Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
25-Mar-2017 18:08
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через
познание Бога
и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
* 13 марта 2017 г. ст.ст., 4-е воскресенье
Великого Поста -
Память прп. Иоанна Лествичника, †649.
литургические чтения: Евр.6:13-20;
Мк.9:17-31.
> Иоанн Лествичник (ок. 570–649). Сын свв. Ксенофонта
и Марии, брат Георгия Арсельского. В 16 лет пришел
в Синайский монастырь. Его наставником стал авва Мартирий;
через четыре года он решил, что Иоанн уже может быть монахом.
Еще пятнадцать лет Иоанн провел рядом с учителем, когда же
тот умер, ушел в пустыню и провел тут 40 лет,
но не в полном одиночестве. У него у самого уже были
ученики, к нему постоянно приходили посетители за советом
и назиданием. Иоанн взял себе за правило никогда никому
не противоречить. Нашлись и такие монахи, которые не поленились
совершить долгий путь, чтобы поучить Иоанна: не к лицу, мол,
пустыннику проповедовать, в пустыню идут, чтобы молчать. Иоанн
взял обет молчания. Через год те же самые люди пришли и просили
не лишать их и других душеспасительных бесед. Папа Григорий
Великий писал Иоанну, прося его молитв о себе, и посылал
игумену деньги и матрасы для гостиницы, которую монахи устроили
паломникам у подножия Синая. В 75 лет Иоанн был избран
игуменом Синайской обители и в оставшиеся четыре года своей
жизни написал знаменитую книгу "Лествица духовная" (от названия
и прозвище; на греческом оно звучит как “Климакус”,
звали Иоанна и Схоластиком), которая стала учебником для всякого,
желающего достичь духовного совершенства монашестве. Свой идеал древняя
монашеская традиция обозначила как "бесстрастие" —
термин не слишком понятный, вызывающий образ какого-то живого
трупа. Сам Иоанн дал блистательное определение бесстрастия: "воскресение
души прежде воскресения тела". Тела-то у нас пока еще движутся,
а вот душа неподвижна, и шевелятся только жирные могильные
черви гордыни, зависти, уныния, потихоньку разъедая омертвевшую плоть
нашей психики. “Лествица” и помогает человеку довериться Богу
в оживлении своего существа, в постепенном воскрешении одной
части души за другою. “Прощение грехов можно получить в мгновение
ока, — писал он, — но никто не получит в мгновение
ока того спокойствия души, которое дается длительным усилием, многими
трудами и мощной помощью Божией”. Иоанн был чужд крайностей,
избирая тот “царский”, “средний” путь, который и стал столбовой
дорогой подвижничества (хотя это не исключает возможность и необходимость
некоторых крайностей для немногих). “Я не постился
чрезмерно и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал
на земле, но смирялся — и Господь скоро спас меня”.
Подыматься к небу, не задирая носа, чрезвычайно трудно,
но вспоминается чудный рисунок
замечательного художника Эшера, который сумел изобразить игрой
светотени лестницу, по которой одновременно можно и подыматься,
и спускаться. Духовная жизнь и есть та лестница, по которой
надо спускаться, чтобы подняться. Многие советы Иоанна не несут
в себе ничего специфически христианского, призывают просто быть
порядочными, благородными людьми. Например, заповедь: “Когда услышишь,
что ближний твой или друг укорил тебя в отсутствии или в присутствии
твоем, тогда покажи любовь и похвали его”. Ведь это всего-навсего
призыв к щепетильности, к тому, что англичане называют “спортивной
игрой”: хвалить именно того, кто бранит тебя, чтобы не быть
заподозренным в мстительности, да и чтобы действительно
не быть мстительным. Другое дело, что некоторые советы нельзя
выполнить иначе, как чудом. Например, Лествичник напоминает,
что подлинно смиренный человек — не тот, кто сам себя бранит,
а “тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему
любви”. Он словно не хочет знать, что некоторым и нечего
в себе уменьшать. Иногда Лествичник начинает словно классический
античный стоик: “Управляй собственным сердцем, как царь управляет
своим царством...”, но заканчивает выходом из этого двумерного
пространства духовного мещанства: “...но более всего повинуйся высшему
Царю, самому Богу”. Память <.> 30 марта
/ 12 апреля и в четвертое воскресенье Великого поста.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь
ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Мы
убеждены, что вы ... стои́те на пути к спасению. ...
Мы желаем, чтобы каждый из вас проявил такое же усердие до конца,
то есть до исполнения надежды,
чтобы он не обленился,
а последовал примеру тех, кто, благодаря вере и стойкости,
получает обещанное в наследие обещанное Богом. ...
