Похоже, что российские чиновники претендуют не только на роль исполнителей закона, но и учредителей новой терминологии, в частности, в винодельческой отрасли. Ярким примером тому может служить разъяснительное письмо (от 24.01.2007г.) заместителя главы Федеральной таможенной службы России (ФТС) Татьяны Голендеевой начальникам таможен, в котором дается определение «натуральности» вина.
Alconews.ru давно уже привык писать это слово в кавычках, поскольку эксперты винодельческой отрасли неоднократно говорили о том, что таких понятий как «натуральное/ненатуральное» вино, в принципе, не существует. Вино либо есть, либо это другой напиток.
Между тем, прыткости ума отечественных чиновников стоит позавидовать – во всем мире считают, что если напиток зовется вином, значит, так оно и есть, а российские таможенники решили, что данный вопрос требует дополнительного уточнения. Бремя его решения взяла на себя г-жа Голендеева, согласно мнению которой, к «натуральному вину относится винодельческий продукт с долей этилового спирта до 15%, изготовленный <...> без добавления этилового спирта и ароматических и вкусовых
добавок». Кроме того, по представлению замглавы российской таможни, натуральное вино не должно содержать (в том числе на стадии брожения) добавок в виде концентрированного виноградного сусла, воды, соков и вина, приготовленного из плодов и ягод других растений, сиропов, настоек, наливок и вытяжек из плодов и ягод.
С одной стороны, для большинства отечественных потребителей, перечисленные факторы ничего не значат. Другое дело - импортеры вина, для которыхзаявление таможенников повлечет серьезные последствия: ранее присутствие такого ингредиента, как виноградное сусло считалось нормой, и продукция ввозилась в Россию как нормальное натуральное вино, то есть по акцизной ставке 2 рубля за бутылку. Теперь же, благодаря скрупулезности таможенных служащих в винном вопросе,
за каждую единицу товара придется платить уже около 16 рублей - как за «ненатуральное» вино (не стоит упускать из виду, что последующие затраты импортеров, конечно же, лягут на плечи потребителей).
В этой связи уместно вспомнить слова вице-президента СУАР Леонида Поповича, который в последнем интервью AN рассказал, что нигде в мире, кроме России, такое определение для вина, как «ненатуральное», просто не применяется. «Это некорректное по отношению к вину понятие, введенное старым ГОСТом, и его нивелирует новый, изданный правительством в конце 2006 года, ГОСТ», - заявил эксперт.
Если же следовать логике г-жи Голендеевой, то теперь все полусладкие и полусухие вина, которые производятся с добавлением виноградного сусла и других ингредиентов, перечисленных в письме, уже не подпадают под разряд «натуральных», что откровенно противоречит пока еще действующему ГОСТу. Согласно которому, кстати, полусухие и полусладкие вина все-таки считаются «натуральными». Таким образом, вооружившись письмом замглавы ФТС, таможенники будут иметь полное право облагать эти вина
более высокой ставкой акциза. А ведь полусухие и полусладкие вина составляют примерно половину всего импорта вина в Россию (а то и все 60 %) и по общему объему импорта вина в страну их доля только за неполный прошлый год составила примерно 335 млн л на сумму 345 млн. долл.
Кроме того, на этикетках ввозимого вина указывается, что оно натуральное, а теперь, в соответствии с письмом, продукция таковой не будет являться, то есть контролирующие органы будут иметь право ее изъять. Так что импортерам не избежать и бюрократической волокиты: для разрешения на ввоз продукции потребуется изготовить новые этикетки, отправить их за рубеж, получить акцизные марки. Словом, бизнес может остановиться на месяцы, а оборот винодельческой продукции из недорогого сегмента,
согласно экспертным оценкам, упасть раза в три…
Сами импортеры называют письмо ФТСпримером «двойных стандартов», поскольку на российскую продукцию действует ГОСТ, по которому полусухое и полусладкое вино может считать натуральным. Однако не исключено, чтосоответствующие поправки внесут и в ГОСТ. Только вот не понятно, по какому, в принципе, праву таможенные органы взяли на себя такую ответственность - трактовать ГОСТ по вину? Тем более что в органах власти и так ведется кропотливая работа
по его редакции.
