На Руси все – от мала до велика чествовали широкую Масленицу
Уж как только ни величали Масленицу наши прародители: и честная она, и широкая, и веселая, и румяная, и объедуха, и побируха-полизуха, и кривошйка, и кургузая! А ей все нипочем, она не обижается – все для людей старается.
За неделю до великого поста наступало для русских людей особенное время: все-все - ребятня, старики, взрослые и молодежь готовились к самому радостному, долгожданному празднику - Масленице. Кое-где хозяйки начинали подготовку к блинному разгулу уже в субботу накануне праздничной недели - пекли блины. А если в семье был мальчишка лет 8-ми, то по старой традиции посылала его мать «встречать масленицу». Выходил доброхот с первым блином в огород, седлал ухват или кочергу и начинал резво скакать по всей усадьбе
с веселыми возгласами:
Даже самые маленькие детки понимали: зима долгая, студеная, а подчас и голодная уходит, уступает место теплой весне, яркому солнцу. Ну как тут не радоваться ! На Масленицу, как говорят в народе, и солнышко играет! Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом «Везешь ли Масленицу?» И того, кто отвечал: «нет», в шутку били лаптями.
Малыши лепили снежные горы, чтобы с них потом всю неделю кататься. Повсюду царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья. Повсюду раздавались звонкие детские голоса, звали ребята Масленицу себе в гости: «Приезжай ко мне, Масленка, в гости на широк двор - покататься с гор, в блинах поваляться, сердцем потешиться!». После этой встречи дети сбегали с гор и кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
Каждый праздничный день имел свое название: понедельник - «встреча», вторник - «заигрыш», среда - «лакомка», «разгул», и «перелом», четверг-«разгуляй-четверток», пятница - «тещины вечера», суббота - «золовкины посиделки» и «проводы», воскресенье - «прощеный день». Вся же неделя именовалась «сырной, честной, широкой, веселой, боярыней-масленицей, госпожей масленицей». В первый день праздника дети целыми ватагами обходили избы деревни, поздравляли с наступлением масленицы и выпрашивали у хозяев блины...
Все знают, что главным символом христианства является крест, он венчает православные храмы и даже герб нашего Отечества. Знаком принадлежности человека к христианской религии служит небольшой нательный крестик, который мы носим с момента крещения. Казалось бы, что может быть проще этого старого доброго обычая? Тем не менее, на Интернет-форуме журнала «Няня» тема нательного крестика является одной из самых востребованных. Что означает потеря крестика, как правильно носить - на цепочке или веревочке, можно
ли носить крестик другого человека, чем отличается православный крест от католического, что делать, если нашел чужой крест? Объем статьи не позволит нам ответить на все вопросы, поговорим о главном.
Символ примирения Крест - страшное древнее орудие казни рабов - стало символом победы жизни над смертью, добра над злом. Эта парадоксальность объясняется божественным происхождением христианской веры. Человечество инстинктивно боится всего, что связано со смертью - почему же тогда в христианстве образ мучительной смерти воздвигается как знамя победы? И один из 12-ти главных православных праздников так и называется - Воздвижение Креста Господня (27 сентября)? Такой символ
нашего спасения избрал Бог, ставший Человеком. Когда Он жил среди людей, даже ближайшие ученики не могли понять смысла и значения Его крестной смерти, предлагали разными способами избежать ее. Он же говорил: «На этот час Я и пришел» (Евангелие от Иоанна глава 12, стих 27). Умирая между небом и землей, Иисус Христос примирил и соединил два мира - Земной, человеческий, и Небесный, божественный. После Его смерти и воскресения люди обрели возможность соединяться с Богом и попадать в Рай. До этого все души уходили
в мрачные темницы ада. Распростертые руки Христа на Кресте символизируют, что Он всех нас привлекает к Себе и каждого любит.
«Спасительный» крестик Традиция носить на шее символ нашего спасения - крест - уходит в глубь веков. Достоверно она прослеживается с IV века. Так, известный византийский святой Иоанн Златоуст, порицая некоторых неразумных женщин своего времени, которые надевали разные амулеты на своих крещеных младенцев, говорил: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста». Замечание уместное и для нашего времени. С самого начала христианской истории формы нательных
крестов были самыми различными. Они бывали простые четырехконечные без всяких изображений и более сложные, шести- и восьмиконечные, вписанные в круг (символ вечности), с богатым растительным орнаментом. Сегодня в церковных лавках вы также можете приобрести крестики различных форм, и зачастую они изготовляются по древним оригиналам. Так что не смущайтесь, увидев крест непривычной для вас формы. Еще святой VIII века преподобный Феодор Студит писал: «Крест всякой формы есть истинный крест»...
Главное принадлежностью стола на масленичной неделе считались у католиков – пончики, у лютеран – немецкие булочки, а у русских - блины
В старину никакое другое блюдо русской кухни не могло сравниться по популярности с блинами. Блин сопровождал человека всю жизнь - от рождения (роженицу кормили блином) и до самой смерти (обязательное блюдо во время поминальных обрядов).
Блины - обязательное угощение на масленицу, ставшее необходимым атрибутом весеннего праздника. Об этом напоминают многие пословицы и поговорки: «Как на масляной неделе в потолок блины летели», «Без блина не масляна», «На горках покататься, в блинах поваляться», «Не житье, а масляница», «Хоть с себя все заложить, а масляницу проводить». Масленица была самым веселым праздником в старину.
Раньше приготовление блинов было настоящим обрядом - это считалось таинством, хозяйки проделывали все втайне от домашних и тем более от посторонних. Одни выходили вечером готовить опару на реку, озеро или к колодцу, другие готовили ее на своем дворе из снега при свете месяца.
Русские блины были нескольких сортов: одни на дрожжах, чисто гречневые; другие – чисто пшеничные; третьи – гречневые пополам с пшеничной мукой; четвертые пекутся на соде, которая заменяет дрожжи, а еще блины красные и с припеком.
Блины гречневые
4 стакана гречневой муки 3-6 золотников сухих дрожжей (золотник - 4,26 грамма) 1/2 - 1 сткан растопленного масла Соль, сахар С вечера растворить (за 4-6 часов до выпечки) 1 стакан гречневой муки в 1 стакане холодной воды, размешать до гладкости, развести 3 стаканах кипятка дрожжи. Соединить, поставить в теплое место и дать подняться. Взбить тесто, как можно лучше, всыпать соль и сахар, 3 стакана муки, вымесить хорошо. Снова дать подняться. И тогда уже не мешая тесто, начать
выпекать блины. Подавать такие блины можно с маслом, сметаной, икрой...