> Только верою узнаём и принимаем
мы в Человеке Иисусе Божественную Жизнь, верою встречаем в Нём
совершенного Человека, свой образ но в нас
умаленный и искаженный, свою жизнь но нами
растленную и отданную в рабство. И вот, любим Его
и в любви жаждем соединения. Поверив в Него, полюбив
Его, мы не нуждаемся уже больше в рассуждениях о старой
и новой жизни. В этом Свете, перед лицом этого Человека,
этой Жизни, мы истинно и непреложно узнаем, что наша жизнь
ветхая, злая, ущербленная, греховная. И уже не о свободе
просим мы, а о прощении, помиловании, о даре жизни.
Так совершается общение человека: всем своим духом, сознанием и свободой
он хочет примирения и воссоединения с Тем, Кого оскорбил
и Чей дар растлил. Вера во Христа приводит нас к желанию
новой жизни.
* * *
> Мы снова пришли к таинственному рождению от воды
и Духа, но может быть теперь нам станет яснее, почему
именно в нём открыт нам путь к соединению со Христом,
к исполнению Евангелия. Оно открыло нам, что означает спасение
во Христе: не осуждение и не гибель "старого", но его
возрождение и обновление. Христос пришел не для того,
чтобы уничтожить человека, слив его с Божественною Жизнью,
но чтобы эту Жизнь сделать жизнью человека, а это
значит сохранить "всего человека", всю его личность,
свободу, господство над миром, весь замысел Божий о нём
как о друге. Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы
каждого из нас сделать сыном Божиим. Но если Сын Человеческий
спас нас, потому что Он Сын Божий, то я спасен, только если,
становясь в Нём сыном Божиим, я остаюсь человеком. Новая
жизнь, которая явилась в Нём и которой хотим мы, поверив
в Него и полюбив Его, не "заменяет" моей жизни
и не уничтожает ее, но, напротив, я потому и хочу
ее, что в ней познал источник обновления моей жизни.
> А это значит, что "новое рождение" должно по самой
своей сущности быть отличным от "старого". "Рожденное от плоти
плоть есть" <(Ин 3:6)>: но без этого рождения от
плоти нет человека и некого спасать. В нём рождается
"весь человек", так что оно условие духовного бытия
того, что мы называли его личностью. От плоти был создан первый
человек, и потому Спасающий его Сам становится плотью. Но Евангелие
же открыло нам, что человек покорился плоти, свою духовную
власть над ней извратил в зависимость от нее. Вместо того,
чтобы "животворить" ее духом, он сделал ее источником
своей смерти. И потому всё "рожденное от плоти" неизбывно
подчинено греху, распаду, смерти. Человек рождается в смертную
жизнь и живет от отравленной смертью пищи.
> Если же этой "старой жизни", если "рождения по плоти"
нельзя уничтожить, не уничтожив самого человека, если, с другой
стороны "весь человек" немыслим вне тела, если, наконец, Христос
пришел спасти, а не погубить, то спасение не может
начаться иначе, как с обновления и очищения той самой
материи, в которой призван человек воплощать свою жизнь. Да,
он не может "в другой раз войти в утробу матери своей
и родиться" (Ин 3:4) не может, потому что
и не должен ведь именно того, уже родившегося,
уже живущего любит и спасает Бог. Но он может узнать,
что жизнь, полученная им в первом рождении, больна и отравлена,
он может захотеть очистить ее.
> Омыть, очистить, возродить... Но откуда и как
знали бы мы, что значат эти слова, какую нужду выражаем мы ими,
если бы этой нужды и возможности удовлетворить ее мы не имели
бы уже в жизни и мире? Но мы знали о нечистоте,
о болезнях, о жажде. И мы уже находили в мире
источник чистоты и здоровья, уже утоляли свою жажду и возрождали
себя водой. Но, очищая тело, вода не смывала грех, утоляя жажду,
усиливала ее, поддерживая жизнь не спасала нас
ни от зла, ни от рабства, ни от смерти. Она была
необходимее всего, но и она была отравлена. И тогда
ее естественный и Богом сотворенный источник чистоты,
силу жизни и утоление жажды обещает Христос снова
сделать тем, чем Он сотворил ее. Для новой жизни обещает Он новую
воду. Но как в новой жизни возрождается старая, так и новая
вода есть та самая вода, что омывала нас и утоляла
нашу жажду, которая служила нам в этой старой жизни. Ее Спаситель
сделает водой живой. "Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет
жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём
источником воды, текущей в жизнь вечную" <(Ин 4:13-14)>.
> Что же делает эту воду живой и как Христос дает
ее нам? Евангелие отвечает: сошествием на нее Святого Духа
ее "освящением". "Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует
в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева
потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого
<предстояло принять верующием> в Него: ибо еще не было
на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен"
(Ин 7:37-39).
[ протопр.
Александр Шмеман.
из ст. "О Церкви"
(ч. VII) ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых
в рассылке текстах
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь
ответить на вопросы... #