Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

вып. #3506 "Как же страшно таинство смерти!" / 3-4/IV/17 (пн,вт)

> Во время православного отпевания звучит много удивительных молитв - по сути, вся эта служба становится для многих наших современников едва ли не единственной возможностью услышать нечто самое важное о Боге, о человеке, о его земном пути и о том, что будет после него - да еще и в такой момент, когда об этом невольно задумывается и самый бесчувственный. / > Потому я хотел бы предложить свой опыт перевода этих стихир. > Не стану сейчас долго рассуждать о том, можно ли молиться по-русски (по-моему, ответ очевиден) и нужно ли это делать. / /Андрей Десницкий/ *** > Какая житейская радость непричастна печали? /.../ > Цветок увядает, и сон исчезает, / и так любой человек погибает. /.../ > Как же страшно таинство смерти, / когда душа из тела исторгается, / гармония их силой разрушается, / и прирожденный их союз / по воле Божьей распадается! /.../ > Плачу и рыдаю, / едва о смерти вспомню, / едва во гробе увижу / прекрасный лик человека, / сотворенный по образу Божьему - / но без образа и без славы, / и прежнего вида ...

2017-04-03 16:47:22 + Комментировать

вып. #3505 *Третье предсказание о смерти * бесценный дар нравственного ужаса* / 21/III-2/IV/17 (пт-вс)

вып. #3505 *Третье предсказание о смерти * бесценный дар нравственного ужаса* / 21/III-2/IV/17 (пт-вс) > Мк.10.32-34 Третье предсказание о смерти > Впервые говорится о том, что Иисус уже на пути в Иерусалим. / > Иисус идет впереди, как и полагалось учителю, но этим подчеркивается Его добровольный и сознательный выбор. / > Иисус в третий раз предсказывает Свою смерть и излагает содержание шести актов этой Божественной драмы: арест по приказу Синедриона, передача в руки язычников, то есть римлян, приговор, глумление, смерть, воскресение. /В.Н.Кузнецова/ *** > Чистоплюйство -- вещь страшная, и чем нравственней оно, тем страшнее. / > Убрать чистоплюйство мало; нужно что-то еще. / > Не думаю, что мы стали добрей. / > Мы не выше, а ниже чистоплюйства. / > Если я встречу пьяного и отведу его домой, я покажу тем самым, что трезв, и в этом смысле -- лучше. / > Мне кажется, что можно (и нужно) избегать Клеона с его статьями, ни в малой мере не предполагая, что мы лучше его. / > Случилось так, что именно его недостаток ...

2017-04-02 11:51:09 + Комментировать

вып. #3504 *религиозный опыт, ставящий в центр Бога* / 27-30/III/17 (пн-чт)

> Мы знаем, что Давид плясал перед ковчегом. / > В древних храмах было не только страшно, в них было уютно и празднично. / > Иудаизм без Храма искалечен, неполон; христианским же храмом может стать сарай, палата, комната, поле. > Я больше всего люблю в Псалмах именно то, из-за чего плясал Давид. / > Радость эта была сосредоточена в Храме. / > Для жрецов обряды станут важны тем, что это -- их хлеб, их дело, с которым связано и общественное и экономическое их положение. / > Тяга Псалмопевцев к > сильна, как физическая жажда. / > Я не предлагаю вам возродить эту буйную жажду. / /Клайв С. Льюис/...

2017-03-30 15:05:09 + Комментировать

вып. #3503 *Как подниматься к небу, не задирая носа* / 25-26/III/17 (сб-вс)

> Иоанн Лествичник (ок. 570-649). / > Иоанн был чужд крайностей, избирая тот ``царский'', ``средний'' путь, который и стал столбовой дорогой подвижничества. / > Духовная жизнь и есть та лестница, по которой надо спускаться, чтобы подняться. / > Многие советы Иоанна не несут в себе ничего специфически христианского, призывают просто быть порядочными, благородными людьми. / /Яков Кротов/...

2017-03-26 11:57:37 + Комментировать

вып. #3502 *Бог оправдывает Иова вопреки мудрецам* / 23-24/III/17 (чт,пт)

> В Книге Иова мы видим Премудрость критикующую себя саму, с такой глубиной, которая означает величайший шаг вперед даже по сравнению с религией пророков. > Иов воспитан в той еврейской Премудрости, которая в трепете перед Ягве берет начало и "всё для человека" в исполнении Его заповедей. / > Это верующий, который думал мудростью поддержать свою веру, -- а она обратилась против него. / > Его друзьям легко говорить ему: как же ты, подвергаясь испытанию, уже не умеешь наставлять самого себя своим же учением? > На этот довод, которым Елифаз побивает его точно его собственным оружием, страдающий Иов может ответить только то, чему одно страдание могло его научить: отношение не так просто, и пропорция греха и страдания не столь очевидна. > Но разве Бог не праведный по преимуществу? / > Иову через опыт открывается, что применение этого принципа гораздо более таинственно, чем думал, вероятно, даже последний из пророков, Иезекииль. / > Замечательно, что именно тот человек, который как будто обвиняет Бога -- и с каким ...

