В сентябре вы собираетесь отдать чадо в школу? На самые актуальные вопросы родителей будущих первоклашек отвечает пресс-секретарь Департамента образования г. Москвы Александр Владимирович ГАВРИЛОВ
?- С какого возраста можно отдавать ребенка в первый класс? Какие документы для этого должны предоставит в школу родители?
- Ребенка можно отдать в первый класс и с шести, и с семи лет - выбор за родителями. Что для этого необходимо? Написать на имя директора школы заявление, принести свидетельство о рождении малыша, паспорт одного из родителей (или лиц их заменяющих) и медицинскую карту стандартной формы.
?- Родители выбрали школу. Какие дети имеют преимущественное право для поступления в первый класс?
- Есть несколько категорий детей, которые имеют преимущественное право при поступлении в школу:
ребята, у которых в данной школе уже обучается брат или сестра;
малыши из многодетных семей;
дети из близлежащих к учебному заведению домов.
Впрочем, прокуратура периодически опротестовывает это положение Департамента образования г. Москвы, считая, что мы нарушаем права других детей. Тем не менее, данное положение продолжает действовать.
?- Когда начинается запись в школу?
- Запись в первый класс начинается с 1-го апреля. Поэтому, если мама приходит в школу 1 апреля, и ей говорят, что запись окончена, она может обратиться в окружное управление образования или в Департамент образования с жалобой. Фактически запись в школу продолжается до 1 сентября. Однако нужно понимать, что если школа престижная, то к 1 сентября свободных мест уже не будет...
Как быстро летит время! Еще совсем недавно вы проводили бессонные ночи над детской кроваткой, делали с ребенком первые шаги, отвечали на бесконечные "почему", долгие часы проводили за чтением детских книжек вслух, радовались всему новому, что появлялось у малыша. И вот близится время, когда постоянно развивающийся, восклицающий, а иногда и огорчающий вас ребенок перейдет очередной рубеж - станет школьником.
Чем важен этот момент для маленького человека и его дальнейшей судьбы? Когда и в какую школу лучше отдавать свое дитя? И наконец, как к этому нужно готовиться? Вопросов много. Понимая важность подготовки к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни. Но лучше начинать заранее, помните, что "мозговой штурм" не слишком эффективен.
Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели. Давайте вместе немного поиграем, поупражняемся - ведь СКОРО В ШКОЛУ!
Первоклассник
В игре закрепляются знания детей о том, что нужно первокласснику для учебы в школе, воспитывается желание учиться, собранность, аккуратность. Игра может проводиться с одним ребенком или с группой детей. На столе
у взрослого лежит портфель и несколько предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, мяч и др. После напоминания о том, что малыш скоро идет в школу и будет сам собирать свои вещи, ему предлагают посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Если в игре участвуют несколько детей, можно устроить соревнования. Обратите внимание малышей на то, что складывать вещи надо не только быстро, но и аккуратно. Не забывайте поощрять тех, кто точно выполнил эти правила
в игре. И в заключение, для того чтобы проверить, насколько ваш ребенок информирован о школьной жизни, предложите ему ответить на вопросы: - Как обращаются к учительнице? - Как привлечь к себе внимание на уроке, если нужно о чем-то спросить? - Что такое урок? - Как узнают,
что время начинать урок? - Что такое перемена? - Для чего нужна перемена? - Как в школе называется стол, за которым дети пишут? - Что такое отметка? Какие отметки хорошие, а какие плохие? - Что такое школьный дневник?
- Что такое каникулы? Важно, чтобы ребенок ответил принципиально верно, можно и без уточнений.
Испорченный телефон
А эту игру знают все. Играть лучше всего большой компанией, но можно и втроем. Первый участник тихо произносит какое-либо слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово по "телефону".
Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что "накопились" в результате поломки "телефона".
А в эту игру можно играть и с одним ребенком, и с группой детей. Ребенку дается лист клетчатой бумаги. Ведущий говорит:
"Сейчас мы будем учиться рисовать разные узоры. Постарайтесь, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого слушайте меня внимательно - я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду называть. Когда нарисуете одну, ждите, пока я не назову следующую. Каждую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните ее в сторону. Сейчас вы показываете направо. А где левая рука?
Молодцы...
Сегодня у нас появилась возможность выбирать, не только где отдыхать, в каком магазине одеваться, но и куда отдать учиться любимого ребенка.
Время выбирать школу
Большинство школ переживает кризис. Не хватает учителей в связи с мизерной зарплатой. Нет денег на хороший ремонт и оборудование. Параллельно увеличился разрыв между школами обычными и элитными. Выделилось две большие группы элитных школ - частные и государственные. И в тех, и в других с родителей берут деньги. В частных школах это называется платой за обучение, а в элитных государственных школах - спонсорской помощью.
По стилю обучения, общения учителей с учениками, директора с родителями, быту и многому другому между двумя этими категориями школ существует большая разница.
Элитные государственные школы
Благоденствие хороших государственных школ зиждется в основном на их репутации, добытой еще в советское время. Эта репутация привлекает родителей, в том числе и тех, кто может оказать спонсорскую помощь. Наибольшие шансы попасть в категорию "хороших" получили языковые спецшколы, которых в Москве около ста. "Джентльменский набор", которым привлекают такие школы, типичен.
Хорошее обучение иностранному языку, летняя практика за границей, сотрудничество с московскими вузами, дополнительное обучение ряду привлекательных дисциплин от экологии до танцев - все это соответствует требованиям времени и пожеланиям родителей. В школы, которые все это предлагают, не иссякает поток желающих поступить. Самый простой способ для родителя, думающего о ребенке, - найти ближайшую спецшколу и попробовать устроить чадо туда. В принципе школы должны
принимать всех детей из микрорайона. Но, увы, так бывает не всегда. Можно постараться пойти еще дальше и отдать ребенка в государственную супершколу, которых в Москве насчитывается едва ли два десятка. Отличие этой категории от предыдущей не столько в каких-либо формальных признаках, сколько в качестве преподавания и преподавателей, а также в отношениях, складывающихся между учениками, учителями и родителями. Элитные
государственные школы схожи в некоторых чертах. Во-первых, сильным учителям нужны сильные ученики - без этого условия элитная школа теряет смысл. Во-вторых, требуется финансовая помощь со стороны родителей. Здесь возникает противоречие: способные дети отнюдь не всегда происходят из богатых семей. Элитные государственные школы вынуждены балансировать между возвышенным (обучением способных детей из любых семей) и низменным (обучением любых детей из богатых семей). Именно
элитные государственные школы обеспечивают на сегодняшний день самый высокий уровень образования в Москве. Из них выходят победители олимпиад. Их выпускники лучше сдают экзамены в престижные вузы. Дается это, однако, немалой ценой. Отдав ребенка в элитную государственную школу, надо быть готовым к тому, что в третьем классе он будет за выходные дни решать 30 задач по математике, писать по-английски двухстраничный рассказ о прогулке Джона Смита по Лондону,
не считая пустяков типа упражнений по русскому и пары нарисованных плакатов. Автору довелось услышать от директора одной из наиболее престижных государственных школ Москвы, что среди его выпускников нет ни одного совершенно здорового...