вып. #3324 *страсти душевные и телесные.* / 13-15/VIII/15 (чт-сб)
Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
15-Aug-2015 11:05
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через
познание Бога
и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
> У Отцов обычно принято делить страсти на два
вида: душевные и телесные. Телесные — это все виды
плотоугодия, всё, что ведет к оземленению человека.
К душевным страстям Отцы относят: забвение, леность, неведение,
осуждение, гнев, памятозлобие, зависть, тщеславие, гордость,
лицемерие, ложь, ересь, неверие, любостяжание, уныние, малодушие,
неблагодарность, ропот, высокомерие, любоначалие, человекоугодие,
насмешливость, двоедушие и т. д. О борьбе с душевными
страстями преп. Ефрем Сирин пишет так: «Сколько стараемся охранять
от явных грехов внешнего человека, т. е. тело как храм
Божий, столько же нужно иметь старательности и подвига
к охранению внутреннего человека, т. е. души от всякого
лукавого помысла, по сказанному: «<Оберегай свое сердце
пуще сокровищ, потому что оно — источник жизни>» (Притч.IV,23).
В сем очищении сердца преуспеем мы, если всегда будем противоборствовать
и противоречить лукавым помыслам — тщеславия,
ненависти, кичения, лести, похоти, соперничества, любоначалия
и преп., со всею строгостию испытывая самих себя и сохраняя
ум свой от союза и согласия с тайными душевными
страстями» (ДП–366).
> В Апостольском учении мы не найдем этого разделения
страстей на телесные и душевные: и те и другие —
совокупность «те́ла смерти». По Апостолу, плотским
человек будет не только в грехе чревоугодия или прелюбодейства,
но и в грехах гордости, зависти, вражды и во всех
прочих грехах мысли и сло́ва.
> «Дела плоти известны, — пишет Апостол, —
они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри,
разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийство, пьянство,
бесчинство и тому подобное» (Гал.V,19-21). Из всех
перечисленных Апостолом «дел плоти» мы обычно по крайней
мере десять никогда не относим к разряду «плотских».
Тот же самый принцип неделения на категории, а объединения
их в единой совокупности «дел плоти» проводится и в других
Апостольских и Евангельских текстах. Даже деление учеников
по принципу учительской школы или духовного руководства
Апостол называет плотским делом: «Когда один говорит: "Я —
Павлов", а другой: "Я — Аполлосов",
то не плотские ли вы?» (1Кор.III,4).
> Это очень для нас важный факт. Часто, особенно в монашеском
быту, люди, начавшие какой-то подвиг и уже успевшие что–то
о себе возомнить, с пренебрежением говорят о других
как о «плотских». Ведь злых недоразумений здесь очень много
и много глаз ими затуманено. В прежнее время
иные монахи, читая аскетику и уже считая себя на «Лествице»,
говорили иногда про чтение Евангелия: «Это для мирских».
Не в обличение ли их Достоевский показал Смердякова
читающим Исаака Сирина? Есть в душе темнота, которую может
рассечь только меч Слова Божия. Апостольское неделение страстей
утверждает их равнозначимость, их единство в «теле
смерти», оно ставит перед человеком во всём ужасе
правды единую и неделимую Смерть, т. е. благодаря этому способу
определения разоблачается коварство врага и гордость как
первоисточное зло и все душевные страсти, из него
вытекающие, уже никуда теперь не спрячутся: все они
в едином потоке духовного гниения человека. Всякий тщеславный
или высокомерный, или завистливый, или лукавый —
плотский человек, человек «тела смерти». Именно в свете
этого Апостольского учения получает свет наше недоумение, когда
мы, подходя к лицам внешне духовным, не чувствуем
в них при всём нашем желании никакой духовности. В них
нет ее, как и в нас самих, ее ищущих
и наполненных «душевными» страстями. Мы плотские,
хотя, может быть, не пьем водки и не прелюбодействуем.
> Введение Отцами двойной категории страстей очевидно имело
ту цель, чтобы показать даже еще большую пагубность
для человека страстей душевных.
> «Иные страсти суть телесные, и иные душевные.
Кто первые из них отревает, а о вторых никакой
заботы не имеет, тот подобен человеку, для защиты
от зверей построившему себе высокую и прочную ограду,
а птицам охотно попускающему клевать славные грозды мысленного
винограда» (преп. Илия пресвитер, Д III,440).