<Обещание Бога и Его клятва>
служат для нас, бежавших под Его покров,
источником великой бодрости
и побуждают крепко держаться той надежды, что у нас перед глазами.
Надежда эта - словно якорь для души, крепкий и надежный,
который входит внутрь святилища, за завесу,
куда Иисус, Предтеча наш, вошел ради нас,
став, подобно Мельхиседеку, Первосвященником навеки.*
(Евр.6:9,11-12,18-20/*/)
* * *
*Уподобился я, Христе, / в руки разбойников
попавшемуся
и оставленному ими от побоев еле живым;
так и я изранен, Спаситель грехами моими.
*"Не презри меня, Спаситель, болящего тяжко", -
взывал с рыданиями / разбойникам отдавший богатство Твое.
И я так молю: / "Пожалей и спаси меня!"
*Христе Спаситель!
Ум мой - в язвах от грехов,
разбойниками неправедными поражен / и злыми помыслами;
уврачевав его, спаси меня, как многомилостивый.
*
*Путем жизни, Христе, / бедственно путешествуя,
я изранен разбойниками, пребывая в страстях;
но воздвигни меня, молю.
*Ограбили ум мой разбойники / и оставили меня полумертвым
в язвах согрешений моих;
но исцели меня, Господи.
*Обнажили меня страсти:
не в силах я исполнить заповедей Твоих, Христе Спаситель,
и наслаждениями я был уязвлен;
но излей на меня милость.
*
*Разбойники похитили / мое стяжание - дело божественное
и оставили меня страдающим от ран.
*Отвлекли меня, Спаситель, от заповедей Твоих
непостоянные помышления мои,
оттого я и изранен согрешениями.
*Левит, когда меня, ранами уязвленного, увидел,
прошел мимо, Спаситель мой;
но Ты меня спаси.
*
*Иисусе, осмотри раны души моей,
как в древности попавшегося в руки разбойников,
и уврачуй, Христе, боль мою, молюсь.
*Мучительно от язв согрешений / изнемогла душа моя, Христе,
и оттого я нагим лежу, без добродетелей божественных.
Молю, спаси меня!
*Священник, увидевший меня, / и левит бессильными явились,
ибо мимо меня они прошли;
но Ты Сам, как милосердный, / ныне избавление подал и спас меня.
*
*Страстями я растратил / имение божественное, Владыка,
и весь жестоко израненный согрешениями, прибег к Тебе.
"Сжалься надо мною", - молю.
*Расхитили богатство мое / и как мертвого оставили меня разбойники,
страстями ум мой уязвив,
но, сжалившись, спаси меня, Господи.
*Когда увидел левит мучение мое от ран,
вида тех язв не вынося, мимо меня прошел.
Но Ты Сам, Человеколюбец, / излил на меня богатую Твою милость.
*
*Разбойники напали на меня, несчастного,
и оставили меня / как бы мертвым от побоев, бездыханным.
Потому молю Тебя: / "Боже, посети меня!"
*Ум мой ограбили / помыслы непостоянные /
и, поразив страстями,
мертвым меня оставили по множеству согрешений;
но Ты, Спаситель, исцели меня.
*Когда увидел меня левит, / от ран страдающего,
не вынося моих язв, как неизлечимых,
прошел мимо меня, Спаситель мой;
но Ты Сам уврачуй меня.
*
*Из-за разбойников - помыслов моих, Спаситель,
извратил я жизнь мою согрешений ранами.
Оттого я обнажен, лишившись божественного образа, -
Твоего, человеколюбивый Боже;
но пожалей меня.
*Пришел Ты на землю с высот, Спаситель,
пожалев меня, всего ранами покрытого,
и язвами согрешений, Милосердный,
и излил на меня, Христе, милость Твою.
*Тело Свое и душу / Ты, Владыка Спаситель,
как выкуп за меня дал и спас меня,
всего роем согрешений уязвленного, / в неисцелимых ранах,
как Милостивый.
*
*Заповеди Твои, Владыка, / не сохранив разумом моим,
в страстные наслаждения погрузившись,
я лишился благодати и в язвах извержен нагим.
Потому прошу Тебя, Спасителя, / спасти меня.
*Не смог левит язв моих очистить,
но Ты, Благой, с любовью ко мне пришел
и излил на меня милость сострадания Твоего, Спаситель,
как врач искуснейший исцеляя меня.
*Как милосердный, сжалившись, / Ты спас, Христе Спаситель,
меня, бичами разбойников жестоко избитого,
и душу с телом Своим, как два динария / дал за меня во искупление.*
(Канон 4-го воскр. Вел. поста, перев. иером. Амвросия)