Объявление:
Ищу помещение на льготных условиях для проведения некоммерческого микрогруппового обучения школьников.
Тел. в Казани 95-71-80 или пишите teacher@land.ru .
Объявление:
В ближайшее время я намерен выпустить рассылку
Ваш репетитор по математике
Полный обзорный курс по математике школьникам 11-ых классов и абитуриентов (поступающих в ВУЗы).
Объяснение-примеры-задачи-помощь-ответы.
Эта рассылка посвящена решению сложнейшей проблемы:
как выбрать частного учителя?
Чтобы решить её, я рассмотрю такие составляющие:
1. В чём сложность проблемы? (уже рассмотрено в 4-ом выпуске)
2. Какие у вас цели? (уже рассмотрено в 6-ом выпуске)
3. Нужен ли репетитор вам ?
4. Какой репетитор лучше всего в вашем случае ? ...
5. ... И как его отыскать?
6. Контроль работы репетитора.
И, конечно, я отвечу на
ваши вопросы.
Чтобы решить задачу качественно я расскажу вам о заблуждениях и мифах, законах и инструкциях, реалиях работы приёмных комиссий и педсоветов, буду держать вас в курсе новостей, и -- главное -- предложу технологии выбора вашего учителя-репетитора.
типографии и издательства для издания брошюры "Как выбрать
репетитора" ;
СМИ для подготовки материалов по данной тематике;
читателей данной рассылки :)
репетиторов и учителей;
авторов статей; критиков и хвалителей;
и всех людей доброй воли!
Может быть, я потом найду какой-нибудь способ отблагодарить всех своих помощников.
Новым подписчикам: | v Переход к Содержанию v |
Архив прошлых выпусков могу выслать по вашему запросу; или объясните как архив выставить на сайт. (Они у меня есть на народе, хотбоксе и в зоне .info)
Прошлые выпуски:
Вып.4: Сложность выбора:
Вы, наверное, знаете про деление профессий по 5 категориям: "человек -- человек", "человек -- знаковая система" и т.д. Это продуктивный подход -- сортировать виды деятельности по "объекту труда".
Вы наверняка согласитесь, что самый сложный "объект труда" -- это человек.
Именно поэтому в деятельности учителей, психологов так много от мастерства и так немного от технологий, однообразия. Именно поэтому их эффективность различается так сильно.
И именно поэтому специалистов в области общения труднее всего оценить и отобрать.
Теперь -- о вас. Вы раздумываете над тем, стoит или не стoит нанимать репетитора и как его отобрать… И хотя такой вопрос возникает хоть раз перед почти каждым родителем, но самостоятельного опыта в обращении к репетиторам у людей мало или нет совсем.
Так что и так-то сложная проблема выбора репетитора усложняется тем, что вы, скорее всего, не имеете хороших методов по их оценке. Положение даже ещё хуже: из-за практически полной неформальности деятельности частных учителей нет структур по их оценке и переподготовке, репетиторы не объединены в гильдии и союзы…
А ведь платить им придётся немало!
Я помогу вам, насколько смогу и насколько это вообще возможно. Вам будет понятнее и проще при принятии решения о репетиторе, вы получите гораздо бoльший эффект и сэкономите много денег.
Вып.5: Анализ ситуации и её типы.
...
Теперь -- типизация вашего случая.
Если вы ощущаете, что управление жизнью через цели -- не самый лучший вариант, то учтите, что пишу я для управляемых в терминах целей.
Отчётливая постановка цели и определение её важности среди других целей - гарант действий по её достижению; и, что особенно приятно, эти действия будут легки, свободны, светлы и радостны. Недопоставленная цель гарантирует не только неэффективность действий, даже хуже - невозможность определить её, эту сaмую эффективность.
Часто целью считают не цель, а нечто подобное (квазицель), от чего нет практической, реальной пользы.
