Предлагаем вашему вниманию вторую часть статьи об учете доходов, полученных при использовании Интернета. В этот раз речь пойдет о расходах и доходах непосредственно интернет-магазина.
Заранее приносим извинения тем, кто это уже все знает.
Чтобы "задобрить" тех, кому бух. учет глубоко противен (есть и такие), обещаем в следующем выпуске в пятницу опубликовать кое-что, для создания по-настоящему "выходного" настроения. А пока, пока, удачи в учете. И да не подкопается к вам налоговая!
Первый шаг - это разработка Web-сайта. Определяется его структура, дизайн, принцип работы и расположения информации, подбирается необходимое программное обеспечение. Обычно этим занимаются профессиональные Web-дизайнеры. Однако в дальнейшем информационное и программное сопровождение может вести само предприятие.
Следующий этап - размещение сайта в Интернете. А для этого нужны так называемые DNS-серверы.
Ваш домен будет работать только в том случае, если его обеспечивают как минимум два DNS-сервера - первичный и вторичный. А чтобы создать их, необходимо закупить соответствующее компьютерное оборудование, программы, установить их и обеспечить пользователям Интернета доступ к серверу.
Есть и другой вариант: вы можете разместить сайт на оборудовании провайдера (виртуальный сервер). В этом случае вам придется арендовать у него дисковое пространство (хостинг).
Третий шаг - создание доменного имени сайта. Оно должно быть уникальным, и его нужно зарегистрировать. Порядок регистрации зависит от вида имени.
Чаще других встречается доменное имя типа <имя>.ru (например, plot.ru). Это домен второго уровня в интернет-зоне ru (Россия). Все права по администрированию этой зоны Международный информационный центр InterNIC передал независимой некоммерческой организации Российский НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС).
Поэтому чтобы зарегистрировать домен второго уровня в зоне. ru, вы должны подать заявку и указать в ней:
- предполагаемое имя сайта;
- организацию - администратора домена и ее реквизиты (адрес, телефоны, e-mail и т. д.);
- имена и IP-адреса DNS-серверов домена;
- представителей организации, ответственных за функционирование домена.
Проверив уникальность доменного имени, работоспособ-ность DNS-серверов, РосНИИРОС регистрирует это имя и пере-дает организации домен. А затем вам каждый год придется его перерегистрировать.
Если же ваше предприятие создает свой WWW-сайт в домене более низкого уровня, чем второй (например, plot.webzone.ru), то регистрировать его в РосНИИРОС нет необходимости. Нужно будет всего лишь согласовать доменное имя вашей организации с администратором домена более высокого уровня, в данном случае это webzone.ru
И наконец, последний этап - обеспечение работы зарегистрированного домена. Здесь необходимы IP-адреса. Их выделяют локальные Интернет-регистраторы - уполномоченные организации, заключившие договоры с Европейским региональным Интернет-регистратором (расположен в Голландии). На практике подобный вопрос, как правило, решает тот провайдер, услугами которого ваша организация планирует воспользоваться.
Разработанный программный комплекс интернет-магазина - это программа для ЭВМ или база данных. И если у вашего предприятия есть исключительное авторское право на него, то расходы на создание сайта вы можете включить в состав нематериальных активов.
Прочие расходы, куда входит плата за хостинг, доступ в Интернет и т. п., относятся на себестоимость, поскольку считается, что они связаны с производством и управлением предприятием.
Пример 2
ЗАО «Торговый дом "Пилот-ТВ"» решило на три года создать Интернет-магазин на базе виртуального WWW-сервера. Для этого фирма заключила с организацией-разработчиком три договора:
- на создание Web-сайта в виде программного комплекса с регистрацией исключительных прав на него и доменного имени в РосНИИРОС; затраты предприятия по этому договору - 30 000 руб. (в том числе НДС - 5000 руб.);
- на информационное обновление и программное сопровождение сайта; ежемесячно за эти работы приходится платить 4500 руб. (в том числе НДС - 750 руб.);
- на рекламные услуги по продвижению Web-сайта в Интернете; их стоимость - 12 000 руб. (в том числе НДС - 2000 руб.).
Кроме того, ЗАО «Торговый дом "Пилот-ТВ"» заключило еще три договора с провайдером:
- на обеспечение коммутируемого доступа в Интернет; ежемесячная арендная плата - 2100 руб. (в том числе НДС - 350 руб.);
- на аренду дискового пространства на сервере провайдера и техническое сопровождение; ежемесячная плата - 1500 руб. (в том числе НДС - 250 руб.) и дополнительная разовая плата за открытие виртуального сервера - 900 руб. (в том числе НДС - 150 руб.).
Создание Web-сайта бухгалтер фирмы должен отразить в учете таким образом (как по старому, так и по новому Плану счетов):
- 25 000 руб. - принят к учету объект нематериальных активов;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
- 5000 руб. - отнесен НДС на расчеты с бюджетом.
Рекламные услуги и открытие Web-сайта отражаются следующими проводками.
По старому Плану счетов:
ДЕБЕТ 31 КРЕДИТ 60
- 750 руб. (900 - 150) - учтены затраты, связанные с открытием Web-сайта на сервере провайдера;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 150 руб. - учтен НДС по затратам на открытие Web-сайта на сервере про-вайдера;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- 900 руб. - перечислены денежные средства провайдеру за открытие сайта;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
- 150 руб. - отнесен НДС на расчеты с бюджетом;
ДЕБЕТ 43 КРЕДИТ 60
- 10 000 руб. - отражены затраты на рекламу по продвижению сайта в сети Интернет;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 2000 руб. - учтен НДС по расходам на рекламу;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- 12 000 руб. - перечислены денежные средства по договору на рекламные услуги;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
- 2000 руб. - отнесен НДС на расчеты с бюджетом.
