Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Айкидо для руководителя

  Все выпуски  

Выпуск 8. «Айкидо для руководителя»: Строим управленческий учет.


9/02/2009 Выпуск 8. «Айкидо для руководителя»: Строим управленческий учет. С чего начать? Шаг1.

Добрый день, дорогой читатель!

Цитата дня:
«Ни один человек не будет счастлив, если у него нет цели, и ни один человек не может быть счастлив, если у него нет веры в собственную способность достичь этой цели.» Л. Рон Хаббард

Тема сегодняшнего выпуска возникла из письма Елены, которой руководство поручило задание – внедрить в холдинге управленческий учет. С чего начать? Мы решили по шагам рассказать о том, как построить управленческий учет. Рассказать о его вариантах и о том, как можно организовать данный процесс. Сегодня – шаг 1. С чего начать?

Если у вас статьи вызвали отклик, вопросы или есть желание поделиться своим опытом, то пишите aikido@alfalavista.ru  

Успеха и процветания Вам лично и Вашему бизнесу.

Ведущая рассылки,
Наталья Ильина
www.alfalavista.ru
http://alfalavista.livejournal.com

Управленческий учет

Руководство поставило задачу – «Внедрить управленческий учет». С чего начать? Шаг 1.

«Сделай первый шаг и ты поймешь,
что не все так страшно». Сенека

Для начала, определимся, что руководство вашей компанией и лично вы вкладываете в понятие «управленческий учет»? Ничто не вызывает больших споров у руководителей финансовых служб как понятие управленческого учета.

Основной постулат, который описывает термин «управленческий учет» как внутренний учет компании, позволяющий принимать оперативные правильные управленческие решения, дает право широкого толкования данного вида учета и способов его организации.  

В основе принципы управленческого учета лежит его достоверность, которая базируется на следующих свойствах информации, представленной в управленческом учете:

-          Понятность для пользователей, при этом информация по сложным вопросам не должна исключаться из отчетности лишь на том основании, что ее будет трудно понять определенным группам пользователей

-          Уместность, когда информация помогает пользователям оценивать прошлые, настоящие или будущие события, или подтверждает (или корректирует)  их оценки за прошлые год

-          Существенность, если пропуск или искажение информации могут оказать влияние на решения пользователей

-          Надежность, когда информация  не содержит  существенных ошибок, непредвзята и когда она представляет действительно то, для представления чего и была предназначена, или что следовало ожидать от ее представления

-          Сопоставимость, то есть пользователям информации  должна быть предоставлена возможность сопоставлять отчетность компании за различные отчетные периоды и разных компаний за один период

-          Нейтральность. Несмотря на то, что отчетность в определенной степени основывается на оценочных суждениях руководства Группы, она составляется таким образом, чтобы содержащиеся в ней оценки были максимально беспристрастными

-          Непрерывность и последовательность представления. Формат представления данных и алгоритмы расчетов в финансовой отчетности должны сохраняться от одного отчетного периода к другому, за исключением случаев, когда меняется характер деятельности компании или меняются стандарты

-          Преобладание содержания над формой. Хозяйственные операции и другие события учитываются и представляются в соответствии с их реальным экономическим содержанием, а не с их юридической формой.

На информацию, называемую в компании «управленческим учетом», могут накладываться определенные ограничения:

-          Баланс между своевременностью и надежностью, то есть проверка данных должна быть на достаточном уровне, чтобы информация считалась надежной, но не должна затрачивать много времени, чтобы оставаться своевременной и актуальной

-          Баланс между выгодами от использования информации и затратами на ее получение, то есть временные и трудовые затраты на получение точной информации должны быть сбалансированы с ценностью информации.

Эти же принципы лежат в основе учета хозяйственной деятельности компании по МСФО, поэтому нередко управленческим учетом в компании считается учет по МСФО.

Существуют различные виды управленческого учета:

- управленческий учет как комплекс управленческой отчетности, базирующейся на данных бухгалтерского или финансового учета;

- управленческий учет как учет по МСФО,

- управленческий учет как бюджетный учет и план-фактный анализ, 

- управленческий учет как независимый вид учета, который ведется параллельно или последовательно другим контурам учета, который в свою очередь может базироваться на данных финансового или бухгалтерского учета и иметь определенные допущения.

