В сентябре вы собираетесь отдать чадо в школу? На самые актуальные вопросы родителей будущих первоклашек отвечает пресс-секретарь Департамента образования г. Москвы Александр Владимирович ГАВРИЛОВ
?- С какого возраста можно отдавать ребенка в первый класс? Какие документы для этого должны предоставит в школу родители?
- Ребенка можно отдать в первый класс и с шести, и с семи лет - выбор за родителями. Что для этого необходимо? Написать на имя директора школы заявление, принести свидетельство о рождении малыша, паспорт одного из родителей (или лиц их заменяющих) и медицинскую карту стандартной формы.
?- Родители выбрали школу. Какие дети имеют преимущественное право для поступления в первый класс?
- Есть несколько категорий детей, которые имеют преимущественное право при поступлении в школу:
ребята, у которых в данной школе уже обучается брат или сестра;
малыши из многодетных семей;
дети из близлежащих к учебному заведению домов.
Впрочем, прокуратура периодически опротестовывает это положение Департамента образования г. Москвы, считая, что мы нарушаем права других детей. Тем не менее, данное положение продолжает действовать.
?- Когда начинается запись в школу?
- Запись в первый класс начинается с 1-го апреля. Поэтому, если мама приходит в школу 1 апреля, и ей говорят, что запись окончена, она может обратиться в окружное управление образования или в Департамент образования с жалобой. Фактически запись в школу продолжается до 1 сентября. Однако нужно понимать, что если школа престижная, то к 1 сентября свободных мест уже не будет...
Сентябрь для родителей будущих первоклассников должен начинаться даже не в апреле, а где-нибудь в сентябре, примерно за год до поступления ребенка в школу
. Вам кажется, что это слишком рано — приступать к выбору школы, когда в запасе есть еще целый год? Не забывайте: вы ищете не просто учебное заведение, а место, куда ваше любимое чадо будет ходить каждый день в течение как минимум четырех лет. И именно от этой школы зависит очень многое в его дальнейшей судьбе. Совсем недавно, когда мамы и папы нынешних семилеток сами были детьми, выбор был не особенно широк: или районная школа по месту прописки, или одна из немногих «спец» — языковая
или физико-математическая. Сегодня есть из чего выбирать. В одной только Москве около полутора тысяч общеобразовательных учреждений. В нескольких словах расскажем об их специфике. ПРОГИМНАЗИИ. Здесь занимаются подготовкой детей к поступлению в гимназию. ГИМНАЗИИ. Это классическое образование в средней и старшей школе с акцентом на изучение предметов гуманитарного цикла. Гимназическое
образование начинается с пятого класса, первых гимназических классов не бывает. Существуют и общеобразовательные школы с гимназическими классами. В любом случае, сначала дети идут в начальную школу, затем уже поступают в гимназию или в гимназический класс. ЛИЦЕЙ. В этом образовательном учреждении старшая школа сориентирована по профессиональному признаку. Лицеи работают в тесном контакте с определенными вузами, совместно с преподавателями
которых разрабатываются учебные программы. Часто преподаватели этих вузов работают в лицее и выпускные экзамены в ряде случаев засчитываются как вступительные. ШКОЛЫ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ. В частности, в Москве углубленно изучают иностранные языки (самый распространенный — английский, менее — немецкий, еще меньше — французский, удалось также насчитать 5 школ, в которых изучают испанский и 2, где преподают норвежский).
Есть школы, специализирующиеся на изучении истории и права, экономики, экологии, физики, математики, химии и биологии, изобразительного искусства, труда, литературы, информатики. Имеется школа с углубленным изучением музыки и хорового пения. УВК — учебно-воспитательный комплекс. Сочетает в себе дошкольное и школьное образование. Как правило, УВК работают по схеме «детский сад — начальная школа» или «детский сад — средняя школа». И сад,
и школа могут находиться в одном комплексе, а могут — в отдельных корпусах на достаточном расстоянии друг от друга. Программа УВК интегрирована, она призвана облегчить ребенку привыкание к школьным порядкам и сделать переход из дошкольного периода в школьный максимально мягким...
О проблеме готовности ребенка к обучению в школе написано много литературы. Однако результаты опросов родителей будущих первоклашек показывают, что они имеют о ней поверхностное представление. Специалисты включают в понятие «готовность к школе» три больших аспекта: это физическая зрелость малыша, социально-психологическая и интеллектуальная. Но маме с папой необходимо знать не столько о компонентах готовности к школе, сколько о том, кто и как может оценить
уровень подготовки их ребенка и чем неготовность отзовется для него в процессе учебы. В противном случае родители, столкнувшиеся с проблемами ребенка в начальной школе, будут негодующе спорить с учителем: «Что значит: не был готов и не может учиться? Он же у меня читал и писал! Вы просто не умеете учить!» Давайте представим себе готовность дошколенка к обучению в виде большого раскидистого дерева. При этом понятие «готовность к школе» в нашем новом понимании
будет включать в себя не знания и умения, которые малыш накопил к шести годам и шести месяцам. Начнем. Если семечко, которое было посажено в землю, здорово и за ним хорошо ухаживали, то оно пустит в землю крепкие, хорошие корешки. То есть, если ребенок родился без проблем, не перенес серьезных болезней, его правильно кормили и развивали, - он будет здоров.
Корни дерева - это здоровье или «физическая готовность».
Если корешки не точили червячки, и землю достаточно и своевременно поливали, то они разовьются в крепкую корневую систему и дадут здоровый росток. То есть если знания предлагались ребенку вовремя и в разумном количестве, с ним правильно общались, играли, соблюдали режим, то основа его готовности к школе заложена была еще в возрасте 3-4 лет. Так, например, раннее развитие порой бывает равносильно чрезмерному поливу, от которого росток (нервная система малыша, его
психика) начинает болеть. Мозг маленького человека не выдерживает нагрузки и дает «сбои» в виде, например, заикания. n Корневая система и крепкий росток - это зрелость и здоровье мозга ребенка - «физиологическая» готовность. Следуем дальше. При благоприятных условиях росток тянется вверх, становится стволом и разветвляется. На основе физической и физиологической зрелости при участии хороших педагогов ребенок развивается в «нужном направлении». У него формируется желание учиться
и понимание, для чего это нужно. Психологи называют это «мотивацией к обучению». Кроме того, у маленького человека появляется способность делать то, что не хочется, но надо (эмоционально-волевая сфера и произвольность), он учится общаться и согласовывать свое поведение с нормами и желаниями других детей (коммуникативная сфера).
Ствол - это социально-психологическая готовность к школе...