По новому Плану счетов:
ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 60
- 750 руб. (900 - 150) - учтены затраты, связанные с открытием Web-сайта на сервере провайдера;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 150 руб. - учтен НДС по затратам на открытие Web-сайта на сервере провайдера;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- 900руб. - перечислены денежные средства провайдеру за открытие сайта;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
- 150 руб. - отнесен НДС на расчеты с бюджетом;
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60
- 10 000 руб. - отражены затраты на рекламу по продвижению сайта в сети Интернет;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 2000 руб. - учтен НДС по расходам на рекламу;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- 12 000 руб. - перечислены денежные средства по договору на рекламные услуги;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
- 2000 руб. - отнесен НДС на расчеты с бюджетом.
Затем каждый месяц бухгалтеру придется делать следующие проводки.
По старому Плану счетов:
ДЕБЕТ 43 КРЕДИТ 60
- 3750 руб. (4500 - 750) - отражены затраты на услуги по информационно-му сопровождению сайта;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 750 руб. - учтен НДС по услугам на информационное сопровождение сайта;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- 4500 руб. - перечислены денежные средства за услуги по информационно-му сопровождению;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
- 750 руб. - отнесен НДС на расчеты с бюджетом;
ДЕБЕТ 43 КРЕДИТ 60
- 3000 руб. (2100 - 350 + 1500 - 250) - учтены ежемесячные затраты на обеспечение доступа в Интернет и аренду дискового пространства;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 600 руб. (350 + 250) - учтен НДС по затратам на обеспечение доступа в Ин-тернет и аренду дискового пространства;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- 3600 руб. (2100 + 1500) - перечислены денежные средства провайдеру;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
- 600 руб. - отнесен НДС на расчеты с бюджетом;
ДЕБЕТ 43 КРЕДИТ 31
- 20 руб. 83 коп. (750 руб. : 12 мес. : 3 года) - списана месячная часть расхо-дов, связанных с открытием сайта.
По новому Плану счетов:
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60
- 3750 руб. (4500 - 750) - отражены затраты на услуги по информационно-му сопровождению сайта;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 750 руб. - учтен НДС по услугам на информационное сопровождение сайта;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- 4500руб. - перечислены денежные средства за услуги по информационно-му сопровождению;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
- 750 руб. - отнесен НДС на расчеты с бюджетом;
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60
- 3000 руб. (2100 - 350 + 1500 - 250) - учтены ежемесячные затраты на обеспечение доступа в Интернет и аренду дискового пространства;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 600 руб. (350 + 250) - учтен НДС по затратам на обеспечение доступа в Ин-тернет и аренду дискового пространства;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- 3600 руб. (2100 + 1500) - перечислены денежные средства провайдеру;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
- 600 руб. - отнесен НДС на расчеты с бюджетом;
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 97
- 20 руб. 83 коп. (750 руб. : 12 мес. : 3 года) - списана месячная часть расхо-дов, связанных с открытием сайта.
И не забудьте: составляя отчетность по налогу на прибыль и НДС, обязательно сравните произведенные расходы на рекламу (12 000 руб.) с нормативными. И если нужно, скорректируйте налогооблагаемую прибыль и НДС, возмещенный из бюджета.
А теперь давайте рассмотрим на примере, как выглядит бухгалтерский учет у предприятия, торгующего через Интернет-магазин.
Пример 3
В июне 2001 года ЗАО «Торговый дом Пилот-ТВ» реализовало продукцию через Интернет-магазин на сумму 378 000 руб. (в том числе НДС - 60 000 руб., налог с продаж по ставке 5% - 18 000 руб.). Доставляли эти товары до покупателей курьеры. Стоимость проданной продукции, по которой она числилась в учете, - 170 000руб.
Я являюсь преподавателем в университете, преподаю работу в сети интернет. Кроме этого года 2 занимаюсь маркетингом в интернете, но довольно кустарно, методом проб и ошибок.
А вот теперь по многочисленным просьбам студентов разрабатываю курс "маркетинг в сети интернет", и мне ОЧЕНЬ нужны живые примеры из жизни.
Если у вас есть: план бывшей рекламной кампании, медиаплан, анализ живой кампании и др., и Вам не жалко - очень прошу прислать
>>>
Уважаемый oborot.ru! У вас замечательный сайт! Я попал на него из рассылки, в которой предлагалось добавить компанию в каталог поставщиков услуг. Я захотел посмотреть, кто там уже есть, но на сайте возможности просмотреть каталог не обнаружил...
>>>
Если вы не хотите отстать от конкурентов, читайте "Вестник электронной коммерции". Единственная новостная лента, объединяющая новости оффлайновой торговли с новостями электронной коммерции.
Для тех, кому некогда. Наиболее значительные события электронной коммерции и торговли за прошедшую неделю. Экономьте время и оставайтесь в курсе событий.
Информация Уважаемые подписчики! Если у вас есть новости, которыми вы бы хотели поделиться со своими коллегами и возможными партнерами, пишите на news@oborot.ru.
Мы рады выслушать ваши вопросы и предложения, отправленные на info@oborot.ru.
Если вы интересуетесь электронной коммерцией и торговлей, посетите Oborot.ru - первый российский портал, посвященный электронной коммерции.