Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Академия предпринимательского искусства


Живой рейтинг целей

16 Июл 2009 Рубрика: Мышление

Метод денежного расчета идеально подходит, когда нужно выбрать средства для достижения целей. Но он совершенно бесполезен, когда мы начинаем выбирать сами цели. В этом случае следует пользоваться другим инструментом – составлять рейтинг целей.

______________________________

Сегодня мы вновь будем говорить о человеческом выборе. Как вы уже знаете, выбор или отдание предпочтения является основой сознательной деятельности, этим она отличается от инстинктивного поведения и непроизвольных реакций. С выбора начинается деятельность.

Вы уже знаете о том, что выбор может производиться с помощью денежного расчета: изучить варианты и на основании аспекта выгоды выбрать лучший. Этот метод прекрасно помогает нам выбирать средства достижения целей – среди направлений инвестирования, технологий, подрядчиков. Но этот метод бессилен, когда мы начинаем выбирать не средства, а цели.

Целью действующего человека всегда является удовлетворение своих потребностей. Если взглянуть еще глубже, то можно сказать, что целью действующего человека является устранение своего беспокойства. На обыденном уровне потребности (а равно и беспокойство) проявляются в стремлении обладать разнообразными предметами, будь то хорошая еда или стильная прическа – их мы и называем целями.

А теперь давайте представим реальную ситуацию, мы спросили некоего человека о том, что он бы хотел получить немедленно. И он перечисляет: навороченный ноутбук, поездку в Чехию, куртку, абонемент в фитнес-клуб, автограф Дженнифер Лопес и свежей клубники. В данном случае метод денежного расчета заведет нас в тупик.

Самой дорогой, а, значит, и самой выгодной целью у нас окажется ноутбук. Но ведь если мы просто начнем стремиться исключительно к этой цели, то все остальные потребности останутся неудовлетворенными. И более того, чего мелочиться – мечтать так мечтать – давайте сразу думать о Rang Rover и о месте министра финансов. Очевидно, что при такой гигантомании чувство неудовлетворенности человека будет расти, более того, чем более амбициозной будет выбрана «одна-единственная цель», тем боле несчастным человеком будет становиться наш предприниматель.

При выборе целей следует пользоваться другим методом, он называется рейтинг целей. Его суть заключается в том, чтобы проранжировать свои потребности – выстроить их в последовательную цепочку. И начинать свою программу повышения качества жизни с начала списка.

При составлении рейтинга стоит учитывать три критерия: насущность – чем сильнее потребность именно сейчас, тем ближе к началу списка; дешевизна – чем дешевле стоит достижение цели, тем ближе к началу списка; важность – чем сильнее вы хотите именно этого, тем ближе к началу списка. На основании этих критериев наш выдуманный персонаж мог бы составить следующий рейтинг целей: свежей клубники, куртку, поездку в Чехию, абонемент в фитнес-клуб, навороченный ноутбук, автограф Дженнифер Лопес.

Обращу внимание на несколько важных деталей. Во-первых, работа с рейтингом процесс постоянный, одни цели достигаются, другие устаревают, третьи появляются. Во-вторых, в рейтинг попадают только конечные цели (никаких средств), то есть только то, что для вас важно само по себе (или вы не можете объяснить почему и зачем это вам надо, «надо потому что надо»). В-третьих, составление такого рейтинга – это ваше личное дело, никто кроме вас не может решать, что для вас является целью, а что нет – это ваш индивидуальный субъективный персональный выбор.

Рейтинг целей – это очень гуманистичный метод. При таком подходе степень удовлетворенности человека начинает очень быстро расти. А, значит, раскрывается его творческий потенциал, появляется эмоциональная стабильность, растет самооценка, вера в себя и свои силы.

Игорь Базылев, www.bazylev.ru, igor_bazylev@mail.ru

Все права защищены, любая републикация запрещена без разрешения автора

Адрес статьи http://bazylev.ru/?p=2122

 


В избранное