Принятие последней, кстати, операторы винорынка (как импортеры, так и отечественные производители) ожидают с нетерпением. «Новый ГОСТ, который в скоро вступит в силу, определяет суть винапо основным аспектам и в соответствии с определениями Международного бюро по вину и виноградарству (l'Organisme International de la Vigne et du Vin (OIVV)), -уверен винодел Франк Дюсенер (Шато ле Гран Восток). Он ограничивает использование добавок невиноградного
происхождения и задает, таким образом, основу для натурального виноделия. Мы рассчитываем на то, что в нем будут учитываться географические признаки происхождения (Indications Geographiques de Provenance). Наименование, контролируемое по происхождению (АОС), станет символом типичности терруара и профессиональных умений виноградарей и виноделов. Таким образом, буква закона отделит, наконец, продавцов вина, которые покупают зарубежные и российские вина и разливают их по бутылкам, от виноградарей и виноделов, которые
непосредственно выращивают виноград и производят».
А пока, по заявлению заведующей лаборатории химии и стабилизации вина Северо-Кавказского НИИ садоводства и виноградарства, профессора, д.т.н. НатальиАгеевой, вРоссии нет ГОСТа или методик, определяющих «натуральность» вин. Причем, ожидаемые новые государственные стандарты прописывают лишь требования к физико-химическим показателям, в частности, вводят дополнительное требование по показателям содержания лимонной кислоты. Однако, как говорит
специалист Агеева, и этот показатель не является объективным для определения «натуральности» вина. Вероятно, все по той же причине –ведь такого понятия попросту не существует в природе.
Испанская компания White Rocket Wine решила изменить упаковку своего самого популярного винного бренда Camelot, продажи которого с 2000 года составили почти два миллиона кейсов. Продукция в новой упаковке поступит в продажу в марте. Цель редизайна – поиск нового наиболее подходящего образа, отражающего стиль известного вина.
Вчера прошло заседание Совета Государственной Думы Российской Федерации. В рамках собрания парламентарии обсудили проектные вопросы дальнейшего преобразования законодательства России. В том числе, и по поводу совершенствования механизмов регулирования отечественного алкогольного рынка.
Не далее как на прошлой неделе Alconews.ru писал о том, что вопреки действующему по сей день в России эмбарго на импорт молдавского алкоголя, представители страны «нон грата» нашли-таки способ переставить на «Продэкспо-2007» несколько образцов вина. Сегодня на пресс-конференции, посвященной открытию выставки, ее организаторы опровергли эту информацию.
Ведущий мировой поставщик и продавец алкоголя – американская компания Constellation Brands – договорилась с Guillaume Cuvelier и бельгийской Alcofinance S.A. о приобретении премиального водочного бренда SVEDKA и связанного с ним бизнеса. Сделка, которая включает приобретение нынешнего собственника бренда компании Spirits Marque One LLC, состоится ориентировочно 1 марта 2007 года и обойдется Constellation в 384 млн долл.
6 февраля чешские виноделы представили вниманию российских сомелье, рестораторов, винных критиков, экспортеров и журналистов вина из трех регионов Моравии. Презентацией, которая прошла в рамках дегустации в стенах одного из элитных московских алкогольных магазинов, руководил президент Независимого винного клуба (НВК) Владимир Цапелик.
Бурный приток на внутренний рынок Румынии вин иностранного производства, который начался в прошлом году, когда объём импорта вырос в три раза, увеличит разрыв между низкоценовым и высокоценовым сегментами рынка. Эта тенденция, начавшаяся в 2006 году, усилится в этом году: отмена таможенных пошлин на импорт вина серьезным образом скажется на ценообразовании.
Армянские вина ничуть не уступают в качестве грузинским – об этом во вторник заявил журналистам в Ереване депутат Национального Собрания Армении (НСА) Манвел Казарян, признав при этом, что его соотечественники-коллеги все же не смогут заполнить брешь, образовавшуюся на рынке России после запрета молдавских и грузинских вин.
С этой недели в канадской провинции Онтарио вводится специальная наценка за тару: любители алкогольных напитков при приобретении алкоголя в торговых точках Liquor Control Board of Ontario (LCBO) или Beer Store будут доплачивать от 10 до 20 % привычной стоимости товара. При возврате же тары потребители будут получать свои деньги назад.
Рассылка подготовлена информационно-аналитическим журналом Alconews.ru - первым деловым изданием алкогольной отрасли России. При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на журнал Alconews.ru обязательна.