Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
02-Mar-2020 18:34
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Душа
моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается! И тогда смутишься.... Воспрянь
же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! (кондак
Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)
*
18 февраля 2020 г. ст.ст., понедельник 1-й седмицы Великого поста.
*
19 февраля 2020 г. ст.ст., вторник 1-й седмицы Великого поста.
> Однажды
я наблюдал, как продавщица при помощи неточных весов обсчитывала
каждого покупателя на три-пять рублей. Безропотные, полунищие, привыкшие
ко всяческой несправедливости пенсионеры молчали; как водится, берегли
нервы и не хотели связываться – себе, мол, дороже будет. Я размышлял:
«Если Господь это попускает, значит, так надо для наших испытаний,
для нашего смирения. Но если Господь попускает болезни, означает ли
это, что медицина не нужна? Болезни бывают и социальные. Самая
главная из них называется “несправедливость”. Кто же будет способствовать
установлению справедливости в этом случае? Может быть, я? Ведь тот же
Господь попускает мне и даже побуждает меня выступить против несправедливости.
Может быть, не следует возлагать на Бога то, что Он возложил на нас?»
> Когда
я позже поделился своими мыслями с друзьями, они единодушно посоветовали
«больше молиться, никуда не встревать» и тут же подобрали библейские
цитаты, якобы подтверждающие их точку зрения. Но в Писании существуют
также другие высказывания и сюжеты. Так что́ говорит об этом
Библия?
> Господь Бог создал вселенную и установил
законы – физические и нравственные*.
Если физические законы срабатывают автоматически, то исполнение нравственных
законов зависит от людей, от их нравственных и, соответственно, волевых
усилий. Библия, таким образом, говорит не только о том, что есть,
но и о том, что должно быть.
> Злые
помыслы, следующие за ними злые поступки и всяческая неправда исходят
из сердец человеческих (см.: Мф 15:19). Таким образом, сам человек
или группа людей способны стать источником зла для себе подобных. Это,
в свою очередь, может приводить к конфликтам как на межличностном
уровне, так и на уровне общественном, когда человек сталкивается с противостоянием
организованных групп. Носителями зла нередко оказываются даже государства, и история
знает такие примеры. Институциональные злодеяния против личности можно назвать
социальным грехом.
> Социальный грех и вызванное
им социальное зло проявляются в несправедливом устройстве общественной жизни,
в неправедном порядке вещей (например, в грабительских законах), в коррумпированности
чиновничества, в массовых предубеждениях (например, в ксенофобии) и т.
п. Социальный грех связан с извращением важнейшего для жизни общества
понятия справедливости. Справедливость – это правда в ее практическом
выражении. Правда и справедливость говорят о том, что должно быть, и должное
могут устанавливать сами люди. Для этого Господь учреждает земные суды и побуждает
нас противостоять таким образом злу. Авраам избран для того, чтобы его потомство
творило правду и суд (см.: Быт 18:18-19). Иисус Христос позже не отменяет
суд как юридическое установление. Он отрицает лишь некоторые фарисейские
способы морального осуждения; показательно, что именно такие приемы законники
впоследствии использовали против Него Самого. Согласно классическому определению
св. Фомы <Аквинского> (†1274), справедливость состоит в «постоянной
и твердой воле отдавать Богу и ближнему то, что им подобает». Это означает
не только буквальное понимание и выполнение заповедей Божиих, но и понимание
характера этих заповедей, их направленности, осознание заповедей как принципов,
которыми нужно руководствоваться в поведении.
> В тексте
Ветхого Завета особенно много заповедей, предписывающих следовать правде и поступать
по справедливости. Сам Господь именуется Богом правды (см.: Ис 30:18).
Именно Он утверждает справедливость (см.: Пс 98:4). А пророк
Малахия прямо называет Господа Солнцем правды (Мал 4:2). Не сто́ит
бояться одиночества, если правда на твоей стороне, а точнее говоря,
если ты на стороне правды: «Не следуй за большинством на зло,
и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды…» (Исх 23:2).
