>
В современном русской православии Преображение понимается
прежде всего как своё преображение. По аналогии
с воскресением. Христос воскрес – и я
воскресну. (Поразительно, как мало людей, произносящих
"Христос воскресе", веруют в то, что Иисус
ожил). Христос нёс крест – я несу крест.
Ну, крестик. Христос просиял – я просияю,
если буду всё правильно делать. Он стал как снег,
я стану как снег – белый, пушистый, холодный.
(Последнее часто удаётся.)
>
Подлинное Преображение не в том, чтобы просиять,
а в том, чтобы увидеть сияние в другом. Может,
в Христе – если нам уж так позарез нужно видеть
Христа, это может устроить Дух Святой, да и нечитый
дух это может устроить, и у нечистого духа изображение-то
Христа посиятельнее будет. В самом плохом, в самом
мрачном человеке светит свет Божий, светит не как
в чём-то чужеродном, а светит по праву создателя,
владельца, обитателя. Любить другого человека, делать именно
то, в чём этот человек нуждается – и не делать
того, что ему не нужно – невозможно,
не видя этого света. Когда мы устаём, потому
что нам кажется, что все люди одинаковы и не меняются
к лучшему, мы ведь правы – но люди
одинаковы светлостью своей. Один и тот же Бог в младенце
и в старике, в ненавидящих друг друга
врагах (как замечательно в русском языке –
враги, ненавидят, а всё-таки они друг и друг). Один
и тот же Свет сияет в болезни и в здоровье,
и над каждым человек слышен Голос Божий: "Это
мой сын любимый", "Это моя любимая дочь".
Рухнуть – мысленно, конечно, перед всяким
человеком, как рухнули апостолы перед преображённым
Иисусом, и смотреть на него снизу вверх, –
вот что такое Преображение.
*
* *
>
Только Лука, говоря о Преображении, добавляет слова:
"когда молился", и это не просто указание
времени, это – по смыслу греческого языка –
указание на причинно-следственную связь. Не фокус
с иллюминацией, а общение с Отцом, –
вот что такое Преображение. Не статика, а динамика.
Не смена одной позы на другую, одного облика на другой,
а коммуникация. Человек же – и христиане –
слишком склонен мечтать о преображении без общения,
вместо общения, а преображении как демонстрации
своего величия и могущества. Только Марк, пытаясь
описать происшедшее, дает приземленное сравнение с выстиранной
одеждой.
*
* *
>
Кажется, что Мф. и Лк. своей фразой про то,
что голос небесный перекрыл голос Петра, подменяют саркастическое
замечание Марка про то, что Пётр нёс элементарную
чепуху. Как и большинство оригинальных фраз у Марка,
эта производит приятное освежающее впечатление. Выходит, Пётр –
не сверхчеловек, не какой-то папа римский, а нормальный
мужик. Он может выражать не только общую веру, но и общий
невыразимый ужас. Веру-то выразить даже атеист может,
это вопрос длинности языка, а вот пролепетать что-то,
когда язык парализован, – это дорогого стоит. Собственно,
фраза "не знал, потому что перепугались" –
это из рассказа Петра Марку или оценка самого Марка?
А так ли велика разница? Если Пётр говорил от имени
всех, почему бы Марку не говорить таким же
образом? В древности иногда противопоставляли "Пасху
страдания" – "Пасхе воскресения",
воспоминания о распятии на Пасху – воспоминанию
о Воскресении. Но и та, и другая –
всё ликование. И есть в ликовании всегда что-то
не вполне человеческое, слишком ангельское. Человек проверяется
по низшим свойствам, не по высшим, по тому,
каков он в голоде, жажде, злости, в испуге. В экстазе-то
все хороши! Как говорит литовская, кажется, пословица –
все девушки – ангелы, откуда только жёны-чертовки
берутся. К юношам это тоже относится – и вот
напуганный мужик как раз и может повести себя как чёрт,
агрессивно, а может – как в данном случае –
как безобидный добрый идиот, лепечущий какой-то бред. Пётр
повёл себя не как чёрт, почему и заслуживает всего
того, что ему принято воздавать.
