02.03.2007 - Пивные «рекорды» и предпочтения россиян
1 марта в Исландии отмечали День пива, знаменующий принятие в 1989 году закона о крепком пиве, который действует в этой стране. К сожалению, в России пиво четко не прописано в законодательном плане, но с наступлением весны россияне, как правило, переходят с крепких напитков на менее градусные. С какими показателями открывается пивной сезон в этом году?
Чтобы говорить о перспективах текущего, стоит отметить итоги прошедшего года, а онстал для представителей пивоваренной отрасли России рекордным по количеству произведенной продукции. Показатели остановились на примечательных трех девятках, которые явили собой недосягаемую до сих пор цифру - 999 млн дал пива. Это на 49 млн дал больше запланированного в начале года и почти на 90 млн дал превысило позапрошлогодний максимум.
В Министерстве экономического развития откровенно не ожидали такой прыти от отечественной пивоваренной отрасли. Показатели в 1 млрд дал прогнозировали только к 2009 году. Однако данные Росстата, обнародованные в понедельник, установили, что отечественные пивовары «наварили» в ушедшем году на 9,8% больше, чем в 2005 году, когда было произведено 909,9 млн дал.
Еще в начале 2006 года в Минэкономразвития прогнозировали выпуск пива в объеме не более 950 млн дал. И только эксперты Союза пивоваров России были куда оптимистичнее в своих прогнозах. Весной прошлого года они заявили, что рост производства составит 4-6% относительно предыдущего года, а затем и вовсе замахнулись на объемы в размере 8-10%. Практика показала, что слова подкрепились делом.
Как раз другое дело, что российские чиновники постоянно поднимают тему разработки и принятия нового федерального закона о запрете на распитие пива на улицах, в скверах и других общественных местах. Во многих регионах местные власти предпринимают конкретные шаги в этом направлении. Побуждают их на такие меры «пивные рекорды», которые ставит население. К примеру, в Вологде, по информации наркологов, на душу населения приходится 100 литров пенного напитка в год! И это больше, чем
в среднем по России.
Кстати, до 1995 года в России продажи и употребления пива законы не касались вовсе. Никаких ограничений не было. Сегодня рекламу пенного напитка показывают только поздним вечером и не размещают в радиусе ста метров от образовательных и прочих социальных учреждений, а также в общественном транспорте. Однако с точки зрения закона, парки, скверы и городские улицы пока все еще открытыдля любителей пенного напитка.
По данным компании ROMIR Monitoring, лидером потребительских предпочтений российского рынка пива уже на протяжении нескольких лет остается марка «Балтика» (ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», Санкт-Петербург), на долю которой приходится 29 % от числа всех потребителей. Наряду с этой компанией лидером продаж является производитель SUN Interbrew- пиво «Клинское» (более 16 %), затем следует «Жигулевское» от разных производителей (14 %) и «Сибирская корона»
(SUN Interbrew,около 8 %). Кроме того, во многих регионах довольно прочные позиции занимают марки местных производителей. И, по прогнозам бизнес-аналитиков, такая расстановка сил едва ли изменится в ближайшее время.
Как уже говорилось выше, в начале 2006 года специалисты недооценили потенциал рынка: многими представителями отрасли высказывалось мнение, что увеличение выпуска пива составит не более 4-5%. Это во многом связано с тем, что период значительного роста производства пришелся на вторую половину года. Так, если в июне динамика рынка соответствовала ранее прогнозируемым цифрам - 5,8% (см. ил. №1), - то в каждом следующем отчетном месяце второго полугодия темпы прироста увеличивались.
В итоге, эта тенденция и сформировала итоговый показатель за прошлый год.
«Рост реальных располагаемых денежных доходов населения положительно сказался на росте оборота розничной торговли», - утверждает аналитик «Уралсиба» Андрей Никитин. «В Европе нет ни одной страны с такими показателями оборота розничной торговли», - констатирует ведущий эксперт Центра экономических и финансовых исследований Игорь Поляков. Так, по данным Росстата, оборот розничной торговли по сравнению с 2005 годом вырос на 13% (в 2005 году - 12,8%).
Как считают в Союзе российских пивоваров, на алкогольном рынке эта тенденция связана со снижением продаж крепкого алкоголя (прежде всего, водки) в пользу натурального вина и пива, то есть сравнительно более дорогих категорий в пересчете на 1 л чистого спирта. «Причинами более активного роста рынка стали необычно теплая погода в некоторых регионах страны и улучшение благосостояния населения, которое по мере роста доходов переключается с крепкого алкоголя на более легкие спиртные
напитки - вино и пиво», - прокомментировал Председатель Совета Союза Виктор Пятко. Кстати, сегодня россиянин потребляет, в среднем, 65 л пива в год.
Компания «Русский Стандарт» объявила сегодня, что согласно рейтингу журнала IMPACT - главному источнику эксклюзивной информации по алкогольной отрасли в США – ее водочный бренд был признан четвертым среди наиболее быстро развивающихся в мире по итогам 2006 года.
4,3 миллиарда евро – в такую сумму оценивает правительство Швеции своего ведущего водочного игрока – компанию V&S Vin & Sprit AB, производящую известную в мире водку Absolut. Предприятие выставлено на торги, и на него уже имеют виды многие крупные игроки мирового алкогольного рынка.
Компания InBev – самый большой производитель пива, в том числе таких известных брендов как Stella Artois, Beck's и Brahma – заявила вчера, что ее прибыль за четвертый квартал 2006 года увеличилась более чем в два раза. Такие темпы роста стали следствием увеличения продаж практически во всех регионах, кроме Западной Европы.
Руководство крупнейшего производителя водки и ликероводочных изделий в России ОАО «Московский завод «Кристалл» решило взять взаймы на модернизацию производства своего предприятия. Накануне SPV-компания завода «Кристалл» («Кристалл финанс») заявила о том, что готовится выпуск облигаций второй серии на 1,3 млрд руб., которые пойдут на запланированный ремонт.
Красноярский ликеро–водочный завод (ЛВЗ) «Ярич» в марте может остановить производство, поскольку у предприятия нет средств на покупку акцизных марок. Согласно постановлению Минфина РФ, с декабря марки отпускаются только после стороцентной предоплаты, но таких средств, по словам гендиректора ЛВЗ «Ярич» Евгения Демидова, у завода в обороте нет.
Существуют доказательства пользы ежедневного приёма небольших доз алкоголя. В ходе нового исследования выяснилось, что ежедневное употребление определённого количества алкоголя способно продлить жизнь людей, особенно тех, кто предпочитает вино.
Накануне Коллегия Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) подвела итоги своей деятельности за 2006 год. В целом, работа территориальных органов этого ведомства была признана успешной. Общее количество контрольно-надзорных мероприятий в прошлом году составило 44 тысячи, а нарушений антимонопольного законодательства выявлено 8127.
Рассылка подготовлена информационно-аналитическим журналом Alconews.ru - первым деловым изданием алкогольной отрасли России. При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на журнал Alconews.ru обязательна.