Вы
видели перегоревших предпринимателей? Тех, которые, как тягловые лошади
бездумно тянут бизнес. Они мечтают снова стать «маленькими», мечтают
вернуться к временам «а помнишь, когда мы начинали!?». А некоторые и в
самом деле продают свои компании и селятся где-нибудь на природе, на
берегу реки. Такой вот даун-шифтинг.
Беда этих предпринимателей в том, что они не разобрались с самым
важным вопросом – «что такое прибыль?». Отвечая на него ошибочно, можно
прийти к очень печальным последствиям.
Сегодня мы предпримем профилактические меры простив трудового
выгорания предпринимателей. Мы разберем следующие вопросы: что такое
прибыль, какова неочевидная (но важная) особенность прибыли, откуда
берется прибыль предпринимателя.
Начнем с того, что прибыль – это цель любой предпринимательской
деятельности. Если хотите, то прибыль – это выигрыш, извлекаемый из
деятельности. В денежном исчислении прибыль проявляется как избыток
полученных денежных средств по сравнению с затраченными, а убыток – это
избыток потраченных денег по сравнению с полученными.
Принципиально важно понимать, что представление о прибыли (о
получаемом выигрыше) носит субъективный характер. Денежное
(математическое, цифровое) выражение не может в полной мере сообщить
нам о том, насколько прибыльной оказалась деятельность. Рассмотрим две
ситуации:
Предприниматель вложил 100.000 рублей и получил 200.000.
Математически деятельность прибыльная, но предприниматель чувствует,
что сработал в убыток. Потому, что он рассчитывал не менее, чем на
500.000, а его конкуренты заработали по 600.000. Математически он
выиграл, а субъективно проиграл.
Предприниматель вложил 100.000 рублей, а получил 80.000.
Математически деятельность убыточна, а предприниматель чувствует себя
победителем и празднует успех. Потому, что раньше в этом секторе никому
не удавалось отбивать более 50.000, а он сделал 80.000 и уже уверен в
том, что знает, как получить 120.000.
В предпринимательстве субъективная оценка прибыли важнее, чем
математическая. При этом, математическую (денежную, цифровую) оценку
никто не отменяет, просто она занимает подчиненное положение. Вывод о
субъективности прибыли принципиально важен для усвоения идеи о том, от
чего зависит её размер.
Размер прибыли предпринимателя зависит от его умения работать с
неопределенными обстоятельствами будущего. Его успех или провал зависит
от точности прогнозирования неопределенных событий. Говоря проще,
выигрывает тот, кто способен предвидеть будущее.
Предпринимателю нет нужды видеть будущее детально. Достаточно видеть
один аспект – каким будет будущий спрос потребителей. За что люди будут
готовы платить в будущем. При этом, важно учитывать тот момент, что
стоимость спроса в будущем должна быть выше текущей стоимости ресурсов
требуемых для удовлетворения этих потребностей.
После того, как предприниматель нашел ответ на вопрос о том, каким
будет в будущем спрос, дело остается за малым. Нужно собрать вместе все
требуемые факторы производства и наладить выпуск продукции. Как только
будущее наступит, вы узнаете, насколько точен был ваш прогноз. Если вы
преуспели, то потребитель одобрит вашу деятельность приобретением ваших
товаров, если нет, то придется делать более трезвые прогнозы.