Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
08-Mar-2017 17:29
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через
познание Бога
и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
> Книга Судей исторически более достоверна, <чем Книга Иисуса
Навина>; но не в этом суть. Я еще раз подчеркиваю: самое
достоверное историческое сообщение может не нести в себе
никакой религиозно‐богословской нагрузки. А в Библии
всё‐таки важно не то, какие в древности цари с кем
воевали, а важна суть жизни, суть бытия и призвания
человека.
> Книга Судей — поразительная книга. В истории летописей
всех жанров и видов это один из уникальных случаев гигантского
общенародного покаяния. Недаром Нестор‐летописец и другие
русские летописцы писали, находясь под влиянием этой книги и вообще
исторических книг Библии. Ибо очень часто прошлое народа рисуется
только в героических чертах. В нём хотят видеть только светлое,
только величественное, только привлекательное! Но в жизни всё происходит
иначе, и автор Книги Судей пишет буквально так, как есть.
> Вся книга является самообличением. От первой строки
до последней автор использует все случаи, все возможные
удобные моменты для того, чтобы обличить народ в его неверности
и измене Завету. Но это не исторический мазохизм, а результат
глубокой веры в творческую силу покаяния.
> Книга Судей должна была вызывать покаяние. Ее читали люди,
жившие через несколько веков после описанных событий, люди, которые
были изгнаны из родной земли, жили в Вавилоне, листали эти свитки,
читали и говорили: «Вот что сотворили наши отцы! И мы должны
вернуться на пути истины!»
> Эта книга сыграла огромную роль в общенародном покаянии
— именно благодаря своей жесткости и бескомпромиссности. Уж где‐где
нет лести толпе, так это в Книге Судей.
> Кто такие судьи? Судья — по‐еврейски
шофе́т — это не представитель юридического мира,
а народный вождь‐харизматик. <...>
> Есть властители правовые, а есть харизматические. Правовой
властитель — это тот, кто получил свою власть над народом
или страной в силу определенного писаного или устного
принятого права. Это может быть наследственная монархия, демократическое
избрание (через голосование), плебисцит или что‐то еще.
Харизматический вождь приходит к власти благодаря тому, что за ним
идет толпа. Он одержим духом, который может быть духом светлым
и духом темным. Типичным харизматическим вождем в наше время
был, например, Гитлер.
> Эти судьи на время народных бедствий становились вождями
амфиктио́не. Амфиктионе — это особый тип греческого
государственного образования, эталоном которого берется союз племен.
Они живут независимо, но объединены общим святилищем; на определенные
праздники они сходятся к своим святилищам, где проводятся
и богослужение, и ярмарка, и какие‐то игры, и таким
образом поддерживается их непрочное единство.
> В Греции центром амфиктионе были, например, Дельфы — священный
город, в котором был оракул. В Израиле это были
города Силом (или Шило́), Сихем (Шехе́м)
и другие. Конечно, между племенами существовал разброд, и каждое
жило само по себе, господствовал племенной эгоизм.
> Но для священных авторов важно было показать, что
из этого сброда должна вырасти общность, народ и, наконец, Церковь,
то есть духовное сообщество. И когда начинается общественный
кризис или вторгаются враги, захватывают города и сжигают
поля — Бог воздвигает вождя и через него спасает эту маленькую,
условно говоря, республику от полной катастрофы.
> Законов общенациональных в таком государстве нет, есть
только религиозные заповеди с некими этическими добавлениями,
и далеко еще не квалифицированный уголовный судебник, который
одни признавали, другие, очевидно, нет. И автор повторяет
всё время рефреном, что «не было царя у Израиля, и каждый
делал, что хотел».
> Надо сказать, что автор Книги Судей отнюдь не монархист,
и для него царь не синоним законности и порядка.
Но законности нет. И книга приводит ряд ярких, драматичных,
написанных с большой силой древних историй — это уже не сказания,
а просто летописные фрагменты, но лишенные сухости летописи,
полные живости исторической прозы, в которой безобразие, беззаконие,
бесчинство как бы вопиет к Небу.
<.....>
> <...> И Книга Судей опять‐таки кончается этим рефреном:
не было царя, и каждый делал, что ему было угодно…
> Проблема социального устройства общества не древняя, она
вечно новая, потому что общество, как и Церковь, нуждается в определенной
структуре. И структура эта не есть измышление людей, а необходимость
жизни. Только вся задача в том, чтобы эта структура
соответствовала высокому званию человека и духовным задачам общества.
Вот тут‐то всё становится проблематично и спорно.
> Вы знаете, что эта проблема терзает нашу страну
в течение почти всего XX столетия, она и до сих пор
еще не решена. Попытка решить ее внегуманным способом, таким
путем, на котором всякая совесть и всякое человеческое сострадание
отбрасываются во имя якобы социальной цели, оказалась абсолютно
бесплодна и бесполезна. Поэтому нравственный стержень в социальной
структуре не есть прихоть благочестивых или мечта сентиментальных
людей. Суровая действительность показывает, насколько важно, чтобы
была структура, была власть, но чтобы она была праведной.
