Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
21-Mar-2020 11:56
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Душа
моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается! И тогда смутишься.... Воспрянь
же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! (кондак
Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)
*
9 марта 2020 г. ст.ст., воскресенье
3-е Великого поста, Крестопоклонное. литургические
чтения: Евр.4:14-5:6;
Мк.8:34-9:1.
к апостольскому
чтению: + "Так приблизимся смело и
бесстрашно к Престолу милости" messia.ru/rasylka/010/2533.htm
(+ссылки)
>
Радость и победа Креста
> В субботу вечером на третьей
неделе Великого поста выносится во всех храмах на середину Крест и совершается
поклонение ему. Так начинается наше приближение к самой главной, самой
таи́нственной теме христианской веры – к теме распятия,
страданий и смерти.
> Почему таинственной? Разве страдание не составляет
непременную часть жизни, разве каждый из нас не сталкивался с ним,
и увы, слишком часто, на собственном опыте? Да, конечно, это так.
Но ведь речь не о нас, а о Христе. О Христе же
мы говорим, что Он Бог, а от Бога, от веры, от религии
не ожидаем мы разве облегчения, если уж не полного прекращения наших
страданий? Не утверждают ли в странном согласии и друзья,
и обличители веры, что религия – прежде всего помощь, утешение,
«бальзам на душу»? Но вот – Крест, но вот –
снова Великая пятница и снова те же слова: Душа Моя скорбит смертельно (Мф.26:38).
И не Он помогает апостолам, заснувшим от горя и тоски,
но Сам у них просит помощи: Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною (там же).
А потом – страдания: сначала насмешки, удары по лицу, плевки,
потом гвозди в руках и ногах и самое страшное из всего –
одиночество. И как будто закрылось само небо, ибо около девятого
часа возопил Иисус... Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня
оставил? (Мф.27:46).
> И если по-настоящему
вдуматься, вглядеться, вслушаться во всё это, то окажется, что
и с самой религией здесь происходит нечто странное. Как будто ничего
не остается от самого привычного, самого ясного в ней –
помощи, поддержки, гарантии: вот, мол, поставил свечку, отслужил молебен или панихиду,
и всё будет хорошо, и в жизни Бог поможет, да и там тоже, после страшной
и таинственной смерти... Но разве не с таким упрощенным пониманием
веры живет большинство самих верующих? Разве и тогда, при Христе,
не ходили они за Ним толпами, ожидая кто исцеления, кто помощи
в делах? Но посмотрите, как постепенно тает эта толпа. Вот покидает
Его богатый юноша, думавший про себя, что соблюл все правила религии,
но не сумевший принять слов Христовых: «Если же хочешь быть совершенным,
раздай всё и следуй за Мной» (ср. Мф.19:21),
вот посреди вечери любви уходит от Него в ночь на предательство
близкий ученик, вот наконец и последнее, когда все, оставив Его,
бежали (Мф.26:56).
> В нашей жизни
бывает как раз наоборот: сначала одиночество, непризнанность, потом признание,
растущая слава, толпа последователей. В Евангелии же, когда дело доходит
до креста, Христос остается один. Больше того, Он и про будущее
говорит: Если Меня гнали, будут гнать и вас... В мiре будете
иметь cкорбь... (Ин.15:20, 16:33). И к нам
обращает, в сущности, только один призыв: взять крест и нести его, а мы
знаем уже, что́ это за крест. Да, что-то странное происходит здесь
с религией: вместо помощи – крест, вместо утешения и гарантий
благополучия – если Меня гнали, будут гнать и вас. И когда
читаем мы в Евангелии о фарисеях, издевавшихся над распятым Христом –
«других спасал, спаси и Себя; сойди со креста, и мы поверим
Тебе» (ср. Мф.27:42) – разве не вспоминаем
теперешние насмешки и издевательства над верой: «Ну, что? Помог вам
ваш Бог?»
