> 1 Однажды Иисус проходил мимо человека, слепого от рождения.
2 Ученики Его спросили:
>
Учитель, почему этот человек родился слепым, кто согрешил,
он сам или его родители?
> 3 Ни он сам, ни его родители,
ответил Иисус. Это произошло для того, чтобы на нём
были явлены Божьи дела. 4 Пока еще день не кончился,
мы должны совершать дела того, кто послал Меня. Наступает
ночь, и тогда уже никто не сможет ничего делать.
5Пока
Я в мире, Я свет миру.
>
6 Иисус
сказал это, плюнул на землю, смешал слюну с землей и помазал
ею глаза слепому.
> 7 А теперь пойди и умойся в бассейне
Силоам, сказал Он слепому (Силоам значит: «Посланный»).
> Слепой
пошел, умылся и вернулся зрячим. 8 Соседи его и те,
кто раньше видели его просящим милостыню, спрашивали:
>
Разве это не он сидел и просил милостыню?
> 9 Одни говорили, что это был он. Другие говорили:
>
Да нет, он только похож на него.
> Исцеленный
же сам говорил:
> —
Это я.
> 10 Как же ты прозрел?
спрашивали они.
> 11 Он ответил:
>
Человек, которого зовут Иисусом, смешал грязь и помазал мои глаза,
потом Он сказал мне пойти в Силоам и умыться.
Я пошел, умылся и стал видеть.
> 12
Где этот человек ? спрашивали они его.
> —
Я не знаю, отвечал исцеленный.
>
Проснувшись, я включил радио и одно сообщение сразу же
привлекло внимание. Какого–то человека уволили с работы за еретические
суждения о будущей жизни. Я навострил уши. Что за человек,
кем он работал? Какой–нибудь выдающийся богослов или епископ,
решившийся отрицать воскресение?
>
Нет это был футбольный тренер. Человек, готовящий
английскую сборную к соревнованиям, заявил во всеуслышанье,
что люди с врожденными дефектами, инвалиды, наказаны за грехи,
которые они совершили в предыдущем существовании. В индуистской
традиции есть такая версия (хотя многие индуисты с этим не согласились
бы). Но из понятия кармы, непрерывной цепи причин и следствий,
сковывающей нынешнюю жизнь с прошлой и с будущей и так
далее, вполне можно сделать вывод, что наши поступки в этой жизни
будут вознаграждены (или понесут кару) в будущей жизни.
>
Общественность забурлила. Громче всех, естественно, возмущались
организации, отстаивающие права инвалидов. Поднялась буря в прессе,
и руководители футбольной лиги сочли за благо уволить тренера.
Но кому–то несправедливым показалось увольнение: разве это не религиозная
дискриминация? К тому же некоторые журналисты, запутавшись
в терминах (ведь так трудно отличить одну религию от другой,
когда все они признают посмертное существование), окрестили
несчастного тренера «возрожденным христианином», что по их понятиям
означает «христианского фундаменталиста» или просто человека «слишком
всерьез воспринимающего христианскую веру».
>
Во всей этой шумихе мало кто из комментаторов пытался
напомнить публике тот отрывок Нового Завета, где речь идет как раз
об этой проблеме а именно, главу 9 Евангелия
от Иоанна. Ученики Иисуса, как мы помним, евреи,
и вместе с фарисеями (стих 34) они предполагают
наличие какой–то связи между нынешним состоянием человека, его увечьем,
и прежними грехами. Для них проблема сводится к поиску
конкретного виновника. При виде слепорожденного они с уверенностью
заключают, что кто–то сам этот человек или его близкие
совершил тяжкий грех, ибо наказание очевидно.
