Для начала вспомним формулу деятельности. Выбор + Вмешательство + Результат = Деятельность. Выбор является ключевым аспектом деятельности, поскольку вмешательство и результат присущи и другим формам активности.
Мы уже рассматривали два инструмента, которые помогают сделать выбор – это денежный расчет и рейтинг целей.
Денежный расчет нам помогает сделать выбор в пользу того или иного
средства, а рейтинг целей помогает выделить конечные цели – желания,
которые обладают ценностью сами по себе.
Сегодня мы рассмотрим проблему выбора в более широком
контексте. Дело в том, что выбор является постоянным спутником
человека. Можно сказать, что жизнь человека – это бесконечная череда
выборов.
Практически в любой ситуации, в которой находится человек, возможно
бесконечное количество вариантов поведения и между ними приходится
делать выбор. Рассмотрим примеры.
Менеджер попал под сокращение, его попросили написать заявление «по
собственному желанию. Варианты: написать заявление, отказаться писать –
пусть увольняют по сокращению с выплатой всех положенных компенсаций,
идти к руководству доказывать свою полезность, устроить дебош и всем
доказать, что вас уволили не зря.
Деловой партнер внезапно отказался от выполнения принятых на себя
обязательств. Варианты: сообщить, что «вы уважаете его решение»,
разорвать отношения, потребовать компенсации, попробовать заставить его
выполнить обязательства, сделать «пометку на будущее» и подставить при
первой подходящей возможности.
В таких ситуациях бывает сложно сказать заранее, какая именно линия
поведения приведет к цели или окажется экономически более выгодной. И
тогда человек, чтобы принять решение, обращается к более
фундаментальным пластам своего сознания – к мировоззрению, идеологиям и стратегиям.
Мировоззрение – есть представление о должном, о том, к чему должен стремиться человек.
Идеология – это определенное направление для достижения желаемого.
Стратегия – конкретный способ реализации, подходящий к определенной ситуации.
Как это не парадоксально, но большинство людей мировоззренчески
очень близки. Практически все согласны с тем, что «человек должен жить
лучше»: дома больше, воздух чище, работа легче.
Различия начинаются на уровне идеологий: «нужно все отнять у богатых
и отдать бедным, тогда все станут жить лучше» - говорят коммунисты;
«нужно развивать частную инициативу, тогда все станут жить лучше» -
оспаривают либералы; «да забейте вы на различение лучше / хуже и всем
станет лучше» - отмахиваются сторонники третьего пути.
На уровне стратегий – конкретных поведенческих рецептов – различия становятся просто непреодолимыми.
«Ну как же так, я же столько сил отдал этому банку, а меня
сокращают. Ладно, напишу заявление, может после кризиса начальство
оценит мою лояльность и возьмет обратно» - рассуждает
менеджер-коммунист.
«Увольняют? Написать заявление? Да щаз! Я свои права знаю!
Выплатите все до последнего пенни… в смысле, до последней копейки» -
возможная стратегия менеджера-либерала.
«Меня уволили? Тоже неплохо! Теперь можно больше играть в компьютерные игры и пить пиво» - подбадривает себя менеджер-пофигист.
Мировоззрение, идеологии и стратегии помогают делать выбор в
конкретных ситуациях и направляют деятельность человека. И здесь мы
снова сталкиваемся с проблемой выбора – выбора мировоззрения
и идеологии. Зато потом, все пойдет легче, в рамках каждой идеологии
существуют целые пакеты готовых стратегий, облегчающих выбор в
конкретной ситуации.