Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Право и Править - корень один.

  Все выпуски  

Право и Править - корень один.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Право и Править – корень один.

Заметки о праве, управлении, бизнесе и  САПЕРАХ на правовом поле

(минном естественно!).

Сергей Арапов.


Выпуск 5.

Управление и право: параллельные пересекаются?

Начнем с того, что экономические и правовые начала в деятельности любого предприятия, как правило, никогда не находят согласия. Большинство директоров скептически относится  к правовым инструментом ведения бизнеса, как к полноправным элементам управления. Если рассмотреть большинство типовых бизнес-планов, то правовые вопросы имеют сугубо вспомогательное значение. Большинство проектов также не уделяют должного внимания правовым проблемам будущего бизнеса. Поскольку часто праву придают исключительно вспомогательный характер в экономических отношениях, то отношение к праву со стороны директоров или настороженное или скептическое.

 Однако, право - такой же важный элемент в системе управления компанией, как и все

остальные. По крайней мере, директору все труднее обойтись без правовой информации для того, чтобы принять то или иное решение. Необходимо учитывать, что управленческие решения принимаются в условиях дефицита информации. Поэтому правовая информация способна восполнить этот дефицит. Однако правовая информация сама по себе для менеджмента никакой ценности не несет. Наличие той или иной базы данных, будь то «Гарант» или «Кодекс» не дает директору ничего. Требуется толкование юриста. Требуются специальные знания по правоприменительной практике. Требуется элементарный правовой анализ. Следовательно, директор должен мыслить в той же системе координат, что и юрист. Однако у директора совсем другие задачи, нежели у юриста, и мышление директора всегда отличается от мышления юриста. Однажды довелось слышать признание одного директора: «У меня были юристы, но я их разогнал. Они мне мешают». Как правило, юрист всегда неудобен. Он мешает. Он не вписывается в проект, в предстоящую сделку, в будущий контракт. Он слишком медлителен. Он все делает с опозданием. Почему так?

 Начнем с того, что система классического юридического образования настроена на  подготовку юриста – знатока или служителя права. Требовалось знание и правильное применение правовых норм. Это хорошо для правоохранительной и для судебной системы. Однако в новых условиях сфера деятельности юриста крайне разнообразна. Юрист работает в различных сферах предпринимательской деятельности. В настоящее время основная функция юриста - это разрешение проблем. А это, в свою очередь, связано с правовым прогнозом. Юрист ценен, именно, способностью прогнозировать. Поэтому если директору нужно разрешить какую-то проблему, юрист вправе и обязан знать всю проблему. Но юрист, как правило, не знает всей проблемы. Он знает только ее часть, ту которую руководитель может изложить. Об остальной части руководитель часто не считает нужным говорить. Поэтому неполнота исходной информации несет в себе неполноту ответа. «Каков вопрос, таков ответ». В этом нет ничего нового. Просто в правовом обеспечении бизнеса неполнота информации острее влияет на результат. Как известно, ошибки юриста очень дорого стоят. Этот результат не устраивает директора. Он готов сменить юриста, но результат будет то же. Как же быть, если директор не хочет посвящать юриста во все, а необходима полнота информации?

Вспомнил признание одного директора агентства недвижимости: «У меня были юристы, но я их разогнал. Они мне мешают».

Помимо этого мне довелось слышать и более интересные факты: «Когда же мы удалили юристов, переговоры прошли успешно, и мы подписали все необходимые документы».

Если соотнести эти два признания, то получается, что юрист настолько настроен на защиту интересов своей компании, что он не думает о необходимости договариваться в момент переговоров. Юрист не может быть гибок, когда думает только о «круговой обороне». Значит, он не может быть эффективен. Тогда понятно, почему юристы мешают, и почему их удаляют с переговоров и договариваются без них.

Мы можем много говорить о том, что государство поставило предпринимателя «вне закона», что невыгодно быть законопослушным, а поэтому мы не верим в то, что правовым путем идти легче, чем наоборот. Но дело не в этом. У директора другие ожидания от деятельности юриста. Он по-другому видит его функции. Какие они, по мнению директора?

«5. Девять часов вечера - идеальное время для того, чтобы показать юристу все документы по делу, слушание по которому в суде назначено на 9 утра следующего дня. У юриста есть целая ночь на то, чтобы пересмотреть свою позицию с учетом этих документов.

6. Если Ваша фирма сама признала все свои долги перед истцом в письме годичной давности, лучше юристу об этом не говорить вообще, пусть узнает об этом на процессе от противника, тем приятнее будет для него сюрприз. Юристы больше всего любят такие вот приятные сюрпризы». Пособие

 

Продолжение следует. Жду писем   arapov@binanex.spb.ru      www.binanex.spb.ru


 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.school.pravoipravit
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное