В
июле 2008 года ко мне обратился Ярослав*. Кадровый офицер на пенсии. В
мирной жизни он занимался рекламой, дизайном и оформительскими
работами. Ярослава беспокоила следующая проблема. Несколько лет он
работал в торговой компании Дмитрия – решал рекламные задачи. Уволился
год назад, выполнив принятые на себя обязательства. Теперь Дмитрий
вновь пригласил его, решать более серьезную задачу – увеличить оборот
компании в 2-3 раза. Ярослава предложение заинтересовало, Дмитрий
предлагал хорошие финансовые перспективы.
Проблема заключалась в том, что Дмитрий поставил обязательным
условием выхода на новую работу, подготовку Ярославом бизнес-плана.
Ярослав хорошо знал специфику работы компании, для него не составило
труда его подготовить. Дмитрий посмотрел бизнес-план и сказал, что
готов его одобрить, если Ярослав примет на себя финансовые риски по
неблагоприятным последствиям его внедрения.
Ярослав не желал принимать на себя столь жесткие обязательства и
упорно разрабатывал новые версии бизнес-плана, чтобы получить прямую
безрисковую поддержку. Дмитрий их отвергал и продолжал гнуть свою
линию: «внедряй – но за свой счет». Процесс находился в этой стадии уже
два или три месяца и порядком измотал Ярослава.
После детального прояснения сложившейся ситуации, мы с Ярославом
приступили к определению его целей, желаний и намерений. В первую
очередь, меня интересовало то, почему именно это предложение так
заинтересовало Ярослава (у него были и другие потенциальные варианты).
Оказалось, что Ярослав рассматривает предложение Дмитрия как
стартовую площадку по созданию собственного бизнеса. Ярослав надеялся,
что прекрасно покажет себя на новом месте и со временем войдет в состав
владельцев компании или создаст смежный бизнес, не конкурирующий, но
дополняющий.
Я обратил внимание Ярослава на необходимость разделения целей и средств. Очевидно, что целью Ярослава было создание собственного бизнеса,
а «проект Дмитрия» выступал только как вариант (один из возможных и
далеко не единственный) её достижения. При этом, обязательным условием
создания бизнеса, было то, что риски нужно удержать в разумных
пределах. Очевидно, что возглавив торговую компанию и приведя её к
убыткам (такой вариант тоже нельзя исключать), Ярослав ставил под
угрозу финансовое благополучие своей семьи. Ярослав согласился со мной.
Определившись с целью Ярослава, мы приступили к поиску подходящей
возможности. Нам нужно было найти способ создания собственного бизнеса
при минимальных финансовых рисках. К счастью, Ярослав вел достаточно
откровенный диалог – он спокойно отвечал на мои вопросы о том, какими
навыками он владеет, детально расписывал опыт предыдущий работы,
описывал структуру своих социальных связей и многое другое. В
результате мы нашли решение, которое полностью удовлетворило Ярослава.
Как я уже говорил, основным направлением деятельности Ярослава была
реклама, дизайн, оформление. При этом, он мог выступить и в качестве
специалиста и руководителя проекта. Но при этом у него была еще одна
небольшая занятость – он занимался административными вопросами в
бизнесе своей жены. Решение заключалось в том, чтобы Ярослав стал
полноценным руководителем (управляющим) этого бизнеса и отвечал за
маркетинг, рекламу, продвижение.
Решение было успешно воплощено в жизнь. Ярослав приступил к созданию
собственного дела, а финансовые риски остались в разумных пределах.
Дополнительным бонусом стало то, что это решение пришлось по вкусу
жене, которая в большей степени управляла непосредственным процессом
оказания услуги. Через три месяца после внедрения решения, оборот
компании вырос на 30%.