«Поскольку душа несравненно выше тела… постольку душевные пороки
тяжелее и пагубнее телесных… хотя, не знаю почему,
ускользает сие от разумения многих. Пьянства, блуда, воровства
и близких к сим пороков… боятся и избегают, но
равнодушно смотрят на пороки гораздо важнейшие, как душевные: зависть,
злопамятство, высокомерие, лукавство и корень всех зол
сребролюбие, и подобные сим» (преп. Ефрем Сирин,
ДП–376).
> «Все грехи мерзостны перед Богом, но мерзостнее
всех гордость сердца» (преп. Антоний Великий,
Д 1–58). Сказал авва Пимен (Великий): «человека
согрешающего и кающегося предпочитаю человеку не согрешающему
и не кающемуся. Первый имеет мысль благую, признавая
себя грешным, а второй имеет мысль ложную и душепагубную,
признавая себя праведным» (От.417).
«Грешный и ленивый человек, (но) сокрушенный и смиренный
сердцем, угоднее Богу человека, делающего много добрых дел и зараженного
по причине их самомнением» (авва Федор Фермейский,
От.450).
> «Горделивый праведник есть грешник, не видящий своей
греховности» (еп. Игнатий Брянчанинов).
> «Гордость есть начало и корень всех зол в роде
человеческом и поистине есть гибель или смерть
души» (преп. Амвросий Оптинский, АМ–201).
«Помышляя о внешних своих делах благочестия, что они хороши
у них, они думают, что достигли уже совершенства и,
возгордеваясь от этого, начинают осуждать других. После
сего нет уже возможности, чтобы кто-либо из людей
обратил таковых, кроме особого Божия воздействия. Удобнее обратится
на добро явный грешник, нежели скрытный, укрывающийся под покровом
видимых добродетелей» (преп. Никодим Святогорец,
Н–15).
> «Писание диавола называет нечистым за то, что с самого
начала отверг он благое сокровище смиренномудрия и возлюбил
гордость» (преп. Исихий Иерусалимский, ДП–171).
«Не блуд только сквернит предающихся ему, но и гордость,
даже последняя гораздо больше» (свт. Иоанн Златоуст,
ВЛ–187).
> Как трудно нам, внешним, понять это «гораздо больше!».
Нам всё кажется, что подобные слова сказаны в стиле
какой-то литературной гиперболы, к которой можно не относиться
серьезно. Мы так пропитаны душевными и тягчайшими пороками,
мы, неся их нечистоту, чувствуем себя такими нравственно
чистыми людьми, что только после какого-то большого душевного
страдания бываем способны хотя отчасти понять страшную реальность
слов святых Отцов о нечистоте душевных страстей.
> Вот почему Отцы настойчиво учат, что телесный подвиг —
пост, сокращение сна и т. д., служащий средством главным
образом для борьбы с телесными страстями, несмотря
на всю его важность, есть подвиг всё же второй
по значению в сравнении с «внутренним деланием»,
с внутренним очищением человека от его душевных пороков:
только очищение души может надежно изгнать не только душевные,
но и телесные страсти.
> «Пимен Великий, — пишет еп. Игнатий Брянчанинов, —
посвятил всего себя разумному монашескому подвигу —
деланию душевному, дав значение подвигу телесному настолько,
насколько он необходим для содействия подвигу душевному,
отнюдь не в ущерб второму, отнюдь не для собственного
его достоинства» (От.388).
> «Пост, хотя как орудие благоустрояющее хотящих целомудрия,
имеет цену, но не перед Богом. Почему подвижникам
благочестия не до́лжно высокоумствовать по поводу
его, но от единой веры в Бога чаять достижения своей цели»
(блаж. Диадох, Д III–34).
> Веру все святые понимали, конечно, по-Апостольски,
т. е. как силу, действующую любовью и доказывающую
себя в святости духа.
> «Определив (плоти) подвиг по силе ее, весь ум свой
обрати на внутреннее. Ибо телесное обучение мало полезно,
а благочестие на всё полезно (1Тим.4,8).
Пребывающий внутри и заботящийся непрестанно о внутреннем
целомудрствует, долготерпит, милосердствует, смиренномудрствует;
и не только это, но и созерцает, богословствует
и молится. Сие то и есть, то, что разумеет Апостол,
говоря: «Духом ходи́те» (преп. Максим Исповедник,
Д III–239,240).
