В прошлых выпусках журнала (№№10,11 - 2006) мы поднимали тему лечебной гимнастики в профилактике и лечении простудных заболеваний у детей. Сегодня мы цикл материалов заканчиваем и поговорим о том, как правильно проводить занятия
Лечебные физические упражнения болеющему малышу назначаются с учетом его физической подготовленности, возраста, а также в зависимости от периода и формы заболевания. Комплексы лечебной гимнастики необходимо выполнять два раза в день (утром и вечером), не ранее чем через 1 час после еды и за 1-1,5 часа до сна. Общая продолжительность занятия составляет 10-15 минут.
Заниматься ЛФК на дому следует регулярно, с постепенным повышением физической нагрузки. Если ребенок сильно ослаблен болезнью, ему назначают минимальную нагрузку. Перед началом упражнений комнату, где будет заниматься малыш, необходимо тщательно проветрить (температура воздуха в помещении должна составлять 10-18 °С) и сделать в ней влажную уборку. Занятия проводятся на чистом коврике. Необходимо заранее приобрести спортивный инвентарь (резиновый мяч, гимнастическую палку, надувные игрушки).
Перед тем как начать занятия, объясните чаду содержание упражнений. Старайтесь, чтобы объяснение было кратким, так как внимание у детей, особенно в 3-4-летнем возрасте, обычно неустойчиво, и они не могут долго и сосредоточенно слушать.
С дошколятами вообще следует стараться проводить гимнастику в виде занимательной игры с включением в нее тех или иных специальных упражнений. Во время занятий обязательно обращайте особое внимание на правильную постановку дыхания. Важно приучать малыша делать вдох и выдох через нос. При этом следует регулировать правильную работу диафрагмы: при выдохе нужно втягивать живот.
При выполнении специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками выдох надо производить через рот. Произношение звуков должно быть громким и продолжительным. Занятия необходимо выполнять в медленном и среднем темпе, без рывков. Нельзя допускать задержек дыхания. Особое внимание обращайте на полный удлиненный выдох. Если во время него у ребенка возникает кашель, продолжительность выдоха надо несколько сократить. Следите также за равномерным распределением нагрузки на все части тела, то есть контролируйте
смену движений рук, ног и туловища.
Обычно комплекс упражнений начинается с более легких движений, которые постепенно усложняются, а заканчивается опять простыми и ходьбой. Учитывая быструю утомляемость детей, особенно во время болезни, после наиболее трудных упражнений необходимо делать кратковременные паузы (отдых 30-40 секунд)...
В рационе взрослых практически забыто такое время приема пищи, как полдник, хотя в пять часов вечера большинство из нас проводит время за чашкой чая. Организм напоминает: необходимо подкрепление. А как же малыш? Нужен ли ему полдник?
Пища в желудке переваривается 4-5 часов. Именно поэтому промежуток между ее приемами не должен превышать 5 часов. Для ребенка раннего возраста - не более 4-х часов. Длительные «паузы» способны привести к нарушению работы желудочно-кишечного тракта.
Когда ваш малыш ест? Допустим, в 9.00 у него завтрак, в час - обед, в 7-8 вечера - ужин, как полагается, за два часа до сна. Но от обеда до ужина проходит 7 часов! Кроха успеет проголодаться. Аргументировано? Тогда давайте вспомним про полдник. Его время - 16.30-17.00.
Чтобы ребенок активно изучал окружающий его мир, полноценно усваивал новые знания, ему необходим определенный запас энергии. А она, как известно, поступает с пищей. Энергетические потребности малыша должны пополняться равномерно. Вот почему так важно правильно организовать режим кормления крохи. Так, условно за сутки малыш должен получить 100% калорий. Утром просыпающемуся организму тяжело усвоить основой энергетический багаж, а вечером уже поздно, да и много есть на ночь вредно. Остается обед. Но справиться
с большим количеством пищи в один прием - для организма большая нагрузка. Поэтому по объему и калорийности обед незначительно превосходит завтрак и ужин. Так, ребенок должен получать 25% калорий на завтрак, 35% - на обед, 25% - на ужин, а оставшиеся 15% - на полдник.
