирта до 9%), либо резкое увеличение пивного акциза. По словам главы налогового подкомитета палаты Натальи Бурыкиной, на слабый алкоголь налог может быть снижен со 162 руб. до 100 руб. за литр спирта в продукции. В
случае, если выбор падет на второй вариант – в сторону увеличения нагрузки на пивную отрасль, то для «обычного» пива акциз может возрасти с 2,07 руб. до 10 руб. за литр, а для пива крепостью более 8,6% - c 7,45 руб. до 13 руб. за литр.
Как расценивают подобную перспективу эксперты пивной отрасли? Вряд ли с большим оптимизмом. По крайней мере, комментируют этот вопрос они не очень охотно, ведь пока еще никакого решения Госдумой по этому поводу не принято. Как пояснили в Союзе российских производителей пиво-безалкогольной продукции, идетобычный рабочий процесс прохождения законопроекта, предусмотренный регламентом Думы. Проекту предстоит пройти обсуждение в профильном Комитете по бюджету,
затем быть принятым в трех чтениях на пленарном заседании парламента. Далее его еще должен одобрить Совет Федерации, только после всей этой цепочки следует подпись президента России. «В ходе обсуждения могут высказываться различные мнения, поэтому говорить о каких-то конкретных выводах на акцизную тему, а тем более давать какие-то оценки пока преждевременно», - заявили в Союзе.
Между тем, изменения в главу Налогового кодекса об акцизах нужны правительству для подготовки бюджета на 2008-2010 годы. Акциз на спирт, алкогольную продукцию, пиво и автомобили там намерены поднимать вровень с инфляцией: в 2008 году - на 7%, в 2009-м - на 6,5%, в 2010-м - на 6%. Кстати, чуть больше недели назад на пресс-конференции в Москве председатель совета Союза российских пивоваров, президент ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» Антон Артемьев высказывался по вопросу уравнения
темпов роста акциза и инфляции.
«Акциз на пиво следует индексировать не в соответствии с ростом инфляции в целом по экономике, а в соответствии с показателями инфляции в отрасли, которые ниже общеэкономических, - считает г-н Артемьев. - В прошлом году, например, пивовары повысили цены на свою продукцию на 6%. В этом году рост может составить 5%. Поэтому необходимо, чтобы акциз на пиво рос в соответствии с инфляцией отрасли, а не общей».
Его точку зрения тогда поддержал и руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев, по мнению которого, практику индексации акцизов в соответствии с отраслевой инфляцией следует распространить на всю экономику. «Требуется поднять этот вопрос до нормального аналитического обсуждения», - заявил он, добавив, что подобная практика может привести к снижению темпов инфляции.
Вместе с тем, по информации «Коммерсанта», источник в Минфине сообщил, что в ведомстве «готовы обсуждать» последние предложения депутатов, но «неприятие вызывает идея кратного увеличения нагрузки на пивную отрасль». А, по словам зампреда бюджетного комитета Сергея Штогрина, на снижение нагрузки на производителей слабоалкогольной продукции согласие правительства уже получено, хотя окончательное решение проблемы должна найти специальная рабочая группа, заседание которой намечено
на 23 апреля.
Сегодня в Великобритании стартовало Совещание ЕС по информации в области ответственного потребления алкоголя, организованное Ассоциацией торговли спиртными напитками (WSTA). Целью новой инициативы Брюсселя является социальная реклама алкогольной продукции, которая бы призывала население потреблять спиртное ограниченно.
Мировой гигант по производству и дистрибуции спиртных напитков, компания Diageo, обнародовала планы по выходу на новые рынки. Ожидается, что британский гигант в следующем году выпустит в продажу новые алкогольные марки. Важно то, что в подразделении Diageo Индия пригласила руководителя высшего звена из местной компании Sula Vineyards. Этот человек и должен возглавить пиар-прорыв компании.
Престижный дегустационный конкурс прошел в рамках Хельсинского пивного фестиваля в конце минувшей недели. На фестиваль съехались знатоки и пивные гурманы со всей Европы. На их суд были представлены более 250 сортов пива и сидра из Германии, Великобритании, Финляндии, Швеции, Бельгии и других стран.
Британскую розничную сеть накануне ее выхода на американский рынок обвиняют в продаже алкоголя несовершеннолетним. Главное действующее лицо кампании и самый активный обвинитель – профсоюз. Американский профсоюз работников торговли и коммерции (UFCW) развернул кампанию, направленную против сети Tesco.
Федеральная налоговая служба (ФНС) распространила официальное письмо, в котором разъясняет компаниям, какие санкции будут применяться к налогоплательщикам, у которых возникают неполадки с ЕГАИС. В тексте письма говорится, что отныне данные, предоставляемые поставщиками алкогольной продукции, зависят исключительно от самих компаний.
Сеть ресторанов быстрого питания «Домашняя кухня» откроет в Киеве пивной ресторан. Инвестиции в $600-800 тыс. отнюдь не гарантируют ресторатору спокойной жизни. Сеть ресторанов быстрого питания «Домашняя кухня» осваивает новый для себя сегмент рынка: этим летом компания намерена открыть в столице Украины свой первый пивной ресторан.
Castel Groupe планирует выращивать виноград на землях ростовской компании «Юг Руси», а также совместно с агрохолдингом построить сеть магазинов элитных вин и гастрономии «Николя». «Юг Руси» также собирается заняться дистрибуцией принадлежащей французам марки минеральной воды Vichy, пишет «Коммерсант».
Следующая неделя откроется в Москве специализированным Салоном «Винный стиль 2007», в рамках которого пройдут презентация и дегустация российских и зарубежных вин и крепкого алкоголя от отечественных импортеров и дистрибьюторов, а также мастер-классы международных винных экспертов.
Бюджетный комитет Госдумы на днях рекомендовал принять в первом чтении правительственный законопроект об индексации акцизов на 2008-2010 годы. Хотя одобрение документа обошлось без дискуссий, однако ко второму чтению депутаты намерены внести в документ поправки, способные всерьез изменить ситуацию на алкогольном рынке.
Московский завод «Кристалл» меняет систему дистрибуции. Как сообщает «Коммерсант», к концу апреля на заводе появится третий дистрибутор, ориентированный на продажу собственных марок предприятия. Новый оптовик создается по инициативе ФГУП «Росспиртпром», управляющего контрольным пакетом завода от лица государства.
Российский рынок вина один из самых быстроразвивающихся в мире. В последнее время многие россияне предпочитают натуральные виноградные вина крепким спиртным напиткам. Повышается общая культура потребления вина в стране. Учитывая вышеприведённые показатели, специалистами МВЦ “Крокус Экспо” было принято решение о проведении 1-й Международной специализированной выставки-дегустации “Карта вин” в мае 2006 года.
Подробнее
Рассылка подготовлена информационно-аналитическим журналом Alconews.ru - первым деловым изданием алкогольной отрасли России. При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на журнал Alconews.ru обязательна.