Позволим предложить вам немного "ликбеза". Дело в том, что к нам поступает очень много вопросов о том, как наладить оплату по кредиткам. В этом выпуске мы публикуем первую часть статьи, посвященную проблемам принятия оплаты с пластиковых карт. В ней рассказывается о двух монополистах российского рынка обработки платежных карт. Во второй части статьи вы сможете прочитать о целесообразности применения нестандартных средств: зарубежных биллингов, других отечественных платежных систем.
Также предлагаем вашему вниманию продолжение книги "Энциклопедия электронного бизнеса" – ценовые модели оплаты интернет-рекламы.
Вследствие того что практически все фазы взаимодействия с пользователем поддаются подсчету и анализу, в Интернете существует целый набор ценовых моделей - моделей расчета стоимости рекламы...>>>
Проблема оплаты товаров, наряду с вопросами логистики, доставки и некоторыми другими, входит в "джентльменский набор" проблем, с которыми обязательно придется столкнуться новоиспеченному интернет-коммерсанту. Казалось бы, чего здесь сложного? Раз уж в России привыкли расплачиваться наличными, пусть расплачиваются. Посылаем курьера: он и заказ отвезет, и деньги получит.
Все бы хорошо, если бы не товары, доставлять которые вообще не требуется (информационные продукты) и товары, доставка которых курьером обходится слишком дорого. Тут-то и вступают в действие интернет-платежные системы (далее, для краткости изложения, мы будем называть их "платежными системами"), позволяющие оплатить товары и услуги "не вставая с кресла", прямо в онлайне.
В Рунете достаточно много статей, содержащих описания различных платежных систем. Увы, большинство из этих публикаций успели устареть. Одни системы умерли, другие появились на свет. Эта статья не претендует на звание "аналитического исследования". Здесь – актуальная информация для тех, кто хочет обеспечить прием денег с кредитных карт в онлайне.
Карты, деньги, книги, порно...
Несмотря на то, что пластиковым картам в Сети предрекали мрачное будущее, они не только выжили, но и захватили львиную долю рынка интернет-платежей. У платежных систем на базе пластиковых карт есть два существенных преимущества перед специализированными интернет-системами. Это, во-первых, отсутствие "привязки" покупателя к конкретному банку (как следствие, простота совершения покупки). И, во-вторых, огромная аудитория - количество держателей карт по всему миру составляет сотни миллионов человек.
Каким же магазинам следует задуматься о приеме денег с пластиковых карт? Конечно, предприниматель должен учитывать, что российские держатели платежных карт – это, как правило, обеспеченные люди. Однако наиболее широкое распространение кредитки получили на Западе. Для некоторых категорий товаров (книги, диски) доля зарубежных покупателей существенна даже по сравнению с количеством отечественных потребителей. Если ассортиментный ряд магазина пользуется спросом за границей, прием кредитных карт становится необходимыми условием нормальной работы.
К магазинам, которым следует озаботиться обслуживанием владельцев кредиток, относятся и ресурсы, предоставляющие разнообразные онлайновые услуги: службы информации, сайты "для взрослых" и т.п.
Платежная система, принимающая к оплате кредитные и дебетные карты, выполняет функции посредника между покупателем, интернет-магазином и банками, в которых открыты счета клиента и продавца.
При совершении покупки, посетитель магазина должен сообщить данные о своей карточке, такие как дата выдачи, номер, на кого выдана и т.п. Платежная система берет на себя проверку корректности сведений, введенных покупателем, и одновременно оберегает данные клиента от мошенников. Благодаря платежной системе, покупателю не приходится оставлять информацию о кредитке в магазине, куда он, возможно, пришел в первый и последний раз.
Схема работы платежной системы, специализирующейся на пластиковых картах, изображена на рисунке.
1. Покупатель через Интернет подключается к веб-серверу Магазина, формирует корзину товаров и выбирает способ оплаты по кредитным карточкам.
