Согласно опубликованному исследованию фирмы Yankee
Group, несмотря на заметный рост использования интернета в Восточной
и Центральной Европе, Сеть по-прежнему недоступна по цене большинству
клиентов, что, в свою очередь, не позволяет развиваться электронной коммерции.
По данным Yankee Group для большинства жителей стран бывшего соцлагеря
компьютеры слишком дороги, а телекоммуникационные фирмы не в состоянии
повышать качество обслуживания из-за бюрократических барьеров.
Комментируя опубликованный анализ, консультант компании Грэхем Финни
(Graham Finnie) сказал: "Я был удивлен тем, что в Восточной Европе
- относительно небольшие возможности для электронной коммерции".
Но меня также впечатлил энтузиазм местных жителей в отношении интернета.
Он пользуется популярностью, особенно в городах и среди молодежи".
Аналитики Yankee предсказывают, что к 2005 г. 21% домов в регионе будут
иметь доступ в интернет (сегодня лишь 5% оборудованы необходимыми каналами
связи). Несмотря на это, Восточная Европа не достигнет уровня Западной
Европы. Наиболее привлекательными для предпринимателей странами в отчете
названы недавно принятые в ЕС Чехия, Эстония, Венгрия, Польша и Словения.
Перспективы российского рынка в рамках данного исследования не рассматривались
ЛОНДОН - Попытка европейских поставщиков программного обеспечения придать
своему бизнесу американские черты редко приводит к успеху.
Крупнейшие европейские программистские компании - немецкая SAP, французская
Dassault Systemes и британская Sage, рыночная капитализация которых составляет
соответственно $37 млрд, $5,4 млрд и $4,5 млрд, - традиционно ориентируются
в своем бизнесе на национальные стереотипы своих стран. SAP производит
мощные системы управления предприятиями, объединяющие средства для автоматизации
производства, бухгалтерии, отдела кадров и т. п. Dassault специализируется
на программах трехмерного моделирования, которые используются в различных
отраслях - от самолетостроения до архитектуры. Sage разрабатывает бухгалтерские
и финансовые системы для автоматизации малых и средних предприятий. "Продукция
Sage отражает дух нации мелких лавочников, - говорит Кейт Вудлок, аналитик
из компании Nomura. - В то же время Dassault преимущественно адресует
свои программы нации, имеющей серьезные культурные амбиции, а SAP - народу
с ярко выраженной склонностью к инженерному делу и промышленности, т.
е. немцам".
Поучительным примером противоположного подхода некоторые аналитики склонны
считать немецкую компанию Brokat. Одно время эта компания была восходящей
звездой на рынке высокотехнологичных компаний Neuer Markt. На волне своего
успеха Brokat попыталась дистанцироваться от своих германских корней и
завоевать американский рынок программного обеспечения (ПО). Основатель
компании Штефан Ровер даже переселился в Силиконовую долину. На прошлой
неделе Brokat объявила о банкротстве.
Даже отношение руководителей компаний к сфере использования ПО нередко
обусловлено национальным характером. "Трехмерное моделирование -
это сама жизнь, - считает президент Dassault Бернар Шарле. - Мы производим
средства, с помощью которых можно создавать миры. Это намного увлекательнее,
чем оптимизация расходов".
Сайт компании Sage свидетельствует о более скромных амбициях. "Здесь
все выглядит по-домашнему", - констатирует Брюс Ричардсон из компании
AMR Research. Пол Уокер, генеральный директор Sage, не спорит с такой
оценкой: "Наша сила - в осторожности. Небольшие предприятия по своей
природе консервативны, они привыкли трезво рассчитывать свои силы".
Характеризуя компанию SAP, Ричардсон выделяет такое ее свойство, как
последовательность. "Компания положила немало усилий на создание
себе новомодного имиджа, но теперь она возвращает себе образ традиционного
занудного производителя ПО. Именно это сейчас пользуется на рынке спросом.
Немалую роль в успехе SAP сыграла и традиционная немецкая педантичность.
Разработчики точно распишут вам, как устроена система и как она решает
задачи вашей компании".
Все три компании чувствуют себя достаточно уверенно в условиях спада
во многом благодаря своей сконцентрированности на главном - широкой клиентской
базе и отлаженном механизме получения доходов от служб сопровождения и
поддержки продуктов.
В то же время влияние европейских компаний на мировой рынок остается
ограниченным. Так, совокупная рыночная стоимость трех европейских лидеров
составляет всего лишь восьмую часть стоимости Microsoft. Видимо, создание
гигантской корпорации, способной конкурировать с американцами, станет
возможным не раньше, чем сформируется единая общеевропейская культурная
парадигма.
Серьезный бизнес отреагировал на пришествие Интернета куда более вяло, чем
в свое время на появление персональных компьютеров. Предприятие без ПК,
да еще объединенных в локальную сеть, сегодня нонсенс. Предприятие без
онлайнового общения с внешним миром и даже вообще без собственного сайта
- вполне нормальное явление, по крайней мере, в России.
Показательно возникновение на российском рынке в качестве реально доступного
сервиса технологии ASP - Application Service Provision. Собственно, это
даже не столько технология, сколько бизнес-модель.
Интернет, как выясняется, в некоторых случаях избавляет предприятие от
необходимости содержать собственную службу автоматизации. Программное
обеспечение можно арендовать в Сети, а гарантию безопасности своих данных
требовать от поставщика такого рода услуг. Получается дешевле.
Пользователь управляет обработкой данных и видит ее результаты, но программное
обеспечение и сама информация находятся на чужом сервере. И коллективно
используют, разумеется, не только офисные приложения, но и самые сложные
(и дорогие) системы автоматизации так называемого класса ERP.
В США услуги виртуальной аренды программ существуют уже около трех лет,
в Европе - чуть более года. Россия находится в самом начале пути. Рынок
ASP создается крупными интернет-провайдерами, компаниями, специализирующимися
на системной интеграции, и ведущими поставщиками программного обеспечения,
в том числе отечественными.
Благодаря ASP можно не платить десятков и сотен тысяч долларов за современные
программы (только, например, программное обеспечение для резервного копирования
данных в современных системах автоматизации может обойтись предприятию
в 150 тыс. долларов). Экономия на IT-персонале, охране и безопасности
еще более очевидна.
Существует мнение, что наиболее эффективно использование ASP-модели для
крупных компаний, для разворачивания "тяжеловесных" систем автоматизации
класса ERP. Автор статьи считает, что в ближайшие годы эта технология
будет внедряться прежде всего на небольших предприятиях. Крупные компании
пока могут разворачивать стратегически важные для себя приложения на публичных
серверах только для опытной, а не для промышленной эксплуатации. В небольших
компаниях, наоборот, использование ASP-модели для ведения бизнеса очень
выгодно. Таким компаниям нерентабельно приобретать дорогостоящие системы
и технику.
Для внедрения ASP-модели на российском рынке существует много препятствий.
В первую очередь - недостаточное развитие Интернета в России. Интернет
еще не стал полноценным инструментом бизнеса. К тому же в России сейчас
очень плохое соотношение стоимости коммуникаций и оплаты труда. Вторая
преграда в том, что сегодня не существует единой системы, единых стандартов
ведения бизнеса. А без стандартизации автоматизируемых процессов не может
быть полноценной работы. Тем не менее ASP в России начинает развиваться.
Мультиязычная Автоматическая Система маркетинга товаров и услуг "TradeVisa" - первый международный проект, посвященный проблемам экономического сотрудничества.