[ священник
Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ.
(К Мф.17:2,5)
]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
в письме,
в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
Преобразился
Ты на горе, Христе Боже,
показав ученикам Твоим славу Твою,
насколько это было для них возможно.
Да воссияет и нам, грешным,
свет Твой вечный,
по молитвам Богородицы.
Податель света, слава Тебе!
*
Соединив в Себе две природы неслиянно,
Ты показал нам на горе Фаворе / уголь
горящий Божества,
сжигающий грехи, но души просвещающий,
и тем изумил Моисея с Илиею / и
верховных из учеников.
*
Придите ко
мне и веруйте, народы! На
гору святую, небесную взойдя, станем духовно во граде
живого Бога, / и будем созерцать
умом невещественное Божество
Отца и Духа, / в Сыне Единородном
сияющее. Ты привлек меня любовью,
Христе, и изменил божественным
к Тебе стремлением. Но сожги огнем невещественным
грехи мои и насытиться наслаждением
в Тебе сподоби, чтобы я, ликуя, величал
/ два пришествия Твои, Благой./*/
* * *
*Его Божественная сила одарила нас всем необходимым
для жизни и подлинного богопочитания -
через познание Того, кто призвал нас
Своей собственной славой и добродетелью,
благодаря которым дарованы драгоценные и величайшие обещания.
Они дарованы для того, чтобы с их помощью
вы стали сопричастными Божественной природе,
избежав гибели, связанной с желаниями этого мира.
И по этой причине приложите все старания,
чтобы укрепить свою веру добродетелью,
добродетель - знанием, знание - выдержкой,
выдержку - стойкостью, стойкость - благочестием,
благочестие - братской дружбой, дружбу - любовью.
Ведь если вы этими качествами обладаете и их приумножаете,
они не дадут вашему знанию о Господе нашем Иисусе Христе
остаться чем-то бесполезным и бесплодным.
Тот же, у кого этих качеств нет, близорук и слеп:
он предал забвению, что омыт от своих прежних грехов.
Вот почему вы, братья, с еще большим усердием
старайтесь подтвердить свою призванность и избрание.
Будете так поступать - никогда не споткнетесь!
Ведь тогда вам будет щедро даровано право на вход
в вечное Царство нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.
Вот почему я намерен всегда напоминать вам об этом,
даже если вы и так всё это знаете
и уже утвердились в той истине, что явилась вам.
Я считаю своим долгом, пока я еще живу в телесной оболочке,
постоянно будить вашу память напоминаниями. ...
Когда мы поведали вам
о возвращении Господа нашего Иисуса Христа в силе,
мы не повторяли чьих-то замысловатых побасенок.
Нет, мы сами стали очевидцами Его величия!
Он принял от Бога Отца честь и славу,
когда донесся к Нему голос величественной Славы:
'Это Мой Сын, Мой любимый, в Нём Моя отрада'.
И этот голос, донесшийся с неба, мы сами слышали,
когда были с Ним на святой горе.
Это еще больше убеждает нас в том, что подтвердились слова
пророков.
Вы поступите правильно, если будете относиться к ним,
как к светильнику, что горит в потемках,
пока не просияет День и не взойдет у вас в сердцах Утренняя
звезда.*
(2Пет.1:3-13,16-19/**/)
* * *
*Огорчения от Бога рождают раскаяние и, значит,
спасение,
о чём жалеть не приходится.
А огорчения мирские порождают смерть.* (2Кор.7:10/***/)
*********************************************
/*/ Из православного
богослужения праздника. Перевод иером. Амвросия
(Тимрота) (www.azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/pr01.htm)
/**/ из апостольского чтения праздника.
/***/ из рядового апост. чтения четверга.
В
цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод
В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.