Основные виды таких квазицелей выглядят так:
{именно "выглядят" !}
0) "поступление": 11-классник на выходе, а вы же знаете, что туда так просто не поступить … ;
1) "восстановление": ученик по болезни или другой понятной причине сильно отстал от программы;
2) "надзиратель": знаете, он/она весь день болтается чёрт знает где, а я прихожу поздно, а уроки опять не сделаны, а … ;
3) "сопровождение": ученик отстаёт, захлёбывается в школе, ну, нужно его подучить (реальная цель: предотвратить падение самооценки);
4) "слом": ученик довольно резко "упал", причины не очевидны;
5) "проблемы в ВУЗе": ну, это понятно.
Внимание! 3-ий и 4-ый варианты очень разные! Они отличаются резкостью падения и степенью очевидности причин.
Обязательно!
Если вы не отклассифицировали себя уверенно к одной из групп -- напишите мне!
Я или добавлю новый тип ситуации, или найду ваше место или проконсультирую индивидуально.
В дальнейшем буду разбирать только типовые случаи (пока их 6 штук).
Нечто вроде рекомендаций:
Добейтесь, чтобы цели были поставлены -- давлением мягким и нежным, как тисками. Непостановка цели может привести к обоюдному недовольству качеством обучения. Если Репетитор не спрашивает о цели и довольствуется вашей фразой типа "Чтобы ребёнок лучше учился" -- это плохой признак. Репетитор, который готов без дальнейших расспросов работать по такой "программе" либо очень некомпетентен либо намерен долго вас "доить". Есть и 3-ий вариант: некомпетентный и нечестный Репетитор. Всё потому, что его работу при такой "цели" невозможно оценить.
Совет: если вы никак не можете конкретизировать цель, развивайте следствия до тех пор не получите пару-другую реальных выгод: еда, комфорт, статус и т.п.
Идея: поручите ребёнку составить список его целей и отсортировать его. Если он не может делать этого -- научите и разрешите. Если не хочет -- он вам не доверяет. И правильно делает.
Различайте цель и инструмент её достижения. Постоянно целью заявляют деньги, хотя они сами по себе никак не цель. Деньги можно во что-то превратить с низкими затратами (в этом их прелесть), поэтому они суть именно инструмент.
1) Определитесь, кому в семье тема выбора репетитора интерестна и кто хочет участвовать в этом процессе. Подготовьте место. И обставьте всё по-праздничнее. Торт, что ли, купите.
2) Собраться всем вместе. Возможно, это окажется самым трудным пунктом. Если семья на такое собрание не идёт -- репетитор не поможет.
3) Обсудить вопрос "Почему нам нужен репетитор", лучше бы даже записать.
4) Выкинуть эти записи и эти мысли как ненужные и тормозящие. Это информация в прошлое.
5) Вникнитесь в определение слова "Зачем":
"зачем" = это "с какой целью"
6) Все отвечают на вопрос:
Зачем нам, нашему ребёнку нужен репетитор
7) Выберите один из ваших ответов ориентируясь на цели ученика. Голосованием, обсуждением -- как вам будет удобно.
8) Вы получили то, что вам кажется целью. Это скорее всего не так. Это видимость, внешняя оболочка цели. Запишите её под заголовком "Квази-цель". Она будет иметь вид что-то вроде "чтоб сын лучше учился", "надо подтянуть дочку по математике", "хотим постпить в *** ВУЗ" и т.д. и т.п.
9) Этот пункт сложен крайне.
Обсудите все квази-цели, и их последствия. Доведите обсуждение до чего-то, напрямую связанного с реальной жизнью. Результат будет, если вы получите ссылку на обеспечение ребёнка едой, статусом, другими реальными потребностями. Варианты: "чтобы прокормить себя и свою семью", "чтобы занять высокое положение", "чтобы прославиться"...
Лично я не принимаю тех учеников, которые не хотят устанавливать реальные цели. Правда ... эти родители потом, скорее всего, пойдут к менее разборчивому учителю. Установка реальных целей, между прочим, защищает и интересы родителей, так как они при этом получают некоторые ориентиры-ощущения для оценки реальной эффективности работы репетитора.
Запишите результат УЧЕНИКА под названием "Реальная цель".
Защита цели
Этот раздел многим покажется излишним. Обычная реакция непрофессионала. Вы можете пропустить этот раздел, но ...
Этот пункт полезен и важен.