Для построения управленческого учета используются определенные методики и подходы. Так, для обеспечения своевременности учета могут использоваться определенные допущения и предположения, которые недопустимы при регистрации фактической деятельности. Как пример, для получения "Ожидаемого факта по прибыли" на 5 число следующего за отчетным месяцем можно пренебречь некоторой точностью информации.

Итак, первым шагом в построении вашей системы управленческого учета является определение цели учета, то есть для чего вы хотите его получить.

Цели формулируются руководством в произвольной форме. Пример целей:

«N) Обеспечить формирование ожидаемой прибыли компании на 5 число следующего за отчетным месяцем на основании «закрытой» финансовой базы, «закрытой» базы реализации, утвержденных технических отчетов цехов; при отсутствии фактических затрат – брать плановые

…»

«Построить систему управленческого учета как систему отчетности по выпуску продукции и по анализу себестоимости изготовления продукции в сравнении с планом (годовой план, месячный план)»

Обычно руководством формулируются цели двух уровней: Общая цели и более конкретная формулировка. Далее методолог, аналитик, то есть специалист-эксперт по построению информационных систем формирует третий уровень целей и для каждой цели третьего уровня – перечень необходимых для решения задач.

Этот документ с названием «Цели проекта» согласуется заинтересованными лицами и утверждается. Впереди нас ожидает проект по построению управленческого учета в компании. На первом этапе мы только подготовили предпосылки для его создания.

Сделаем обзор того, что нам предстоит сделать. Прежде, чем говорить об автоматизации необходимо сформировать концепцию будущей системы, разработать сопровождающие документы (альбом форм, регламент), а только затем начинать формулировать задачи автоматизации.

Для грамотной автоматизации процессов необходимо четко сформулировать цель, сформировать задачи, проанализировать имеющиеся возможности существующей информационной системы с учетом требования масштабирования во времени, после чего сформулировать требования к изменениям системы. И только после этого –  формировать техническое задание. На этом процесс автоматизации только начинается.

Далее необходимо спрогнозировать сроки, ресурсы, получаемый результат, разработать план и команду проекта, оценить риски, сформировать правила работы в рамках проекта. После этого  - задание выдается программистам, которые создают программную среду, позволяющую в информационной системе достигать всех поставленных задач.

Сопровождение процесса автоматизации, приемка готового результата – не менее важные процессы, чем начальное формулирование задачи, поскольку на каждом этапе возможно отклонение от цели, что может привести к непредсказуемому результату, для чего необходимо активное участие аналитиков.

Аналитики в данном процессе должны обладать достаточным объемом знаний предметной области,  профессиональных знаний в теме построения информационных систем, а также знаний основ программирования и алгоритмизации.

Распространенной практикой является использование консультантов-экспертов в построении эффективных информационных систем от этапа формулирования требования до этапа приемки работ.

АльфаЛаВиста – эксперт в области бесстрессового управления, построения эффективных систем управления бизнесом, совершенствования процессов предприятия, построения корпоративных информационных систем, автоматизации.  Лучшее для лучших 

Академия современного бизнеса,
партнер рассылки,
предлагает пройти дистанционный курс
Продажи нового поколения.

Курс состоит из четырех ступеней. Каждая ступень содержит лекции, задания для размышления и практические задания. Курс включает в себя не только тему продаж, но и темы личностного развития и темы бизнеса. В рамках занятий в группах проходят конкурсы и реальные задания. Слушатели знакомятся с современными CRM системами и современными технологиями продаж.

Для того, чтобы стать слушателем дистанционного курса, необходимо регулярный доступ к электронной почте, желание и возможности на практике применять полученные знания.

Осуществляется набор на Ступень 1. «Азы продаж».

Первая ступень проходит совершенно бесплатно. Включает в себя 20 занятий. Набор ограничен. Занятия начинаются с 15 марта 2009года. Для желающих просьба прислать заявку на адрес academia.biz.sales@gmail.com, на обратный адрес будет выслана анкета и условия обучения.

Справка. Л. Рон Хаббард (англ. Lafayette Ron Hubbard (13 марта 1911 — 24 января 1986) — американский писатель и философ, создатель дианетики и саентологии. Написал более 500 художественных произведений.)


В избранное