Еще с начала прошлого года Федеральная таможенная служба (ФТС) ужесточила политику контроля за заявляемой импортерами таможенной стоимостью алкогольной продукции. Не в последнюю очередь данные меры отразились на небольших компаниях, занимающихся дистрибуцией элитного алкоголя, которые, по мнению ряда участников рынка, самостоятельно импортируя свой товар, получали немалые прибыли, прибегая как раз к занижению в таможенных документах стоимости своей продукции.
Доля элитного алкоголя на российском рынке в натуральном выражении относительно невелика. Так, в 2005 году она составляла всего 1,6% от всего рынка алкогольных напитков. Следующий, 2006 год, отметился существенным увеличением импорта данного вида продукции. Например, ввоз элитного шампанского в прошлом году (относительно 2005-го), вырос на 126 %, коньяков и бренди - на 85%, виски - на 75%, рома – 72%, джина и текилы – на 47%. Данный рост позволил увеличить объемную долю элитного
алкоголя на рынке на 0,4%, что составило в 2006 году ровно 2% (9,6 млн литров).
Что же стало причиной прошлогоднего скачка импорта премиум-алкоголя? Некоторые участники рынка связывают это с ужесточением политики ФТС в отношении импортеров. Не секрет, что некоторые из них неверно указывали в таможенных документах стоимость своей продукции, многократно ее занижая. Это позволяло получать значительные денежные средства при последующей реализации товара. Известно также, что немало отечественных дистрибьюторов «элитки» самостоятельно импортировали для себя алкоголь.
Как правило, это были небольшие партии, что позволяло организациям не прибегать к услугам импортеров или логистических компаний, опять же экономя на этом.
После того, как таможенники стали внимательней относиться к действиям подобного рода, у этих компаний (дистрибьюторы и импортеры в одном лице) значительно сократилась доходная часть. Чтобы выйти из этой ситуации, они могут пойти двумя путями. Первый – начать ввозить больше. И за счет объема увеличить чистую прибыль. Но с большими объемами своими силами «элитчикам» справится уже не под силу. Требуется помощь со стороны (логистических компаний, крупных импортеров), за которую нужно
платить, что, в свою очередь, скажется на конечной стоимости продукции.
Второй способ – можно ввозить в тех же пределах, что и раньше, но сразу взвинтить цены для своих клиентов (HoReCa, элитные алкогольные бутики и т.д.). Но этот вариант плох тем, что потребитель (а он в этом сегменте представляет собой весьма обеспеченный контингент людей, хорошо разбирающихся в той продукции, которую они предпочитают и самое главное – знающихее истинную цену) может «по-своему» отреагировать на неадекватное повышение цен: им проще приобрести
любимый напиток, слетав за нимза границу.
В итоге, как считают эксперты, осознавая или прогнозируя подобные последствия, «элитчики» выбрали для себя первый путь: стали декларировать свой товар согласно таможенным правилам, но увеличив при этом объемы поставок. Что же касается роста цен, который возможно произойдет уже в ближайшее время, то аналитики не склоны считать, что он будет сколько-нибудь существенным. Но даже то повышение, которое произойдет, вряд ли оттолкнет постоянных покупателей данного вида продукции.
«Суперпремиальный сегмент алкоголя рассчитан на респектабельных потребителей, поэтому незначительное повышение цен вряд ли скажется на объемах продаж. В целом же рынок элитного алкоголя, несмотря на кризис прошлого года, продолжает расти. А колебания в суперпремиальном сегменте не окажут существенного влияния на рынок в целом», - считают в аналитическом отделе Alconews.ru.
Президент Национальной алкогольной ассоциации (НАА) Павел Шапкин обратился с письмом к руководителю Минфина Алексею Кудрину с просьбой высказать позицию Министерства в отношении понятия «натуральное вино».
Президент SPI Group Андрей Скурихин считает, что судебное разбирательство в отношении генерального директора тамбовского спиртоводочного объединения ОАО «Талвис» Олега Левченко незаконно. Главной причиной, по мнению г-на Скурихина, является многолетний спор между SPI и ФКП «Союзплодимпорт».
Adams Beverage Group (Adams) – ведущий источник информации для алкогольной промышленности, объявил победителей премии Growth Brand Award, в которой ежегодно лучшие из лучших американских алкогольных компаний отмечаются за выдающиеся успехи в деле продажи вина и крепкого алкоголя.
Сегодня в посольстве Туниса в Москве состоялась встреча тунисских виноделов с журналистами профильных средств массовой информации, организованная при содействии логистического оператора International Logistic Systems (ILS), специализирующегося на логистике алкоголя.
Во второй день крупнейшей продовольственной выставки страны – Продэкспо-2007 – состоялась крупномасштабная встреча производителей с представителями розничных сетей. Свидание прошло в рамках форума «Стратегические вызовы в российской торговле 21 века». Его организаторы уверены в конечном успехе мероприятия, подтверждая это прошлогодней статистикой, согласно которой после аналогичной встречи ее участники заключили между собой порядка 9 тыс. контрактов.
Ведущий мировой винный он-лайн магазин Vinfolio объявил о выходе в свет 23-го издания Wine Price File (WPF) - самого полного собрания аукционных цен на коллекционные вина. В дополнение к печатной версии WPF, Vinfolio собрал он-лайн цены в виртуальном винном погребе VinCellar (ТМ) - независимом сервисе, работающем на одной плтаформе со знаменитым интернет-магазином.
Российские пивовары постепенно приходят в себя после ошеломляющего успеха, обрушившегося на их отрасль в прошлом году. Назвав все объективные причины, вызвавшие бурное развитие индустрии, и слегка подкорректировав данные Росстата относительно процентного роста рынка, пивняки строят планы на будущее. И здесь прогнозы отличаются разнообразием.
На главном бизнес-мероприятие года - Продэкспо-2007, представителей алкогольной отрасли ожидает масса интересных и полезных событий. В частности, «Независимый винный клуб» (НВК) в рамках конференции «Напитки – Pro» организует работу консалтингового центра. Профессионалам будет предоставлена возможность общения и знакомства с новыми винами.
Рассылка подготовлена информационно-аналитическим журналом Alconews.ru - первым деловым изданием алкогольной отрасли России. При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на журнал Alconews.ru обязательна.