{Постановка мета-цели}
Задайте ученику вопрос:
-- "На вопрос, который я сейчас тебе задам, НЕЛЬЗЯ отвечать вслух, но ПОЛЕЗНО ответить про себя:
"Представь, что ты достиг вот этой цели, которую ты сейчас выбрал. А что ты, может быть, будешь делать дальше?" Когда ответишь про себя, кивни или скажи что ответил."
Здесь не надо ни голосовать, ни записывать, ни выспрашивать ученика.
Коротко говоря, объяснение желательности и даже эффективности этого пункта такое.
Представьте себе труп самоубийцы, качающегося на поскрипывающей верёвке с заметным запахом -- и под ним записку "Ухожу из жизни, так как потерял её смысл".
Представили?
Правдоподобно?
То есть утеря смысла, исчерпание цели вполне может вести к самоубийству. Поэтому программа ДОСТИЖЕНИЯ цели может тормозиться и блокироваться инстинктом самосохранения. Угадайте, какой механизм обычно сильнее?
Так вот, чтобы такого неосознаваемого сопротивления не было, очень полезно и очень желательно ставить цель на этап после достижения цели, то есть обеспечив свою жизнь непрерывно целями.
Реальность этой после-цели (мета-цель, как я её называю) не очень важна. Важна её ценность в случае достижения цели и очень хорошо, если на данный этап она не может быть интересной или реальной.
Как пример приведу такой набор:
Квази-цель: поступить в ВУЗ. Реальная цель: власть. Мета-цель: получить в ВУЗовской библиотеке книги. :)
Ясно? Звучит? Ощутите связь мета-цели и квази-цели. Эта мета-цель сейчас совершенно не может быть поставлена, но после поступления в ВУЗ она будет вполне уместна.
Конец предварительного этапа
Отметьте завершение этого этапа совместным чаепитием. Или культпоходом. Отметьте! Вы заслужили!
И похвалите себя за это!
В скором времени будет издана брошюра на тему рассылки. Над ценами я не властен, но, должно быть, это будет весьма и весьма недорого. Присматривайтесь к прилавкам -- название брошюры "Инструкция по выбору репетитора" .
Рассылку планирую выпускать 3 раза в неделю (в ночь на вторник, на четверг и на субботу); и исчерпать её основной материал к приблизительно 40-му выпуску. При приближении к концу основного блока выпуск будет содержать всё увеличивающуюся дозу ответов на вопросы, представляющие широкий интерес (на частные вопросы буду отвечать приватно). Если вопросов будет много, рассылка будет на них отвечать вплоть до начала июля месяца.
Содержание:
1 > Путин выделил образовательным учреждениям 4,92 млн рублей. Владимир Путин подписал распоряжение о выделении в четвертом квартале этого года средств из резервного фонда президента РФ Рособразованию для образовательных учреждений (4,92 млн. руб.).
Источник информации: Газета.ру, 2004-ноя-04 Мой комментарий: Ничтожность суммы даже трудно комментировать... наверное, она вся пойдёт на оформление её выделения.
2 > Столичные школы обнесут заборами. Все московские школы обнесут заборами, а на въездах поставят КПП с системами видеонаблюдения, сообщил вице-мэр столицы Шанцев.
Источник информации: Газета.ру, 2004-окт-29 Мой комментарий: ...
3 > За московскими школьниками начнут следить с 1 января. С 1 января 2005 года столичные власти намерены ввести в Москве систему мониторинга "движения детей в системе образования". Об этом сообщили в мэрии Москвы.
Источник информации: Газета.ру, 2004-окт-29 Мой комментарий: Тоже без комментариев ...
4 > Частные школы: не закроются, но подорожают.
Уже в этом учебном году стоимость обучения в частных школах может значительно возрасти. Московская ассоциация негосударственных школ говорит о надвигающейся опасности еще более мрачно: в 2005 году могут прекратить свое существование от 40 до 60% негосударственных образовательных учреждений. Первый удар по частному образованию был нанесен еще в августе, когда были приняты изменения к Федеральному закону "Об образовании". Из закона исчезли, в частности, нормы о бюджетном финансировании негосударственных школ, льготном налогообложении, освобождении от арендной платы за землю.