>
Таким образом люди пытаются сохранить веру в божественную
справедливость. Когда мы сталкиваемся с жестокой несправедливостью,
бессмыслицей, есть возможность обойти парадокс и сохранить веру
во всемогущего, любящего и справедливого Бога, заявив, что
несправедливость только кажущаяся, а на самом деле несчастные
несут наказания за какой–то тайный грех. Утешительная мысль,
особенно если сам ты благополучен, сыт и здоров умом и телом,
так что никто не может попрекнуть тебя тайным грехом
в нынешнем или прошлом существовании.
>
Иисус решительно пресекает подобные попытки анализировать мировой
порядок. Божий мир гораздо более причудлив гораздо более
темен, но и свет всемогущей и любящей Справедливости сияет
гораздо ярче, нежели нам кажется. Но чтобы постичь это, придется
отказаться от некоторых наших заведомых предположений и позволить
Богу настроить нас по–другому.
>
Нужно отказаться от представления о мире как своего
рода автомате: сунешь монетку (доброе дело или дурное), а он
и выплюнет соответствующую «покупку» (награду или наказание).
Разумеется, любой поступок влечет за собой последствия, и за хорошими
поступками нередко следует награда (например, из участия рождается
дружба), и несчастье может быть следствием дурного поступка (пьяный
водитель попадает в аварию), однако жесткой связи тут нет.
Иной раз добрым поступком пренебрегут, а пьяница благополучно
доберется домой.
>
И уж вовсе не стоит искать причину в гипотетической
прошлой жизни или грехах других людей. Если ребенок родился слепым,
это не означает, что Бог гневается на него, сказал
нам Иисус, и не означает, что провинились его родители.
Нет перед нами разворачивается иная история, более таинственная,
более странная и вместе с тем утешительная. Из хаоса
и горести мира, каков он есть, мудрый, любящий исправедливый
Бог вершит новое творение.
>
Иоанн со всей очевидностью предъявляет нам момент исцеления
слепого как один из тех ярчайших эпизодов Евангелия,
когда Божья истина и жизнь дольнего мира (если угодно,
богословие и история) совпадают. «Я свет миру», сказал Иисус
в стихе 5, и мы вновь вспоминаем пролог «В Нём заключена
жизнь, и эта жизнь свет человечеству» (1:4). В этой
сцене мы осознаём, что значат слова: «свет во тьме
светит, и тьма его не объяла». Рассказ Иоанна готовит умы
и сердца к новому творению Бога, к той эпохе,
когда Бог творит всё заново.
>
В начале Книги Бытия Бог творил из ничего, из хаоса.
Он не тратил времени на анализ хаоса, описание его консистенции
или выяснения вопроса, откуда взялся хаос и кто в этом
виноват. Он попросту взял и сотворил свет, а затем и весь
новенький мир. Так и здесь, говорит нам Иоанн, Иисус творит
дела «Того, кто послал» Его. Надвигается новый хаос, «ночь»,
тьма, и в ночи Иисус будет убит и мир вновь затрепещет
на грани смятения, небытия, но пока Он здесь, и Он
творит новый мир света, исцеления. После смятения Страстной пятницы
и субботы, на рассвете пасхального воскресения Он водворит
в мире новое творение (Ин 20:1).
>
Новое творение всегда озадачивает. Исцеленного Иисусом слепого
многие перестали узнавать. Бывает так, что Благая весть вторгается
в жизнь человека и меняет ее до такой степени, что
окружающие только диву даются: да полно, тот ли человек
перед нами? Мог ли человек, привыкший обманывать, ругаться, воровать,
вдруг сделаться честным, разумным, добрым? Ответ да, такое
может случиться и часто случается. Подобным образом после воскресения
Иисуса ученики пытались понять: неужели это и вправду Иисус (20:19–29;
21:4–12). И снова ответ: да! Новое творение происходит в действительности.
Происходят чудеса исцеления. Жизнь преображается. И вновь мы повторяем
тот вопрос, который был задан исцеленному слепцу: как
это произошло?
>
Здесь, как и везде в Евангелии, ответ очевиден: через
посредство Иисуса. И тогда напрашивается следующий вопрос: где найти
Его?
