Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Айкидо для руководителя

  Все выпуски  

5/02/2009 Выпуск 7. «Айкидо для руководителя»: Стили руководства в системах управления


5/02/2009 Выпуск 7. «Айкидо для руководителя»: Стили руководства в системах управления

Добрый день, дорогой читатель!

Цитата дня:
«Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере» К, Маркс

В рамках темы управления мы рады предложить вам главы из книги «Философия построения систем управления», которая в простой и доступной форме расскажет о компании,  об управлении ей в современных условиях. Сегодня мы продолжим тему истории развития концепций систем управления, рассмотрим их в контексте стилей управления.

Сразу оговоримся, что цель данного изложения – выявление основных принципов концепций, их краткое изложение в доступной форме. Оговоримся, что представленный обзор не претендует на полноту, его цель – дать базис для анализа текущей ситуации, а также базис для выявления современных тенденций и современных эффективных путей управления компанией.

Какой руководитель наиболее эффективный? Какие стили руководства выделяют и к чему они приводят? И как можно строить систему управления, учитывая присущий именно вам стиль, это будут темы продолжения сегодняшнего разговора.

Если у вас статьи вызвали отклик, вопросы или есть желание поделиться своим опытом, то пишите aikido@alfalavista.ru

Успеха и процветания Вам лично и Вашему бизнесу!

Ведущая рассылки,
Наталья Ильина
Компания АльфаЛаВиста
www.alfalavista.ru
http://alfalavista.livejournal.com

УПРАВЛЕНИЕ: Введение в философию построения систем управления

Научный базис управления (продолжение)     

«Теория Х» и «Теория Y» Дугласа Мак-Грегора

В 1957 году Дуглас Макгрегор разработал концепцию «Теория Х» и «Теория Y», теорию стилей руководства, которая описывала прошлое и будущее менеджмента, от авторитарного стиля управления к демократическому.

Теории описывают два стиля руководства – авторитарный и демократический. Авторитарный стиль руководства основывается на утверждении, что работники изначально ленивы и будут по возможности избегать работы и ответственности, единственная заинтересованность у работника – в деньгах. За работниками требуется непрерывный и всесторонний контроль. Для реализации такого метода руководства в компании разрабатывается иерархическая структура, в которой норма ответственности и управляемости понижается на каждом уровне. Менеджеры согласно теории Х не доверяют подчиненным и принимают более авторитарный стиль, основанный на угрозе наказания.

Предпосылки стиля «Х»:   
-          леность и инертность мышления рабочих,
-          групповой эгоизм работников,
-          нежелание работников брать на себя ответственность,
-          нежелание работников сотрудничать.

Решение по теории «Х»:
-          контроль,
-         угроза наказания.

Стиль руководства «Y» имеет в своей основе демократический стиль управления, позволяющий людям проявлять творческую инициативу, основанный на гибком контроле, отсутствии принуждения, стремлении к ответственности,  моральных стимулах, заинтересованности в труде и развитии своего предприятия. При этом считается, что работники могут быть амбициозными, готовыми брать на себя больше ответственности, готовыми проявлять свое творческое мышление в процессе производства; считается, что удовлетворение в работе является мощным мотивирующим стимулом.

Предпосылки стиля «Y»:
-          физические и умственные усилия необходимы в не меньшей степени, чем потребности в отдыхе и развлечений,
-          цели организации достигаются лучше, если они стали личными целями сотрудников,
-          вклад в общее дело – основа для индивидуальной оценки работника и как следствие в оплате его труда,
-          работник готов брать на себя ответственность при определенных условиях.    

 Решение по теории «Y»:
-          отказ от пирамидальной структуры организации,
-          оценка вклада подразделений и отдельного сотрудника в общее дело,
-          использование мотиваторов при организации работы

Сама теория стилей носит описательный и рекомендательный характер.

Более разумен сельскохозяйственный подход: создайте хороший климат, обеспечьте соответствующую подкормку и предоставьте людям расти самим по себе. Вот тогда они вас удивят. Д.Мак-Грегор

Четыре Системы Лайкерта

Ренсис Лайкерт описал ровно четыре стиля управления.

 Четыре системы Лайкерта:
- диктаторски-авторитарный;
- благосклонно-авторитарный;
- консультативно-демократический;
- вовлеченно-демократический.

Лайкерт описал эти стили управления как системы управления.

В первой системе руководитель не доверяет своим подчиненным, единолично решает вопросы и «спускает» их подчиненным для выполнения, не обосновывая целесообразность, необходимость работы. Руководитель берет всю ответственность за принятия решения на себя абсолютно. Система строится как жестко структурированная система, в которой присутствует страх наказания за невыполнение поручения, а вознаграждения носят случайный характер. 

В системе второго типа предполагается наличие некоторого доверия у руководителя по отношению к подчиненным, часть управленческих решений принимаются подчиненными, но в строго регламентированных границах. Мотивация создается вознаграждением и в некоторых случаях - наказанием.

В системе третьего типа руководители проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным. Во взаимоотношениях имеет место двустороннее общение и некоторая степень доверия между руководителями и подчиненными. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.