> «Хорошее дело пост, бдение, странническая жизнь, однако
это только труды наружной благой жизни, но чин христиан есть
более внутренний» (св. Марк–подвижник, Д 1-515).
> «Невозможно тому, кто предается злым помыслам, быть
чисту от грехов по внешнему человеку» (преп. Филофей
Синайский, Д III–459).
> «Какая польза тело соблюдать
девственным, когда душа блудодействует с бесом непослушания»
(блаж. Диадох, Д III–32).
> «Всегда борющийся с плотью и в одних телесных
деланиях упражняющийся, при всём злострадании причиняет
сам себе великий ущерб в вещах высших, не замечая
того, как непостигший цели божественной воли. Ибо по св. Павлу,
телесное упражнение мало полезно (1Тим.4,8), пока перстное
мудрование плоти не будет поглощено потоками покаянных
слез, и в тело не войдет животворная мертвость
духовная, и закон духа не воцарится в мертвенной
плоти нашей. Благочестие же душевное, которое под действием
божественных помышлений созерцается как древо жизни в мысленном
делании ума, везде и во всём полезно, как чистоту
сердца созидающее, …как всякую доброту духовную с собою
вводящее» (преп. Никита Стифат, Д 5–146,147).
[ Сергей
Иосифович Фудель.Из кн. "Путь отцов",
из гл.
4 ]
С пятницы, 14/1 августа в Православной
церкви начался Успенский пост (до 28/15 августа).
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
в письме,
в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
----------------------------------------------------------------- |
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
| |
Как это можно сделать, описано на странице
| |
www.messia.ru/pomoch.htm.
| -----------------------------------------------------------------
*Мы знаем: Тот, кто поднял Господа Иисуса
из мертвых,
и нас поднимет вместе с Иисусом
и поставит перед Собою, рядом с вами. ...
Вот почему мы не падаем духом.
Даже если наша внешняя оболочка ветшает,
то наша внутренняя сущность обновляется с каждым днем.
Страдания наши легки и мимолетны,
а приносят они нам огромную, полновесную, вечную славу,
которая многократно перевешивает страдания.
Мы устремляем взор не на видимое, а на невидимое.
Ведь видимое - временно, невидимое - вечно.*
(2Кор.4:14,16-18/+/)
* * *
Иисус сказал:
"Словно молния, что рассекает
всё небо с востока до запада, -
таким будет возвращение Сына человеческого. ...
Так смотр`ите же, не смыкайте глаз!
Ведь вам неизвестно, в какой день придет Господин ваш.
Знайте, если бы хозяину дома было известно,
в какой час ночи придет вор,
он не спал бы и не дал бы вору забраться в дом.
Поэтому будьте и вы готовы:
в час, когда вы не ждете, придет Сын человеческий.
Будьте такими, как верный и разумный управитель,
которого хозяин может смело поставить над всей прислугой
и поручить ему в положенное время выдавать их паек.
Счастлив тот слуга, которого хозяин, вернувшись, застанет
за делом.
Говорю вам, он отдаст ему под начало всё свое имущество.
Но если негодный слуга тот скажет в душ`е:
'Не скоро вернется хозяин',
и начнет бить других слуг, а сам есть и пьянствовать с дружками,
хозяин того слуги вернется в день, когда тот не ждет его,
и в час, о котором не ведает,
и, наказав его люто,
станет обращаться с ним как с человеком двуличным -
и будет он рыдать и скрежетать зубами". (Мф.24:27,42-45/++/)
* * *
*Милость вам и мир от Бога, Отца нашего, и
Господа Иисуса Христа!
Я всегда благодарю Бога моего за вас,
потому что вам дан великий дар Его доброты через Христа Иисуса,
благодаря которому Бог обогатил вас всеми сокровищами слова
и знания
и тем подтвердил для вас истинность нашего свидетельства о
Христе.
И теперь у вас нет недостатка ни в одном из благодатных даров,
пока вы дожидаетесь, когда явится Господь наш Иисус Христос.
Это Он укрепит вас до конца,
чтобы вы предстали непорочными в День Господа нашего Иисуса
Христа.
Потому что верен Бог,
призвавший вас к общению
со Своим Сыном, Иисусом Христом, Господом нашим.* (1Кор.1:3-9/&/)
*********************************************
/+/ из апостольского
чтения пятницы.
/++/ из евангельского чтения
пятницы.
/&/ апостольское чтение
субботы.
В
цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод
В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.