>
Тот человек не мог ответить, но Евангелие от Иоанна
отвечает на этот вопрос. Для того оно и написано.
> ИОАНН
9:13–23. Родители слепого
> 13 Человека, который раньше был слепым, привели к фарисеям,
14 потому что Иисус смешал грязь и открыл ему глаза
в субботу.13 Фарисеи тоже спросили его, как к нему
вернулось зрение.
> —
Он помазал мои глаза грязью, ответил исцеленный,
я умылся и теперь вижу.
> 16 Некоторые фарисеи стали говорить:
> —
Человек этот не от Бога, потому что Он не чтит субботу.
> Другие
же спрашивали:
> —
Как грешник может совершать такие чудеса!
> Мнения
разделились. 17 Тогда они опять стали расспрашивать слепого:
> —
Что ты сам можешь сказать о Нём? Это ведь твои глаза
Он открыл.
> Человек
ответил:
> —
Он пророк.
>18 Иудеи всё еще не верили, что он был слеп и что
к нему вернулось зрение, и поэтому позвали его родителей.
> 19 Это ваш сын? спросили они.
Это о нём вы говорите, что он родился слепым ? Как же
он может сейчас видеть?
> 20 Мы знаем, что это наш сын,
ответили родители, и мы знаем, что он родился
слепым.21 А то, как он сейчас может видеть и как
были открыты его глаза, мы не знаем. Спросите его сами.
Он уже совершеннолетний и может сам ответить за себя.
> 22 Родители так ответили из боязни перед иудеями,
так как иудеи уже вынесли решение о том, что кто признает
Иисуса Мессией, тот будет отлучен от синагоги. 23
Поэтому родители и сказали: «Он уже совершеннолетний, спросите
его самого».
<…..>
> Для нового
творения и «неделя» устанавливается заново. В главе 20 мы
убедимся, что с воскресения начнется новая неделя, новый
отсчет дней, это будет момент полного обновления, издавна ожидаемый
миром. Заповеданная Моисеем суббота была днем отдыха по окончании
прежнего творения, завершением ветхой недели. Это не означает,
будто прежнее творение было плохо. Вовсе нет Господь увидел
Его и сказал: «Хорошо весьма» (Быт 1:31). И субботняя
заповедь сама по себе вполне хороша (хотя нигде в Новом
Завете никто ни Иисус, ни Павел, ни другие
основатели Церкви не требуют от христиан соблюдения субботы).
> И всё же
суббота символ того старого мира, прежнего Израиля, который
ожидал, пока Господь совершит обещанное. Прежнее творение хорошо,
однако несовершенно. Иисус явился привести его к совершенству,
и для этого творит всё заново.
<…..>
> ИОАНН
9:35–41. Видящие и не видящие
> 35 Иисус услышал о том, что фарисеи выгнали <исцеленного>
вон, нашел его и спросил:
>
Ты веришь в Сына Человеческого?
> 36 А кто Он, Господи ? спросил
исцеленный.
>
Скажи мне, чтобы я в Него поверил!
> 37 Иисус сказал:
>
Ты сейчас Его видишь, Он говорит с тобой.
> 38 Тогда человек ответил:
>
Господи, я верю, и поклонился Иисусу.
> 39 Иисус сказал: Я пришел в этот
мир для суда, чтобы слепые видели, а те, кто видят
стали слепыми.
> 40 Фарисеи, которые были с Ним, слышали это и спросили:
>
Что? Мы, значит, тоже слепы?
> 41 Иисус сказал:
>
Если бы вы были слепы, то греха не было бы на вас,
но так как вы заявляете, что видите, то грех ваш на вас
остается.
> Кто решает,
когда картинка в фокусе?
> Вчера
я ходил на лекцию и посмотрел замечательные цветные
снимки средневековых икон эпизоды распятия и воскресения.