Система четвертого типа предполагает полное доверие, групповое принятие решений.  При этом процесс принятия решений рассредоточен по всем уровням, а затем интегрирован. Коммуникации осуществляются не только вверх-вниз, но и горизонтально. Система ориентирована на отношения, в основе которых лежит бригадная ор­ганизация труда, коллегиальное управление, делегирование пол­номочий и общий контроль. Взаимоотношения между руководителем и подчиненными дружеские и взаимно доверительные.

Лайкерт провел ряд исследований и доказал, что самые эффективные руководители низового звена в первую очередь уделяли внимание человеческим отношениям и создавали отношения, основанные на взаимопомощи. Они продуманно разделяли подчиненных на производственные группы и ставили перед ними разной сложности  задачи.

Теория Z Уильяма Оучи

В 1974 г. Ричард Джонсон и Уильям Оучи из Graduate School of Business Стенфордского университета опубликовали статью «Made in America (under Japanese management)» в журнале Наrvard Business Review, которая пыталась объяснить эффект японского экономического чуда.

На сборочной линии одной американской компании в Атланте, штат Джорджия, 35 американок собирали транзисторные панели, производя ряд стандартных операций. В Токио на другом предприятии той же компании на таком же конвейере работало 35 японок, выполнявших те же операции. Единственным отличием этих линий была их различная производительность: японские работницы производили на 15% больше панелей, чем американки, находившиеся в 7000 миль от них. 
(Johnson and Ouchi, 1974, р. 61)

В 1978 г. Оучи совместно с Альфредом Йегером издал работу "Type Z Organization: Stability in the Midst of Mobility" в журнале Academy of Management Review, в которой описал тип организаций «Z».

Идеальный тип Z сочетает базовую культурную приверженность индивидуалистическим ценностям с выраженной коллективистской моделью взаимодействия. Он одновременно удовлетворяет старым нормам и предполагает удовлетворение потребности в причастности. Занятость фактически пожизненная (несмотря на то, что это не установлено официально), текучесть кадров низка. Принятие решений осуществляется на основе консенсуса, причем часто попытки, направленные на поддержание этой "копсенсусной" моды, выглядят весьма неуклюже.
(Ouchi and Jaeger, 1978, р. 311)

В 1981 г. Уильям Оучи опубликовал свой бестселлер о японском менеджменте «Theory Z: How American Business Can Meet the Japanese Challenge», в которой собственно и описал свою теорию вовлеченности, теорию «Z».                

Уильям Оучи, совместно с Ричардом Джонсоном, выделил пять основных особенностей японского метода управления, которые и свёл впоследствии в свою «Теорию Z» или «теорию  вовлеченности».

Принципы теории «Z»:
-          Акцент на движении информации и инициативы снизу вверх;
-          Превращение высшего руководства  из органа, издающего приказы, в орган, способствующий принятию решений;
-          Использование среднего управленческого звена как инициатора и движущей силы решения проблем;
-          Принятие решений на основе консенсуса;
-          Повышенное внимание к благополучию сотрудников.

Теория «Z» ,так же называющаяся «теорией вовлеченности», отражающей  

 «[успех объясняется] почти полным включением работника в производственную организацию, при котором начальство проявляет заботу о личной и семейной жизни каждого подчиненного; коллективистским (а не индивидуальным) подходом к работе и ответственности; крайне высокой степенью отождествления индивида с компанией. Эти характеристики, во многом, являются результатом системы пожизненного найма, характерной для крупных японских компаний»
(Ouchi and Jaeger, 1978, р.306)

Рекомендуем рассылку:

http://subscribe.ru/catalog/industry.comp.effsystem Эффективные информационные системы.

Эффективные информационные системы как Господь Бог: все о них знают, но никто никогда не видел (шутка). А один замечательный физик, ректор крупного ВУЗа, на предложение консультанта увеличить эффективность управления ВУЗом сказал:"А как вы, батенька, ее померите?"

 

Академия современного бизнеса,
партнер рассылки,
предлагает пройти дистанционный курс
Продажи нового поколения.

Курс состоит из четырех ступеней. Каждая ступень содержит лекции, задания для размышления и практические задания. Курс включает в себя не только тему продаж, но и темы личностного развития и темы бизнеса. В рамках занятий в группах проходят конкурсы и реальные задания. Слушатели знакомятся с современными CRM системами и современными технологиями продаж.

Для того, чтобы стать слушателем дистанционного курса, необходимо регулярный доступ к электронной почте, желание и возможности на практике применять полученные знания.

Осуществляется набор на Ступень 1. «Азы продаж».

Первая ступень проходит совершенно бесплатно. Включает в себя 20 занятий. Набор ограничен. Занятия начинаются с 15 марта 2009года. Для желающих просьба прислать заявку на адрес academia.biz.sales@gmail.com, на обратный адрес будет выслана анкета и условия обучения.

Справка. Карл Генрих Маркс (Marx, Karl Heinrich) (1818 - 1883) Немецкий экономист и политический деятель.

 


В избранное