2. Магазин формирует заказ и переадресует Покупателя на авторизационный сервер платежной системы.
3. Авторизационный сервер устанавливает с Покупателем соединение по защищенному протоколу и принимает от Покупателя параметры его кредитной карточки.
4. Авторизационный сервер производит обработку принятой информации и, если данные верны, передает ее в расчетный банк системы.
5. Банк проверяет наличие Магазина в Системе, проверяет соответствие операции установленным системным ограничениям. По результатам проверок формируется запрет или разрешение проведения авторизации транзакции в карточную платежную систему.
6. При запрете авторизации отказ передается через авторизационный сервер Покупателю и в Магазин.
7. При разрешении авторизации запрос на авторизацию передается через закрытые банковские сети банку-эмитенту карточки Покупателя или процессинговому центру карточной платежной системы, уполномоченному банком-эмитентом.
8. При положительном результате авторизации, полученном от карточной платежной системы, Банк передает результат поступает к покупателю и Магазину. Затем Банк осуществляет перечисление средства на счет Магазина, который, в свою очередь, отпускает товар или предоставляет услугу.
9. При отказе в авторизации отказ передается через авторизационный сервер Покупателю и в Магазин.
Примерно так работают все платежные системы, специализирующиеся на пластиковых картах. Справедлива схема и для двух основных российских систем: CyberPlat.com и Assist. Рассмотрим каждую из них подробнее.
Подключение. Процесс подключения к системе похож на аналогичную процедуру в CyberPlat: необходимо заключить договор на открытие счета с расчетным банком – одним из тех, с кем работает Assist – и установить ПО платежной системы. Так же, как и в CyberPlat, регистрация клиента, который хочет совершить покупку, не требуется.
Статистика. В настоящее время Assist работает с 5 банками. Это достаточно известные компании: "Альфа-Банк" (27 офисов в Москве, более 30 – в других городах России и СНГ), "Первое О.В.К." (45 офисов в Москве), "Сибирское О.В.К." (Улан-Удэ), "КОНЭКАГРОПРОМ" (Дальний Восток), "НДБ-Банк" (Нижний Новгород).
Безопасность. В сентябре Assist, совместно с "Альфа-Банком", провели тестирование новой технологии SET, обеспечивающей безопасные транзакции по кредитным картам. Полный переход на новую технологию планируется уже в ближайшем будущем. В настоящее время магазины, подключенные к Assist, могут самостоятельно регулировать параметры системы защиты от мошенников.
Стоимость. Подключение к системе обойдется от 100 до 250 долларов единовременно. Процент, взимаемый с транзакций – от 3 до 5%.
Дополнительные возможности. Уже сейчас Assist предоставляет возможность принимать к оплате карточки STB.
Насчет изображений. Ребята я работала как-то в этой области в свое время и скажу вам, что тут на большие расходы не надейтесь. Расходов то у нас, включая зп баксов 800 и вышло...
>>>
К сожалению я не нашел аналитического обзора по вопросам доставки - ссылки на сайты поставщиков услуг, сравнений надежности и цен. Доставка курьером это оптимальный вариант в пределах города. Но как быть с посылками по России или с получением отдельных товаров из-за границы?
>>>
Если вы не хотите отстать от конкурентов, читайте "Вестник электронной коммерции". Единственная новостная лента, объединяющая новости оффлайновой торговли с новостями электронной коммерции.
Для тех, кому некогда. Наиболее значительные события электронной коммерции и торговли за прошедшую неделю. Экономьте время и оставайтесь в курсе событий.
Информация Уважаемые подписчики! Если у вас есть новости, которыми вы бы хотели поделиться со своими коллегами и возможными партнерами, пишите на news@oborot.ru.
Мы рады выслушать ваши вопросы и предложения, отправленные на info@oborot.ru.
Если вы интересуетесь электронной коммерцией и торговлей, посетите Oborot.ru - первый российский портал, посвященный электронной коммерции.