> Когда апостол Павел говорил: «Нет власти а́ще не от Бога»,
— он вовсе не имел в виду вульгарную мысль: кто бы
там ни сидел — пусть сидит. Нет. Мы не должны считать апостола
настолько слепым и безумным. Он имел в виду сам принцип
социальной структуры. И ее разрушение — революционное,
насильственное, беззаконное — каждый раз показывало, насколько это
опасное начинание для человека, какие бы возвышенные слова
при этом ни произносились.
> Структура общества должна расти органично, это дерево,
за которым надо ухаживать, а не рубить его, чтобы
на этом месте посадить… неизвестно что.
> Вокруг этой проблемы вращается следующая книга, вернее, следующий
цикл книг, который в нашей греко‐русской традиции называется
Книгами Царств.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
в письме или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
Над насмешниками Он посмеется,
а кротким дарует милость.
Мудрые обретут славу,
а глупцы погрязнут в позоре.
Слушайте, сыновья, наставление отца,
внимайте, набирайтесь ума.
Ведь я учу вас добру,
не пренебрегайте наказом моим.
Были отец с матерью и у меня, * был и я для них любимцем ненаглядным.
Вот как отец поучал меня:
сохрани в сердце мои слова, соблюдай
заветы мои - и будешь жить.
Приобретай мудрость, обретай знание,
не забывай и не отвергай того, что сказал я.
Не покидай мудрости - и она сохранит тебя,
люби ее - и она обережет тебя.
В чём начало мудрости? Обретай мудрость,
что бы ты ни копил, накопи разумение.
Оцени мудрость - и она вознесет тебя,
прославит тебя, если обнимешь ее.
Великолепный венок на главу возложит, принесет
тебе сияющий венец.
Выслушай, сын, и прими мои слова -
и продлятся годы твоей жизни.
Путь мудрости укажу тебе,
направлю дорогой прямой.
Пойдешь - не собьется шаг,
и если побежишь, не споткнешься.
Держись этих правил, не отступайся,
храни их, ибо в них - твоя жизнь.
На дорогу нечестивых не вступай,
не следуй по пути злодеев:
сверни с него, не ходи по нему,
пройди стороной, ступай мимо.
Ведь им не спится, если не сотворили злодейства,
глаз они не сомкнут, если кого не погубили.
Ведь питаются они злодейством, как хлебом,
и
пьют насилие, как вино.
Путь благочестивых - как свет зари,
что разгорается ярче с приходом дня.
А путь нечестивых - во мраке,
и неведомо им, где споткнутся.
Сын, прислушайся к моим словам, к
речам моим будь внимателен.
Да не ускользнут они от тебя,
сохрани их в глубине сердца.
Ибо станут они жизнью для того, кто обрел их,
будут для плоти целительны.*
(Пр.3:34-4:22/&/)
* * *
*Пей из своего водоема, черпай
из своего колодца.
Зачем твоим водам проливаться на улицах, * растекаться
по площадям?
Оставь их себе одному, не
дели с чужими.
Да будет благословен твой родник,
да будет в радость жена юности твоей.
Лань любимая, козочка милая -
ее грудь утолит тебя во всякое время,
любовь к ней пьянит тебя непрестанно.
И зачем, сын мой, опьяняться чужой женой, * обнимать стан
замужней?
Ведь открыты ГОСПОДУ все пути человека,
все дороги людские Он ведает.
Нечестивый попадет в сети зла своего,
запутается в собственных грехах.
Погубит его недостаток воспитания, * избыток глупости с пути
собьет.
Сын мой! Если ты поручился за другого, за
чужого поруку дал
то на собственном слове ты попался, * собственным словом был
пленен.
Что угодно делай, сын, но избавься, * ибо ты теперь в
чужой власти.
Падай
в ноги, умоляй, не отставай,
гони от себя сон, глаз
не смыкай,
спасайся, как газель от погони, как
птица от ловца.
Лентяй! Ступай к муравью, поучись
у него мудрости:
нет над ним ни начальника, ни
смотрителя, ни правителя;
а он с лета запасается пищей и
в жатву копит припасы.
Сколько можно лежать, лентяй, не
пора ли от сна очнуться?
Еще чуть поспишь, подремлешь, еще
посидишь сложа руки -
и придет к тебе бедность, как бродяга,
нагрянет
нужда, как грабитель.
У негодяя и злодея ложь
с уст не сходит:
то он подмигнет, то ногой притопнет, то
пальцами знак подаст.
В его сердце - порок, * в его мыслях - зло, * раздоры
он разжигает.
За это нагрянет к нему беда, погубит
нежданно и безвозвратно.
Шесть вещей ненавидит ГОСПОДЬ, и
седьмая для Него - мерзость:
заносчивый взгляд, лживый язык, * руки, проливающие невинную
кровь,
сердце, что замышляет злодейство, ноги,
спешно бегущие ко злу,
лжесвидетель, дышащий ложью, * и тот, кто сеет раздоры меж братьями.*
(Пр.5:15-6:19/&#/)
*********************************************
/&/
новый перевод РБО (2000г.).
чтение понедельника.
/&&/ нов.
пер. РБО, 2000г., содержит чтения среды и четверга
(кр. 1 стиха).