2017-03-24 12:50:47 + Комментировать

вып. #3501 *еврейская Премудрость* / 20-22/III/17 (пн-ср)

> Священным или сверхъестественным элементом среди религиозных понятий древнего Израиля является идея "Присутствия" Бога среди Его народа. / > Бог представляется присутствующим в Израиле как странник, всегда остающийся чуждым этой земле, и тем не менее самым реальным образом близкий Своим людям, как их спутник, сопровождающий их во всех их скитаниях. / > Параллельно с разработкой у пророков того наиболее сверхъестественного, что имелось у Израиля, происходит также развитие совершенно иного порядка. / > Что же такое еврейская Премудрость? / > В Израиле Премудрость появляется вместе с царской властью. / > Как Самуил, движимый Самим Богом, в конце концов принял и освятил царскую власть, тем самым вкладывая религиозный смысл в утверждение народа Божия на земле, -- так и Премудрость, привившись на израильской почве, приносит в конце концов такой плод, у которого мы снова находим все благоухание пророческого духа. / > Премудрость начинается как изучаемое наощупь искусство управлять людьми. / > В силу самой природы ...

2017-03-21 16:25:38 + Комментировать

вып. #3500 *...тогда каждый миг мы перед лицом Его * проявление Присутствия* / 16-19/III/17 (чт-вс)

> Утром, найдя хотя бы одну минуту среди обычных, повседневных дел и встав перед Его ликом, ты почувствуешь, как Он на тебя взирает с любовью и призывает тебя к труду. / > Если есть у нас Крест и если есть у нас вера, тогда всё меняется, тогда каждый миг мы перед лицом Его, и Он касается нашего сердца. / > Живая вода Слова Божия, Креста Христова течет к нам, чтобы нас восстановить, нас оживотворить и дать нам силы идти в дальнейший путь. /прот. Александр Мень/ *** > Ягве, в противоположность земным богам Ханаана, не может иметь иного жилища как только на небе. / > Соломон в самых кратких словах утверждает одновременно трансцендентность и имманентность Ягве в их предельной парадоксальности: "Во мгле Господь пожелал обитать!" / > Присутствие ушло из Сиона только для того, чтобы стать незримым и тем более близким и создать нерушимое святилище для удрученных, обездоленных, гонимых. И это семя будет прорастать. С ними Присутствие вернется и при этом последнем возврате радость от возвращения Ковчега в Кириафиарим и...

2017-03-19 11:32:46 + Комментировать

вып. #3499 *Бог человеческого сердца. Великое обетование* / 13-15/III/17 (пн-ср)

> Исайя окончательно возвел образ Ягве в такую религиозную трансцендентность, что никакие смешения понятий и никакие ошибки понимания больше не могут его снизить в израильском сознании. / > Бог Исайи мог казаться чуждым в Своем величии. / > Бог Иеремии - это Бог человеческого сердца. Это еще и Бог, любящий среди этого народа каждого человека в отдельности, знающий каждого по имени, со всем, что он есть, со всем, что он чувствует, со всем, что его мучает; Бог, вникающий во всё это, слушающий откровенную речь человека обо всём этом, можно даже сказать - ищущий такой откровенности и научающий находить величайшее утешение в горчайшей му?ке, - потому что в ней находят Его Самого. / > Было бы совершенно неверным видеть в Иеремии первого религиозного индивидуалиста. / > В момент появления Иеремии, Божии кары готовы обрушиться на Израиль. / > Как бы ни было жестко то, что должен возвещать Иеремия: тем, кто будет и уже начинает страдать, кто близок к смерти, напоминать всё время, что страдают они за свои грехи, - всё ...

2017-03-15 10:57:17 + Комментировать

вып. #3498 *Палама и неопаламизм * какая награда любящим врагов?* / 10-12/III/17 (пт-вс)

> В ХХ веке появился "неопаламизм"; родоначальником его был, кажется, Владимир Лосский, сын замечательного русского философа. / /Яков Кротов/ *** > Последний фрагмент пятой главы Евангелия от Матфея начинается с того, что Иисус цитирует еще одну ветхозаветную заповедь, но в этой цитате интересно, что вторая половина (о ненависти к врагу) дословно в Ветхом Завете нигде не присутствует. / > Современный христианин может начать возмущаться узостью ветхозаветной заповеди, и совершенно напрасно. / > Сама цитируемая заповедь взята из так называемого кодекса святости. / > Богословы справедливо указывают на то, что святость - не просто один из атрибутов Бога, но выражение самой Его непостижимой сущности. / > Почему идея святости Бога была так важна (при всей ужасности самого понятия)? / > Откровение Христово несет восполнение представлений о Боге, и здесь уже весть о далекости Бога дополняется вестью о Его близости. / > Если мы сегодня видим > Божества, панибратское отношение к Нему, впадение в идолопоклонство, когда ...

2017-03-12 10:40:18 + Комментировать

вып. #3497 *Книга Судей: проблема социального устройства общества* / 6-9/III/17 (пн-чт)

> Книга Судей исторически более достоверна, чем Книга Иисуса Навина; но не в этом суть. / > Это поразительная книга. В истории летописей всех жанров и видов это один из уникальных случаев гигантского общенародного покаяния. / > Вся книга является самообличением. / > Книга Судей должна была вызывать покаяние. / > Она сыграла огромную роль в общенародном покаянии -- именно благодаря своей жесткости и бескомпромиссности. / > Кто такие "судьи"? / > Есть властители правовые, а есть харизматические. / > Типичным харизматическим вождем в наше время был, например, Гитлер. / > Племена живут независимо, но объединены общим святилищем; на определенные праздники они сходятся к своим святилищам, где проводятся и богослужение, и ярмарка, и какие-то игры, и таким образом поддерживается их непрочное единство. / > Между племенами был разброд, и каждое жило само по себе, господствовал племенной эгоизм. > Но для священных авторов важно было показать, что из этого сброда должна вырасти общность, народ и, наконец, Церковь, то ест...

2017-03-08 17:42:42 + Комментировать