Яркие цвета, убедительно прорисованные сцены. И каждый раз лектор
тщательно следил за тем, чтобы проектор правильно навели на резкость,
чтобы нам не упустить ни малейшей детали. Он стоял наготове,
всматривался, просил человека, сидевшего за проектором, что–то
слегка отрегулировать.
> Эта задача
не так уж сложна, поскольку средневековые картины насыщены деталями,
тяготеют к наглядности и четкости. Современные картины устроены
по–другому. Порой художник намеренно пишет неярко, расплывчато, и нужна
помощь эксперта, чтобы определить, когда картинка «в фокусе».
Если кто–то сочтет изображение идеальным и ошибется, все будут
введены в заблуждение: зрители сочтут, будто они разобрались
в этом произведении искусства, а они даже не сумели
рассмотреть его как следует.
> Глава
об исцелении слепорожденного завершается контрапунктом: началась
она с болтовни учеников, которые предполагали, что человек появился
на свет слепым за собственные грехи или грехи родителей,
Иисус же опроверг их соображения, исцелил слепого и разбил
доводы противников, попрекавших его нарушением субботы. Глава
завершается на том, что противники Иисуса утверждают, будто они видят
всё ясно и отчетливо, хотя они–то как раз слепы. Иисус
говорит им: сама по себе слепота не грех и не признак
греха, а вот претендовать на ясность зрения, когда ничего
не видишь, грех. «Так как вы заявляете,
что видите, то грех ваш на вас остается».
> Вот
в чём вопрос: кому решать? Кто определит, в фокусе
ли картинка и каково ее значение? В конечном счете,
это вопрос авторитета, здравого суждения. Кто вправе делить мир на ясно
видящих и видящих расплывчатый, несфокусированный образ мира,
подменяющих этим образом реальность?
> Здесь,
как везде у Иоанна, этим правом обладает Иисус, а с тех
пор, как Он покинул землю, ту же миссию выполняет Святой Дух,
благодаря которому присутствие Иисуса повседневно ощущается и Его
ясное суждение по–прежнему отчетливо слышно в нашем мире (16:8–11).
Во время земного служения Иисуса Его присутствие было реальным
и непосредственным: Он свет миру (9:5; а также
3:9–21 и 8:12), и в ярких лучах света мир разделился
надвое. Пришествие Иисуса разделило человечество на принимающих
свет и позволяющих ему исцелять, изменять и направлять
их жизнь, и тех, кто противится свету и предпочитает
остаться в темноте (как правило, эти люди самонадеянно
утверждают, будто ходят в свете).
> Труд
водворить в мире Божье правосудие, привести всё в порядок,
«навести резкость» многие еврейские мыслители считали главной задачей
Мессии, того, кого Бог пошлет в мир. Одно из величайших
мессианских пророчеств, Книга Даниила, повествует о Сыне Человеческом,
который возносится и садится одесную Бога и получает от Бога
миссию творить суд над миром. Вот что означает вопрос Иисуса,
обращенный к слепорожденному, который был Им исцелен, а фарисеями
изгнан из синагоги: верит ли он в Сына Человеческого.
Это значит: готов ли он положиться на Того, кто пришел
вершить Божий суд, нести в мир страшный и целительный свет?
> Вполне
понятно, что исцеленный просит разъяснений. Кто такой Сын человеческий,
спрашивает он. (Этот вопрос эхом разносится по Евангелию,
как мы убедимся в 12:34). Он уже провозгласил Иисуса пророком
(9:17) и стойко свидетельствовал, что именно Иисус открыл ему глаза
(9:25,30–33). Теперь ему придется сделать еще один шаг и признать
в Иисусе не просто пророка, не только замечательного
целителя, но и Того, через кого в мир приходит Божий свет,
истина и святость. Наконец–то картинка наведена на резкость
и этот человек уверовал полностью и окончательно. Еще один
из вереницы персонажей Иоанна, сделавших заключительный и самый
важный шаг, к которому Иоанн поощряет всех своих читателей (20:31).