Источник информации: Ирина Резник, Газета.ру, 2004-окт-29 Мой комментарий: Вот теперь можно было бы прокомментрировать все 4 сообщения ... Но я думаю, вы и сами в состоянии это сделать.
Вы свободны поступать как вам захочется. Можете просто просмотреть и "выудить" понравившиеся идеи.
Рекомендации
Общие рекомендации. В разных ситуациях разные критерии имеют очевидно разную важность.
Соответственно этот раздел предлагаю как предваряющий и не подлежащий "лобовому" применению.
Указываю неочевидные или противоречащие мифам позиции:
> помните, что ищите вы учителя: переводчик -- это не учитель языка и программист -- не учитель программирования;
> ищИте эффективного репетитора, а не считающего себя эффективным (искренность его самооценки не имеет значения);
> поиск репетитора хорошо проводить по старым объявлениям (старые газеты, многолетние базы объявлений);
> образование репетитора -- лучше педагогическое;
> место работы -- лучше "свободное", элитная или обычная школа (не ВУЗ);
> бoльшая часть проблем имеет психологическую природу, следовательно, в значительном числе случаев лучше психолог, а не репетитор;
Пoмните, что ваша проблема -- конкретная, а не универсальная; соответственно вам лучше специалист, а не универсал:
> репетитор, работающий с любыми возрастными группами, скорее всего неэффективен для всех групп;
> репетитор, работающий с любыми целями, скорее всего неэффективен для всех целей;
> соответствие стандартам образа репетитора -- лучше умеренное несоответствие;
> пол -- лучше противоположный полу учащегося (особенно для учениц);
> учёная степень -- хороша только степень, полученная по разработке методики преподавания;
> характер -- лучше весёлый, но не серьёзный;
> возраст -- не важен, важна живость (иной 20-летний очень мёртв);
> школа преподавания ("по Макаренко", "по Занкову" или "по Корчаку") -- не важна: личные качества преподавателя перекрывают разницы школ;
> разнообразные курсы подготовки при ВУЗах практически всегда не оправдывают даже затрат времени; зачёт выпускных экзаменов с них в качестве вступительных противоречит Федеральному Закону и может быть отменён прокуратурой.
Телефонные переговоры
Старайтесь задавать вопросы о том, что очевидно и можно проверить, старайтесь не задавать вопросов о том, что неочевидно и проверить трудно. Спрашивайте о специализациях репетитора, а не об образовании.
Если на ваш вопрос не отвечают, а тем более "давят" ("Нет, скажите что вам нужно!") -- ложите трубку: неуважение к вашим вопросам перейдёт в неуважение к вашим интересам. То, что вы положите трубку, тем не менее не будет означать ответное неуважение к собеседнику, а будет означать реализацию вашей свободы выбора. Но, конечно, вы имеете право и позволить водить себя на верёвочке. Надеюсь, вас при этом не сильно удавят.
Держите наготове ручку и блокнот, будьте готовы записывать всю сколько-нибудь ценную поступающую информацию.
(Об этом будет дальше подробно).
Апробация подхода
Если я готовлю абитуриента в какой-нибудь ВУЗ, то я и сам сдаю туда вступительные экзамены.
Поэтому и предлагаемый здесь подход в выборе репетитора я попробовал реализовать на практике. Я ожидал, что репетиторы будут отказываться сообщать свою специализацию, но не ожидал, что они готовы ради этого бросить трубку. Я ожидал, что "лохоловов" будет много, но их оказывалось больше 85%! Такое впечатление, что репетиторы сговорились морить потенциальных клиентов, чтобы те в конце концов согласились на любого. Проверьте сами. О-очень утомительно. Очень поучительно.
Проверки, проведённые по моему подходу, и проверки, проведённые по "своим" разработкам дотошных родителей и журналистов, дают одинаковую картину: в Казани предварительный отсев проходят примерно 1 из 30 авторов объявлений.
Практический вывод здесь таков: набирайте очень большую базу объявлений (десятки!), и проводите первичный отсев в экспресс-режиме. Не хочет податель объявления заявлять свою специализацию, поехали дальше!