Метод
денежного расчета идеально подходит, когда нужно выбрать средства для
достижения целей. Но он совершенно бесполезен, когда мы начинаем
выбирать сами цели. В этом случае следует пользоваться другим
инструментом – составлять рейтинг целей.
______________________________
Сегодня мы вновь будем говорить о человеческом выборе. Как вы уже знаете, выбор или отдание предпочтения является основой сознательной деятельности, этим она отличается от инстинктивного поведения и непроизвольных реакций. С выбора начинается деятельность.
Вы уже знаете о том, что выбор может производиться с помощью денежного расчета: изучить варианты и на основании аспекта выгоды выбрать лучший. Этот метод прекрасно помогает нам выбирать средства
достижения целей – среди направлений инвестирования, технологий,
подрядчиков. Но этот метод бессилен, когда мы начинаем выбирать не
средства, а цели.
Целью действующего человека всегда является удовлетворение своих
потребностей. Если взглянуть еще глубже, то можно сказать, что целью
действующего человека является устранение своего беспокойства. На
обыденном уровне потребности (а равно и беспокойство) проявляются в
стремлении обладать разнообразными предметами, будь то хорошая еда или
стильная прическа – их мы и называем целями.
А теперь давайте представим реальную ситуацию, мы спросили некоего
человека о том, что он бы хотел получить немедленно. И он перечисляет:
навороченный ноутбук, поездку в Чехию, куртку, абонемент в фитнес-клуб,
автограф Дженнифер Лопес и свежей клубники. В данном случае метод
денежного расчета заведет нас в тупик.
Самой дорогой, а, значит, и самой выгодной целью у нас окажется
ноутбук. Но ведь если мы просто начнем стремиться исключительно к этой
цели, то все остальные потребности останутся неудовлетворенными. И
более того, чего мелочиться – мечтать так мечтать – давайте сразу
думать о Rang Rover и о месте министра финансов. Очевидно, что при
такой гигантомании чувство неудовлетворенности человека будет расти,
более того, чем более амбициозной будет выбрана «одна-единственная
цель», тем боле несчастным человеком будет становиться наш
предприниматель.
При выборе целей следует пользоваться другим методом, он называется рейтинг целей.
Его суть заключается в том, чтобы проранжировать свои потребности –
выстроить их в последовательную цепочку. И начинать свою программу
повышения качества жизни с начала списка.
При составлении рейтинга стоит учитывать три критерия: насущность –
чем сильнее потребность именно сейчас, тем ближе к началу списка;
дешевизна – чем дешевле стоит достижение цели, тем ближе к началу
списка; важность – чем сильнее вы хотите именно этого, тем ближе к
началу списка. На основании этих критериев наш выдуманный персонаж мог
бы составить следующий рейтинг целей: свежей клубники, куртку, поездку
в Чехию, абонемент в фитнес-клуб, навороченный ноутбук, автограф
Дженнифер Лопес.
Обращу внимание на несколько важных деталей. Во-первых, работа с
рейтингом процесс постоянный, одни цели достигаются, другие устаревают,
третьи появляются. Во-вторых, в рейтинг попадают только конечные цели
(никаких средств), то есть только то, что для вас важно само по себе
(или вы не можете объяснить почему и зачем это вам надо, «надо потому
что надо»). В-третьих, составление такого рейтинга – это ваше личное
дело, никто кроме вас не может решать, что для вас является целью, а
что нет – это ваш индивидуальный субъективный персональный выбор.
Рейтинг целей – это очень гуманистичный метод. При таком
подходе степень удовлетворенности человека начинает очень быстро расти.
А, значит, раскрывается его творческий потенциал, появляется
эмоциональная стабильность, растет самооценка, вера в себя и свои силы.