Что следует предлагать малышу?
После обеда, самого калорийного приема пищи, проходит не столь много времени, чтобы чадо проголодалось. Поэтому на полдник целесообразно предлагать легкие блюда. Это может быть питье, фрукты, кондитерские изделия и сладости. В качестве напитка подойдут сок или кефир. Кисломолочные продукты благотворно влияют на моторную деятельность кишечника, облегчают процесс переваривания и усвоения пищи. Что еще? Можно предложить булочку с джемом, печенье, вафли. Высокой энергетической ценностью обладают сладости,
поэтому на полдник ребенку не возбраняется дать мармелад, пастилу, зефир, вафли...
Каждому ребенку надо предлагать различные виды творчества. Поверьте, что-нибудь обязательно заинтересует. Станет любимым.
Поговорим о том, что можно предложить маленькому непоседе 3-5 лет. А это:
Нетрадиционное рисование.
Аппликация.
Изготовление вкусных игрушек.
Веселая мастерская.
Рассмотрим подробнее каждый вид ручного творчества. Нетрадиционные способы этого вида творчества:
Способ №1 «Волшебная палочка» Карандаш или ручка обматываются
с тупого конца поролоном, который привязывается ниткой. Получается большая кисточка без волосков. Палочка держится строго перпендикулярно к поверхности листа, без наклона. След, оставляемый ей имитирует шерсть животных, крону деревьев, снег. Палочка с поролоном обмакивается в краску (главное, чтобы не было большого количества воды), и малыш начинает ее следами покрывать лист. Пусть сначала он просто поймет, что с помощью «волшебной палочки» можно быстро и легко рисовать следы. Потом изобразите черным фломастером
ветви дерева или кустик, пусть ребенок дорисует листву зеленой, желтой, красной или оранжевой краской. Нарисуйте карандашом незатейливый контур зайчика или лисицы, пусть малыш «затопчет» его своим «волшебным инструментом» — зайка и лиса получатся пушистыми, их шерстка будет казаться такой взъерошенной, что малышу непременно ее захочется потрогать. Крайне интересно работать в этой технике с трафаретом. Вырежьте посередине плотного листа картона какое-либо изображение, например голову тигренка или медведя. Приложите
картон с вырезанным трафаретом к альбомному листу и предложите малышу «затоптать» ту часть альбомного листа, который виден в отверстие трафарета. После того как ребенок сделает это, дайте работе высохнуть, после чего нарисуйте кисточкой глаза, рот, усы, полоски.
Способ №2 «Фигурная фигурка» Очень
интересен способ рисования карандашом, фломастером, шариковой ручкой по заранее сделанным трафаретам. Трафареты могут быть двух видов — одни вырезаны внутри листа, другие сделаны из листа и отделены от него. Маленьким детям проще обводить фигуры, выбитые внутри листа. Многие угольники и линейки имеют такие лекала. Приложив их к альбомному листу, вы просите малыша обвести фигуры. Потом убираете трафарет и вместе с ним придумываете, как можно дорисовать ту или иную форму. Ребятам 4,5-5 лет под силу будет обвести
одиночные трафареты, вырезанные из картона. Это сложнее, т. к. рука плохо удерживается на внешней стороне лекала и малыш прочерчивает лишние линии. Но заинтересовать детей можно содержанием трафаретов: для мальчиков — это силуэты машин и самолетов, для девочек — животные, матрешки, банты и домики. Обведя лекала, дети могут закрашивать их изображения фломастерами и красками, штриховать различными линиями: прямыми, волнистыми, зигзагообразными, с петлями, волнообразными с острыми вершинами. Трафареты могут помочь
при создании собственных рисунков, они дополнят то, что создал сам малыш...