Реклама
внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется
службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
12-Nov-2014 10:22
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)
> <...> Основную тему в отношениях Иисуса и его
еврейских современников задавало его утверждение: час пробил,
Бог Израилев отныне устанавливает Свое Царство, причем это
эта деятельность, эти рассказы и этот человек
представляет собой способ наступления Царства. <...>
> Однако описываемая нами Весть о Царстве не просто
информация о том, какое время на дворе. Весть несет с собой
программу. И эта программа больше чем новая галаха,
свод практической этики, как альтернатива галахе Гиллеля и Шаммая.
Она бросает вызов современникам: ваше понимание собственной
традиции влечет вас к катастрофе, откажитесь же
от него. Примите новый взгляд на традицию: он только кажется
гибельным, на самом же деле ведет к подлинной победе.
Весть и программу Иисус сопровождал предупреждением: отказывающиеся
последовать этим путем упускают последний шанс покаяться. Отныне
упорствующие в деструктивном понимании израильских традиций
пожнут посеянное… Это многоплановое провозвестие вызывало жаркие
споры между Иисусом и фарисеями, описанные у синоптиков,
и даже приводило к заговорам против жизни Иисуса. Оно предвещало
то, что случилось, когда Весть, программа и предупреждение
столкнулись с величайшим символом, стражами которого были люди,
в отличие от фарисеев обладавшие властью принять меры
в отношении пророков, говоривших и делавших неудобные
вещи в неудобное время.
> Для понимания внутренней логики всего этого вспомним
два одинаково важных момента. <.....>
> Итак, первое. Во времена Иисуса основная масса
фарисеев ставила перед собой цели «политические» (в нашей терминологии)
ничуть не меньше, чем «религиозные» (в нашей терминологии).{}
Для фарисеев–шаммаитов, сильнейшей до 70 года еврейской
группы давления, ревность по ГОСПОДУ
означала верность по Торе. Чтобы понять, что это значило,
достаточно прочесть Книги Маккавейские. Богоданный Закон нужно соблюдать,
и никакие компромиссы с языческим идолопоклонством здесь
недопустимы. Более того, этот Закон нужно защищать, охраняя тем самым
жизнь подлинного Израиля и применяя при необходимости
силу. Великие древние примеры ревности Финеес и Илия,
чье благочестие имело практическую, если не сказать,
насильственную сторону: Финеес убил израильтянина на месте
преступления с язычницей, Илия заколол пророков Ваала. {Числ 25:6–13;
3Цар 18:40 ...}
> Есть все причины считать, что фарисеи–шаммаиты не давали
этой традиции угаснуть. Их общеизвестная строгость в отношении
Торы не была сугубо «религиозным» делом. Они препятствовали
паганизации Израиля и пытались, если получится, сбросить языческое
иго. Эти–то приоритеты и вызвали конфликт между основным направлением
фарисейства и Иисусом. С точки зрения фарисеев–шаммаитов,
наступление Царства ГОСПОДНЯ предполагает
поражение язычников и национальное освобождение. Иисус же говорил,
что Царство предлагается как раз тем, кто покается
в подобных устремлениях. Поэтому столкновение Иисуса с фарисеями
было неизбежным. И оно касалось гораздо более существенных
вопросов, чем детали в понимании заповедей Торы и в вопросах
ритуальной чистоты.
> Второе. О смысле «чистоты». Существует важнейшая
связь между правилами чистоты (так или иначе сосредоточенными
на Храме) и политическими задачами и деятельностью.
Грубо говоря, храмовый культ, а также обрезание, соблюдение
суббот и пищевых запретов были основным отличием еврея от язычника.
Соответственно, они четко соответствовали и способствовали
политической и религиозной программе бескомпромиссных фарисеев.{}
Эти ключевые «дела Торы» были постоянным лейтмотивом существования
евреев (по крайней мере, евреев, стремящихся к благочестию).
> Я не хочу, чтобы меня превратно поняли. Я не думаю,
что правила чистоты вещь странная, формалистическая,
непринципиальная для подлинного благочестия или порочная
своей несовместимостью с протестантскими, идеалистическими
или романтическими принципами. Я далек от этой мысли.
Те или иные правила чистоты есть во всех обществах. Иногда
они более связаны с религиозными структурами, иногда менее.
Не хочу я и сказать, что при жизни Иисуса еврейские
правила чистоты отличались особым формализмом. <....> Я не говорю,
что Иисус отвергал собственную религиозную культуру{} ().
Я говорю, что Иисус по–новому интерпретировал Писания,
общие для него и для его еврейских современников.
Он предлагал критику изнутри. Объектом его критики была «ревность»,
ведущая Израиль к катастрофе, тогда как ей соответствовали
и способствовали именно те аспекты Торы, которые отделяли
Израиль от языческих соседей.