Предлагаем вашему вниманию вторую часть статьи, посвященной целесообразности использования форумов в интернет-магазинах. Если в первой части речь шла в основном о "ликбезе", то во второй к проблеме подходим более глубоко.
К тому же, нам удалось получить комментарии представителей нескольких известных проектов. Эти комментарии также опубликованы в статье.
А что вы думаете по этому поводу? Ждем ваших отзывов в форуме и в специально подготовленном опроснике.
Конечно, многие ополчатся на меня за сказанное, но я убеждена в том, что большинству интернет-магазинов форумы не то, что не нужны, а даже и противопоказаны.
Что обращает на себя внимание посетителя сайта, посвященного продаже товаров или услуг? Цены, ассортимент, удобство навигации, четкая и подробная информация по всем интересующим его вопросам – от описания товара до схемы доставки, - плюс возможность связаться с администрацией магазина. Поверьте, этого бывает достаточно. А вот полумертвый форум, где последний (и безответный) постинг датирован прошлым месяцем, доверие к магазину подрывает.
Как показало мини-расследование, большинство форумов в наших интернет-магазинах жидкие и невыразительные, как больничный суп с лапшей.
Ладно, - подумала я, - в конце концов, в России электронная коммерция еще не так распространена, обратимся к опыту западных больших братьев.
Увы, даже путеводная звезда онлайновых торговцев – Амазон – не исключение. Открываю discussion board и среди немногих записей вижу примерно такую: «Ребята, discussion board чахнет, пишите сюда хоть что-нибудь!». И это при гигантской аудитории Амазона и всех его акциях по удерживанию своей позиции на рынке.
Между тем, неудачи с форумами интернет-магазинов вполне объяснимы. Еще хозяйки светских салонов девятнадцатого века понимали, как сложно заставить беседу между гостями литься свободно и непринужденно, без мучительных пауз. И это в салонах, куда стороннему человеку хода не было, а все гости худо-бедно принадлежали к одному и тому же кругу и придерживались определенных взглядов – были кружки дамские, были либеральные, консервативные, артистические и так далее. А хозяйки салонов выступали в роли модераторов.
Хороший форум требует выполнения этих условий: общности людей по какому-то признаку и грамотного модерирования (не будем понимать под этим банальное удаление неугодных сообщений).
При всем уважении к рыночной экономике, объединить людей по покупательскому принципу очень и очень сложно. А форум интернет-магазина рассчитан изначально на то, что, раз люди что-то тут купили, значит они имеют между собой много общего и живо собьются в комьюнити, обсуждая все свои околопокупочные и не очень дела в форуме, попутно вознося хвалы «этому дому».
Мы решили узнать мнение нескольких известных интернет-магазинов и интернет-проектов и устроили небольшой опрос. Предлагаем вам его результаты.
1. Считаете ли Вы оправданным использование форумов и гостевых книг в интернет-магазинах? Дмитрий Сазонов, руководитель проектов www.PORTA.ru, www.Digita.ru, www.CDA.ru: Да
Анастасия Патрышева, координатор проекта TRAVEL.RU: Да
Дмитрий Сальников, проект PalmShop.ru Нет. Они не нужны. Они мешают работе, создают неблагоприятный имидж магазину и могут запросто испортить все PR.
2. По Вашему мнению, влияет ли каким-то образом их наличие на динамику продаж и создание положительного имиджа компании? Анастасия Патрышева: Да, конечно
Дмитрий Сазонов: Да. Мы считаем, что у интернет-магазинов, не имеющих форумов, нельзя покупать также, как и у оффлайн продавцов, не имеющих книгу жалоб. Некоторые магазины закрыли свои форумы из-за большого потока жалоб. Наверное, это о чем-то говорит...
Дмитрий Сальников: Влияет, отрицательно
3. На Ваш взгляд, в магазинах, предлагающих какие товарные группы, существуют "показания" к созданию форумов? Анастасия Патрышева: Бытовая, аудио-и видеотехника, домашнее хозяйство, книги, диски, видео, компьютеры и комплектующие, красота и здоровье, одежда и обувь, онлайновые туристические агентства, продукты питания, товары для спорта и туризма
Дмитрий Сазонов: Во всех
Дмитрий Сальников: Форумы и гостевые книги и-магазинам не нужны
4. Кто составляет "ядро" форумов: постоянные клиенты магазинов или просто люди, интересующиеся этой тематикой? Анастасия Патрышева: Это уже зависит от администрации форума
Дмитрий Сазонов: И то, и то. Самое важное - будущие покупатели.
Дмитрий Сальников: В основном это недовольные клиенты, НЕклиенты и конкуренты под другими именами.
5. Как Вы относитесь к модерированию форумов и гостевых книг, в каком случае возможно удаление сообщений, следует ли здесь руководствоваться принципом "хвалят - не хвалят"? Анастасия Патрышева: Нужна жесткая премодерация. И единое мнение на тему, что оставлять, а что - удалять. И работать с этим должен не технический админ, а менеджер по связям с общественностью, так как любое высказывание в форуме от имени фирмы (а удаление сообщений - тоже своего рода высказывание), должно быть обдуманным с точки зрения влияния на имидж компании.
