Механика предпринимательской деятельности состоит из трех ключевых процессов.
Рисунок 1. Механика предпринимательской деятельности
Все начинается в тот момент, когда человек обнаруживает у себе
неудовлетворенную потребность. При этом, понимает, что с помощью
некоторой суммы денег эту потребность можно удовлетворить. В этот
момент рождается предприниматель.
В рыночной экономике получить деньги (чтобы удовлетворить свою
потребность) можно только продав другому человеку какой-то продукт
(товар или услугу). Возникает необходимость установить, на что есть
(будет) неудовлетворенный спрос, придумать продукт и просчитать его
экономическую целесообразность.
После того, как продукт найден, начинается этап непосредственной
реализации. Предприниматель организовывает процесс производства,
продвижения и продажи продукта. Подсчитывает прибыли и убытки, и, если
деятельность оказалась выгодной, то удовлетворяет свои потребности.
Так выглядит механика предпринимательской деятельности в общем виде.
Волшебные ингредиенты продукта
Для производства (любого) продукта требуется три волшебных ингредиента: идея, труд и капитал (материальные факторы).
Рисунок 2. Ингредиенты продукта
В предпринимательском деле только потребности предпринимателя имеют
первостепенное значение и являются конечной целью. А продукт, а тем
более, идеи, труд и капитал – это только средства.
Содержание трудовой деятельности
Труд – операции над веществом
Труд – это использование возможностей человеческого организма для
целенаправленного преобразования вещества. Ключевые слова: возможности
организма, цель, преобразование. Трудовой процесс и производственный
процесс – синонимы для предпринимателя.
Производственный процесс не имеет ничего общего с творчеством.
Человек ничего не способен творить в реальном мире. Человек творит
только в своем воображении, мыслях, мечтах. В мире реальных явлений
есть только преобразование (трансформация, комбинирование).
Производственный процесс имеет смысл для предпринимателя только в
одном случае: если стоимость конечного продукта выше, чем стоимость
затраченных ресурсов. Поэтому кратко формулу предпринимательского
производства можно описать словами «покупай дешевое – продавай
дорогое», где место тире занимает трансформация.
Труд – особенности взаимодействия
Первая особенность. Труд является одним из ключевых средств
предпринимателя. Его следует расходовать экономно. Человек может
инвестировать лишь ограниченное количество труда и каждая единица труда
даст ограниченный эффект. Труд более распространен, чем
интеллектуальные ресурсы и менее, чем материальные факторы, то есть,
труд ценнее капитала, но менее ценен, чем идеи.
Вторая особенность. Труд разнообразен. Носителем труда является
человек, а все люди рождаются разными и у всех разные способности к
разной работе. С течением жизни, опыт и навыки еще сильнее
дифференцируют способности каждого человека. Какие-то способности
развиваются, какие-то стагнируют.
Третья особенность. Труд не имеет никакой ценности сам по себе. Как
бы не высчитывалась заработная плата, но она всегда платится не за
затраты труда, а за достигнутые трудом результаты. Самые слабые
результаты способен дать неквалифицированный труд. Благодаря
специальной подготовке появляется квалифицированный труд – он более
ценный. Ну а самым ценным типом труда считается труд людей,
реализовывающих врожденные способности.
Производительность труда
Деньги в час
Труд может быть хорошим или плохим, качественным или не очень,
эффективным или так себе. Для оценки труда – хорошо или плохо
потрудились – используется специальный инструмент, его называют
«производительность труда».
Производительность труда – это показатель, который характеризует,
насколько эффективно работает человек. Он носит интегрированный
характер, поскольку учитывает количественное и качественное выражение.
Есть два подхода к измерению производительности труда: «продукция в
час» и «деньги в час». Подход «деньги в час» правильней, точнее и лучше
для предпринимателя.
Методы повышения производительности труда
Существует три классических метода повышения производительности труда.
∙ Во-первых, это разделение труда.
∙ Во-вторых, реинжиниринг процессов.
∙ В-третьих, дизайн рабочего места.
Каждый из методов является настолько классикой жанра, что спрашивать
о том, какой метод применять именно вам, не следует, применяйте все три
в обязательном порядке.