Возможности
человеческого мозга ограничены. Мы способны обдумывать только то, что
загружено в оперативную память и, как правило, оперировать не более чем
7+1 объектами. Наша
постоянная память вмещает, как правило, всего две «Илиады». А скорость
обработки входящей информации ограничена пропускной способностью пяти
органов чувств.
Человеку доступны три инструмента, позволяющих нивелировать
ограничения мозга. В этом ему помогают опыт, образование, консультации.
Опыт хорош тем, что он наиболее достоверен, но подвержен наибольшим
рискам. Фундаментальное образование носит всеобъемлющий характер, но на
его получение, нужно потратить много времени. Этих недостатков лишены
консультации, советы и рекомендации.
Во все века, всегда и везде, помощь по обработке информации
предлагали советники, консультанты, эксперты. Формально, советниками
окружен каждый человек: с утра до вечера родственники, друзья, коллеги
по работе и просто знакомые (и незнакомые) дают друг другу советы, что
купить, где отдыхать, что почитать, как повести себя в определенной
ситуации и много другое. С другой стороны, качество таких советов, как
правило, оставляет желать лучшего.
Острую потребность в советах ощущают предприниматели. Им приходится
знакомиться с различными сторонами жизни, а, значит, возрастает их
потребность в разнообразной информации. При этом, у них катастрофически
нехватает времени, чтобы планомерно и вдумчиво изучать каждый аспект
деятельности. И самое главное очень велика цена ошибки, каждое решение
влияет на уровень благосостояния.
Предприниматели ищут помощи у других (более успешных)
предпринимателей, преподавателей бизнес-школ, обращаются к сотрудникам,
друзьям и родственникам. На первый взгляд, эти люди могли бы помочь
хорошим советом. Практика показывает, что есть ряд серьезных
ограничений.
Родственники искренне желают помочь, но слабо разбираются в
ситуации, да и тонкостями предпринимательского дела не владеют.
Максимум на что они способны – посочувствовать, но не подсказать
решение.
Преподаватели бизнес-школ привыкли учить и передавать обобщенные
знания – теории, модели, концепции. В лучшем случае вы получите список
теорий, которые предположительно работают в вашей проблемной области.
Более успешные предприниматели будут рассуждать так, как решали бы
задачу они, опираясь на те знания, связи и финансовые возможности,
которые есть в их распоряжении. Но двух одинаковых предпринимателей
просто не существует – успешный метод для одного, поражение для другого.
Предпринимательский консалтинг дело не простое. Нужно хорошо
представлять возможности клиента, чтобы не предлагать заведомо
нереализуемых решений. Нужно обладать серьезной научной базой, но при
этом сохранять живой практичный ум, чтобы давать конкретные
рекомендации. В конце концов, нужно сочувствовать клиенту и стремиться
ему помочь.
Формально есть три причины для того, чтобы предприниматель обратился за помощью к консультанту.
Получить новые знания.
Сэкономить время на осмыслении ситуации, поиске информации и принятии решения.
Снизить риск от последствий принятия неверного решения.
По сути, к консультанту обращаются тогда, когда нужен совет.
Ситуация сложная, вариантов масса (или их нет вовсе), а что делать
непонятно. Более того, от принятого решения зависит благосостояние,
репутация и будущее предпринимателя. В таких случаях обращаются к
консультанту.