Дмитрий Сазонов: Мы удаляем только сообщения со ссылками на конкурентов, нецензурной лексикой и с необоснованными призывами не покупать на "Порте". В этом можно убедиться на http://porta.webforum.ru
Дмитрий Сальников: Модерирование - обязательно
Расчет идет на то, что люди покупают постоянно, не так ли? И что именно их покупки настоящие и планируемые будут стержнем разговора. Ибо нас волнует именно целевая аудитория и рост продаж, а не рост посещаемости.
Но давайте подумаем, в какие магазины мы часто ходим чаще всего. Думаю, не ошибусь, если скажу, что в продуктовые. В Сети продуктовых магазинов практически не осталось, это раз, и во-вторых, их форумы обречены на провал, потому что кроме общей потребности кушать, посетителей связывает только наличие Интернета. С таким же успехом можно создать форум дышащих воздухом.
Всякие повседневные штучки вроде носков и губок для посуды: комментарии излишни
Техника. Проблема не только в том, что это покупки из разряда нес лишком частых, даже если вы привыкли каждые три месяца покупать новую мышь. Для компьютерных комплектующих, сотовых и иже с ними есть уже сложившиеся конференции, где можно встретить совершенно полярные мнения о том или ином продукте. Даже если мы перетащим такую конференцию на наш магазин, каково будет выслушивать нелицеприятные отзывы о наших товарных позициях? И не будет ли это влиять на продажи? Еще как будет. А стирать такие реплики, равно как и призывы «Мужики, там-то мамки (или, предположим, эриксоны) дешевые есть!» – нехорошо, потому что вы затыкаете рот сообществу. Поэтому многие выбрали иную тактику: они рекламируют свои магазины на соответствующих форумах, явно или относительно скрыто.
Крупная бытовая и всякая аудио-видео-техника – ну да, клуб владельцев холодильников «Север-1234» или аудиосистем. А зайдет на конференцию в поисках совета какой-нибудь молодожен, желающий порадовать супругу стиральной машиной – думаете, ему станет легче? Нет. Потому что, даже если форум живет, то опять же советов надают таких, что у несчастного голова кругом пойдет. Рекомендации по выбору товара и всяческие обзоры на сайте уважающего себя интернет-магазина обязательны, но писать их должен специалист, основываясь на данных тестов и т.д., а не пользователь с единичным опытом.
Где использование форума оправдано?
На мой взгляд, это в первую очередь узкоспециальные магазины, где покупаемые товары есть одновременно и хобби. Товары для рыбалки, сборные модели, книги и диски «на любителя» – потому что в большинстве крупных магазинов ассортимент книг и музыки слишком размыт, будучи рассчитан на максимальное количество покупателей. Тогда да, форум становится клубом «по душам» - и, если ассортимент магазина отвечает запросам ваших знатоков-клиентов, доход магазина как минимум стабилен.
Неплохо будет форум смотреться на сайте онлайнового турагенства или фирмы, занимающейся продажей билетов на зрелищные мероприятия – потому что их посетители любят делиться впечатлениями и рады почитать байки «бывалых».
Само собой, могут найтись и еще примеры (хоть их немного), но, думаю, общее направление ясно.
Остается разобраться только с одной загадкой: почему даже явно неудачные форумы продолжают красоваться на сайтах интернет-магазинов.
Боюсь, дело в том, что владельцы таких магазинов пытаются существованием форумов закрыть дыры в контенте и сэкономить на службе поддержки.
Прошли времена уравниловки, пришла пора работать с индивидуальным покупателем. Ваша задача – изначально дать максимум информации на вашем сайте. При этом информации максимально понятной и доступной простому посетителю. А если у вполне определенного Васи Пупкина все же возникает какой-то вполне определенный вопрос, его надо решать оперативно. Описанными выше способами.
Здравствуйте!
Являясь IT-специалистом в одной торговой фирме (продукты питания - cash&carry, POS). есть мысли о создании электронного магазина, но вот с чего начать ? Очень хотелось бы получить
информацию о создании электронного магазина "с нуля" :
- с чего начинать
- финансовые затраты
- идеологии
- технологии...>>>
Сам Assist отчислений с транзакций не взимает. Комиссионные, которые получает за проведенные транзакции банк - 3-5% от суммы платежа. Это сказано в том же абзаце, который Вы процитировали. Вы полагаете, что Assist должен приплюсовать к этому что-то сверху для себя? Так будет убедительнее?...
>>>
Магазин на русском языке, склад находится в Америке, и аудитория тоже Америка-Канада.
На самом деле этот магазин давно и прекрасно функционирует, и вопрос будут покупать-не будут - не главный. Моя цель - раскрутить этот магазин под еще одним доменным именем.
Проблема в том, что первичный бюджет - $400. Какие действия Вы посоветуете сделать на эти деньги? Цены-то забугорные...
>>>
Если вы не хотите отстать от конкурентов, читайте "Вестник электронной коммерции". Единственная новостная лента, объединяющая новости оффлайновой торговли с новостями электронной коммерции.
Для тех, кому некогда. Наиболее значительные события электронной коммерции и торговли за прошедшую неделю. Экономьте время и оставайтесь в курсе событий.
Информация Уважаемые подписчики! Если у вас есть новости, которыми вы бы хотели поделиться со своими коллегами и возможными партнерами, пишите на news@oborot.ru.
Мы рады выслушать ваши вопросы и предложения, отправленные на info@oborot.ru.
Если вы интересуетесь электронной коммерцией и торговлей, посетите Oborot.ru - первый российский портал, посвященный электронной коммерции.