Если мы за правду – значит, мы с Богом. Об этом исключительно важно
помнить судьям: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают
дело правых» (Исх 23:8). Особое внимание в Ветхом Завете уделяется правам
социально незащищенных людей: сирот, вдов и <переселенцев> (см.: Исх 22:21-22;
23:9; Ис 10:1-2; Иер 22:3). Необходимо заметить, что ветхозаветный Закон
обязует защищать от несправедливости не только своих родственников.
Моисей подал человечеству пример настоящего правозащитного действия, когда вступился
за иноплеменных незнакомых ему женщин, обиженных у колодца пастухами (Исх 2:16-17).
Многие живые существа защищают своих детенышей, но только человек способен
защищать других, исходя не только из родственных побуждений, но и из принципа
правды, которую нужно отстаивать.
> Библейские
пророки не только предсказывали будущее, но и резко обличали неправду
существующего положения вещей: «К чему Мне множество жертв ваших? –
говорит Господь… – Не носи́те больше даров тщетных... беззаконие
– и празднование! …научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного,
защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис 1:11-17); «…с раннего
утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика…» (Иер 21:12).
Здесь имеется в виду, конечно, справедливый суд. Угодный Богу пост не сводится
к воздержанию от определенных видов пищи; он – в деятельном служении
во имя справедливости: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы
неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу… раздели
с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом, когда увидишь
нагого, одень его…» (Ис 58:6-7). Храмовое благочестие очень важно,
и всё же оно оборачивается фальшью, если становится самодостаточным
и не побуждает творить правду.
> Слово
«правда» встречается более двухсот раз в Библии. Слово «справедливость» с производными
– десятки раз. Таким образом, это важнейшие понятия Божественного Откровения.
Нам не только благовествуется спасение в эсхатологической перспективе,
не только предписывается необходимость личной праведности, но и вменяется
ответственность за происходящее вокруг. Заповедь любви побуждает искать добра
для всех окружающих нас людей, на всех уровнях. Благодать восполняет
закон, но не отменяет его: мы живем в падшем мире, и далеко
не все люди в христианскую эпоху стали святыми, живущими исключительно
по благодати. Это означает, что призыва к доброделанию, следованию
правде Божией, обличению всяческой неправды также никто не отменял. И праведников
по-прежнему гонят. Сегодня, например, увольняют, а иногда и убивают
честных журналистов. Но с «жаждущими правды» – Господь. Им обетовано
Самим Христом: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное»
(Мф 5:10). О том же учит апостол: «Но если и страдаете
за правду, то вы блаженны…» (1Пет 3:14). Сам Христос прямо говорил
о том, что Его ненавидят за обличение неправды и зла этого
мира (см.: Ин 7:7). Он открыто свидетельствовал о неправедных делах
первосвященников (архиереев) и старейшин (пресвитеров). Наряду с обвинением
в лжемессианстве Христу было предъявлено и политическое обвинение (см.:
Ин 11:47–50). Более того, Сам Спаситель предсказал, что так же
будут гнать и Его последователей (см.: Ин 15:20).
> Не слишком
ли грустная открывается нам перспектива? Конечно нет! Ибо сказано: «Блаженны
алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5:6). Если мы верим
в Христа, то должны верить и Его обетованиям. Конечно, дело не только
в награде. Если мы любим Бога, должны любить и Истину во всех
ее измерениях, должны следовать Истине. А социальное измерение Истины
есть справедливость.
> Церковная история
знает немало примеров стояния за правду. Так, Амвросий Медиоланский (†397)
отлучил от церковного общения императора Феодосия, который жестоко (было
убито около семи тысяч человек) подавил гражданские беспорядки в Фессалониках.
Феодосий признал свой грех и покаялся. Такова внутренняя сила правды.