> И действительно, пока ждем мы от Бога только
чуда, которое удалило бы из нашей жизни страдание, хула и насмешки
торжествуют и будут торжествовать. Ведь от головной боли любая дешевая
пилюля поможет лучше и скорее, чем молитва. И не понять нам
тайны Креста, пока такой вот пилюли – неважно, по важному или неважному
поводу, – ждем от религии. До тех пор пока это так,
Крест, несмотря на всё покрывающее его золото и серебро, остается тем,
чем назвал его на заре христианства апостол Павел, – «для иудеев
соблазном, для эллинов безумием» (ср. 1Кор.1:23).
Ибо иудеи в данном случае – это те, кто ожидают
от религии только помощи, а «эллины» – те, кто ищет
в ней разумного и гладкого объяснения всему.
> Но вот опять
выносится Крест, но вот приближается та единственная неделя, когда Церковь
приглашает нас не столько размышлять и рассуждать, сколько молча и сосредоточенно
следовать за каждым шагом Христа, за медленным и необратимым Его приближением
к страданию, распятию и смерти – приглашает принять этот Крест.
И вот нечто странное происходит и с нами: отвлекаясь от себя
самих, от собственных проблем, тягот и даже страданий, мы обращаем
взор на Другого, – на безмолвно скорбящего и страдающего
Человека, на ту ночь ужаса, измены и одиночества, но и торжества
и любви и победы. Неведомо для нас самих уходит та дешевая
и эгоистическая «религия», которая всё ищет своего и даже Бога
хочет принудить служить только себе. И становится ясно, что религия
как таковая на последней глубине своей – о чём-то совсем
другом и в конце ее – не «помощь», не «облегчение»,
а радость и победа.
> Так вот, проделаем в следующих
беседах хотя бы мысленно этот путь за Христом, несущим Свой крест,
восходящим к Голгофе, и, быть может, что-то бесконечно важное снова
откроется нашей душе. Вот для чего посреди Поста выносится на середину
храма Крест. Вот к чему призывает нас Церковь в Крестопоклонную
седмицу*: начать наше собственное
приближение к самой последней, к самой страшной, быть может, но и к самой
радостной тайне нашей веры.
> * Т.е. в третье воскресенье Великого
поста и следующую за ним неделю (седмицу), когда совершается поклонение
Кресту Господню.
[ протопресвитер
Александр Шмеман. Радиобеседа. Опубликовано в сборнике "Беседы на Радио «Свобода»", Т. II (ранее
печаталось как "Крестопоклонная неделя" // Шмеман А., прот. Воскресные
беседы. С. 42–45. (др. редакция?)). ]
*Раз
у нас есть великий Первосвященник, поднявшийся выше небес, Иисус,
Сын Бога, давайте будем крепко держаться веры, которую исповедуем.
Ведь у нас не тот первосвященник, который неспособен посочувствовать
нашим слабостям, нет, наш испытан, подобно нам, всеми испытаниями,
кроме греха. Так приблизимся смело и бесстрашно к Престолу милости,
чтобы обрести доброту и милость именно тогда, когда мы нуждаемся
в помощи. Ведь всякий первосвященник выбирается из людей и
для людей как их представитель перед Богом, чтобы приносить Ему дары
и жертвы за грехи. Он способен посочувствовать тем, кто невежествен
и заблуждается, потому что и сам подвержен слабостям, из-за
этого он обязан приносить жертвы как за грехи народа, так и за свои
собственные. И никому не занять такого почетного места по собственной
воле – первосвященник призывается Богом, как был призван
Аарон. Так и Христос. Не сам Он прославил себя, став Первосвященником,
но Тот, кто сказал Ему: 'Ты – Мой Сын, / сегодня Я
стал Отцом Тебе' И в другом месте Бог говорит: 'Ты –
Священник вовеки, / подобно Мельхиседеку' В дни Своей земной жизни Он
вознес, с воплем и плачем, просьбы и мольбы к Тому, кто мог спасти Его
от смерти, и был услышан за Свое благоговение. Хотя Он и был
Сыном, но через страдания научился послушанию и, став совершенным, сделался
для всех, кто Ему послушен, причиной их вечного спасения. И
Бог назначил Его Первосвященником, точно так же, как Мельхиседека.* (Евр.4:14-5:10/*/)