Рождение ребенка для женщины - большая радость: малыш наполняет жизнь особым смыслом. Но почему же постепенно мамы все чаще испытывают чувство неудовлетворенности собой и своей жизнью? И им так хочется что-то поменять? Своего пика эти переживания достигают примерно через год после рождения малыша.
Давящие стены «Мне стало казаться, что я схожу с ума. Каждое мое утро было похоже на тысячи предыдущих: я в полусонном состоянии переодеваю и кормлю дочку, потом собираемся на прогулку. Вот и сама прогулка - по тоскливым окрестностям, исхоженным вдоль и поперек. Единственным развлечением последние полгода для меня был поход в магазин», - этим тридцатилетняя Татьяна, мама десятимесячной Ксюши, объясняет свою острую потребность выйти на работу. Многие женщины осознают, что совершенно
не готовы стать домохозяйкой и мамой «на полный рабочий день». Все они называют похожие причины: угнетенность от однообразия жизни, ощущение остановки в развитии, утраты индивидуальности. Похоже, что большинство женщин переживают своеобразный кризис - кризис первого года материнства. И причин у этого кризиса может быть несколько.
Уныние по графику Все слышали о послеродовой депрессии, которая может затянуться у женщины на год и более. Возможно, женщины, «не переболевшие» ей вовремя (первые два месяца после родов), становятся подвержены этому угнетающему чувству однообразия и монотонности жизни примерно через год после рождения ребенка. А некоторые мамы испытывают разочарование, потому что не оправдалось их ожидание - ребенок будет расти и станет легче.
И что не сидится? В России по закону за женщиной сохраняется ее рабочее место в течение трех лет после рождения ребенка. Такой привилегии могут позавидовать многие европейки, которые, чтобы не остаться безработными, вынуждены возвращаться на работу едва их малышу исполнится два-три месяца. Большинство же наших соотечественниц стремятся как можно раньше вернуться к своей профессиональной деятельности совсем по другим причинам...
Детская йога – это модное веяние или наука? Об особенностях занятий для детей рассказывает Вика Занкина – профессиональный педагог, первый и пока единственный в нашей стране сертифицированный преподаватель йоги для детей по методу «YogaKids».
Я начала искать информацию о детской йоге в русскоязычном интернете и обнаружила, что её очень мало…
Да, это так. Я пока нашла всего 3 книги на русском языке: Дж. Пегрум «Детская йога. Радость движения», А. Бокатов «Детская йога» и М. Палатник «Простая йога для детей». В них описаны асаны, есть картинки, но методических советов, в какой форме подавать их детям, даётся мало . Учитывая отсутствие информации, я приветствую присутствие родителей на занятиях: и в качестве зрителей, и в качестве участников. На мой взгляд, очень важно, чтобы родители как минимум хотя бы посетили занятие. Прочувствовав, родители
лучше понимают, почему дети согласны ездить на занятия йогой с другого конца Москвы.
Существует мнение, что йогой детям заниматься вредно. Что ты об этом думаешь?
Йогой детям заниматься очень даже полезно В Индии я познакомилась с детскими преподавателями, несколько десятков лет успешно работающими с детьми. В традиции Свами Шивананды, например, дети от 5 лет выполняют весьма сложные асаны. В традиции БКС Айенгара существует мнение, что до 8 лет дети должны «играть в йогу», однако после восьми начинается весьма насыщенная практика. В Москве также – и от родителей, и от детей я вижу только позитив. Дети очень естественно реагируют на свои ощущения: как только
они устают, они просто перестают делать упражнения. Они прекрасно чувствуют свои пределы, в отличие от взрослых.
В чем особенности детской йоги?
В форме подачи материала. Обычно наше занятие посвящено какой-то одной теме или истории, которая объединяет набор асан. Академически последовательность асан та же самая, что и у взрослых. Но используется максимальное количество сенсорных зацепок: визуальные – игрушки, картинки; аудиальные – музыка, счёт, пение; т.е. своеобразные «крючочки», помогающие запечатлеть асану в памяти ребенка не только как некое непонятное физическое положение, а как целый образ. Например, занятие сегодня было посвящено геометрической
форме – кругу и его проекции – шару. В начале занятия мы делали различные круговые движения – разминали суставы. Параллельно мы вспоминали знакомые нам предметы или природные явления, связанные с этой формой: солнце, луну, каплю воды, с расходящимися от неё кругами. Затем мы выполнили сурья намаскар – приветствовали солнце и, когда делался прогиб в спине, я подчеркнула, что он является частью круга. Комплекс включал в себя большое количество прогибов в разных вариантах. Т.е. круговая линия шла общей темой через
всё занятие. И закончили мы, расстелив свои коврики по кругу, и эта непрерывная линия означала, что ТО, что мы отдаём, к нам и вернется по этому кругу рано или поздно...
Наверняка каждый хоть раз в жизни наблюдал подобную картину: симпатичный, аккуратно одетый малыш подходит к своему маленькому товарищу и вырывает у него из рук лопатку. Обиженный карапуз заливается громким ревом, а обидчик, вместо того чтобы вернуть отобранную игрушку, бьет ребенка лопаткой по голове и злобно ругается на своем малышовом языке. Встревоженная мама подбегает к сыну-зачинщику и пытается вернуть чужое, но не тут-то было: разгоряченный сынок начинает бить ее по лицу и громко выражать свое
недовольство.
Пустить в ход зубы В возрасте около года вполне нормально, если ребенок тащит что-то к себе, кусается или иным образом изучает внешний мир с помощью зубов и пальцев. Обычно в этом случае о враждебности речь не идет. К двум-трем годам укусы - это способ привлечь к себе внимание или акт недовольства. После трех лет подобные действия являются выражением агрессии. Иногда это способ получить предмет, который есть у другого ребенка.
Кричащие мама и папа Детская агрессивность напрямую зависит от взаимоотношений внутри семьи ребенка. Она может быть протестом против враждебных отношений между родителями, ответом на недостаточное внимание. Часто замученные работой и бытом родители не вникают в проблемы малыша, и ребенок агрессией стремится обратить на себя взоры мамы и папы. Другой причиной агрессивного поведения может быть подражание взрослым членам семьи, выясняющим при ребенке свои отношения криком, а
иногда и кулаками. Малыш будет считать подобное поведение нормой. И, попав в среду сверстников, начнет отстаивать свои интересы силой и если не встретит достойного отпора, то надежно усвоит, что именно так и нужно добиться желаемого. Причиной агрессии может стать и ущемленное самолюбие ребенка, не признанного в кругу сверстников. Уважения и признания к себе в подобной ситуации он добивается кулаками, что еще больше усугубляет его проблему, отдаляя от него детей.
Упражняйся, малыш! Поведение родителей существенно влияет на дальнейшее развитие агрессивности в ребенке. Родители часто склонны объяснять плач и крики малыша необходимостью «упражнять легкие». Это заблуждение. Ярость возникает у детей только в тех случаях, когда они испытывают чрезмерное неудовольствие.
Сказка без конца Одним из интереснейших методов выявления и снятия агрессии у детей является тест «Сказка», составленный детским психологом Луизой Дюсс. В предложенных ею сказках есть персонаж, которому приходится делать выбор. С ним ребенок идентифицирует себя. Все сказки заканчиваются вопросом, ответ на который должен дать малыш. Если тревожащих ответов получилось много и они со временем не уменьшаются, лучше обратиться к специалисту...