> Другой
пример – из русской истории. Митрополит Филипп (†1569) выступал против кровавой
опричнины Ивана IV, в Успенском соборе Кремля публично обличал царя за массовые
убийства. За это он был сослан и убит в 1569 году по приказу
Ивана IV. Правильно ли поступал Филипп? Разве он что-то изменил в ходе российской
истории? Не напрасна ли была его смерть? Верующий человек твердо знает:
его жертва не напрасна. Он с Богом. Без таких людей человечество
потеряло бы нравственные ориентиры, перестало бы различать добро и зло. Бог
часто действует не прямо, а через Своих праведников.
> Изгнанных
за правду было немало в XX веке. В 20-е годы большевиками
были высланы из России крупные религиозные философы, мыслители, историки
Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Н.О.Лосский, Г.В.Флоровский, С.Л.Франк и другие.
Многие были изгнаны из жизни вообще, погибли в сталинских лагерях,
такие как П.А.Флоренский, Л.П.Карсавин. Тысячи христиан были расстреляны
большевиками. Кто-то оказался во внутреннем изгнании в своей стране:
А.Ф.Лосев, М.М.Бахтин.
> В 1974 году из СССР
был изгнан лауреат Нобелевской премии А.И.Солженицын, обличавший богоборческий
политический режим своей страны.
> Имена многих
людей, которые следовали истине и претерпевали за правду, затерялись
в истории. Но у Бога все живы (см.: Лк 20:38). Поэтому
не надо бояться мнимой безвестности.
> Наконец,
очень важно заметить, что следование принципу справедливости, как и вся
полнота нашей жизни, имеет, согласно Священному Писанию, религиозный смысл. В наше
время узких специализаций проблема установления социальной справедливости как бы
делегирована государственным учреждениям. Но государство – не Бог, это совокупность
чиновников, которые могут очень ошибаться. Поэтому совестью нации государство
быть не может. На эту роль больше подходит общественное сознание в целом,
носителем которого является гражданское общество, включающее в себя и религиозные
организации.
> Голос Церкви, народа Божия,
верующих должен помогать людям различать добро и зло во всех сферах
жизни, побуждать их не только к нравственной жизни, но и к заботе
о справедливом устроении общества. В Библии нет прямых указаний
относительно правового государства, прав человека, гражданского общества. Тогдашняя
культура не знала таких реалий и соответствующих им понятий. Но на то
нам и даны от Бога сердце и голова, чтобы вывести из духа
Библии соответствующие нравственные императивы. Дальнейшее – за нашей верой
и мужеством.
* Кроме вышеупомянутых были
даны и богослужебно-ритуальные законы (в основном для ветхозаветной
религии). Нравственные законы (самые основные) частично закреплены в юриспруденции.
*Премудрость
на улице восклицает, на
площадях возвышает голос; в шумной толпе взывает, /
у городских ворот держит речь: 'Сколько можно простакам коснеть в простоте,
наглым –
наглостью тешиться, глупцам –
ненавидеть знание? Обернитесь на мой упрек –
/ изолью на вас мой дух и поведаю
вам мое слово. Я
позвала – а вы отвернулись; протянула
руку – но никто не замечает. Вы отвергли все мои советы
/ и не приняли моих упреков. Что ж, и я над
вашей бедой посмеюсь, поиздеваюсь,
когда настигнет вас ужас! Как буря, придет к вам ужас, и
беда, как ураган нагрянет; придавят
вас гнет и бремя. Тогда позовут меня – и не отвечу,
разыскивать
будут – и не найдут. За то, что они возненавидели знание и
отвергли страх ГОСПОДЕНЬ, не приняли мой
совет, / презрели все мои
упреки – вкусят они плоды своих дел, / замыслами
своими насытятся. Потому что простаков погубит своенравие,
глупцов
подведет их беспечность. А кто слушает меня, будет жить спокойно,
не
страшась никакой беды'.* (Пр.1:20-33/*/)