Велика ли беда, что этого человека изгнали из синагоги? Велика
ли беда, если местные власти, уполномоченные или самозванные,
попрекнули его, «рожденного в грехах» (9:34)? Прозревший слепец
последует за истиной, даже если те, кто призван хранить
истину, ее подавляют.
> Тем драматичнее
предстает перед нами позиция обвинителей, твердолобых фарисеев,
цепляющихся за свои принципы вопреки очевидным свидетельствам.
Они заблуждаются и хуже того: они выстроили систему,
внутри которой никогда не смогут осознать свою неправоту. Одно
дело искреннее заблуждение, не лишающее человека
шанса принять новые аргументы, новые свидетельства и откровения,
другое дело конструирование закрытого мира, запечатанной
комнаты, где нет света, свежего воздуха, нет доступа внешнему
миру.
> Состояние
этих людей Павел описывает в первой главе Послания к римлянам
(1:32). Есть люди, которые не только творят дурное, но и приспосабливают
свою мораль таким образом, чтобы зло называть добром, а добро
злом. Эти люди заключают договор со злом, с самой смертью,
они поворачиваются спиной к <Подателю жизни> Богу
и запираются в такой системе мышления и жизни, где Ему
нет места, а значит, нет и надежды, физической возможности
спасения.
> Так
кто же определяет, когда картинка в фокусе? Новый Завет
отвечает: решает Иисус. Мы уже знаем, что миссия Иисуса после вознесения
продолжена Святым Духом, но Иисус сам, непосредственно, приносит
в мир истину и свет. Власть лжи, власть зла очень сильна,
и обмануться нетрудно. Лишь сверяясь с Иисусом, сверяясь
постоянно, снова и снова, мы сможем убедиться, что стоим
на стороне слепорожденного, разделяем обретенную им веру,
открываемся Божьему свету. Альтернатива понятна: встать на сторону
фарисеев, уверенных в своей правоте, наглухо запертых в рукотворной
тьме.
[ Н.Т.
Райт. из кн. "Иоанн. Евангелие. Популярный
Комментарий".
Перевод: Любовь Сумм
(В кн. использован перевод Нового
Завете "Слово Жизни" – впрочем, во 2-й
половине книги используется уже Синодальный.)
]
*Иисус
сказал:
"Мои овцы слышат Мой голос, / и Я знаю их, / они за Мною
идут,
Я дам им вечную жизнь, / и они не погибнут вовеки,
их никто у Меня не похитит.
То, что дал Мне Отец Мой, / больше
всего,
и этого у Отца никто не может отнять,
а Я и Отец одно".
Они снова схватили камни, чтобы побить Его.
Иисус сказал:
"Много добрых дел Я вам показал от Отца.
За которое из них вы хотите побить Меня?"
Они ответили Ему:
"Мы не за доброе дело хотим побить Тебя, а за кощунство,
за то, что Ты, человек, делаешь из себя Бога!"
Иисус ответил:
"А разве не написано в вашем Законе: "Я сказал: 'Вы
боги'"?
А Писание непреложно.
Если тех, к кому Бог обратил Свое Слово, Он называет
богами,
как вы можете Мне заявлять: "Ты кощунствуешь",
когда Я говорю: "Я Сын Бога",
Мне, кого освятил и послал в мир Отец?!
Если Я не делаю дел Отца Моего, тогда не верьте Мне!
А если Я делаю их, можете не верить Мне, но делам Моим
верьте!
И тогда вы узнаете и поймете, что Мой Отец
во Мне, а Я в Нём".
(Ин.10:27-38/*/)
*
* *
*Дух Святой
источник не только истины в Церкви, но и свободы.
«Где Дух Господень, там свобода»,
и истина для христианина неотделима от свободы;
свобода не может выражаться без стремления к истине
и истина не может быть воспринята без свободы.
Он же и их хранитель. /.../
«Дух дышит, где хочет»,
и канонические границы той или другой церкви для Него
явно не преграда.
Грехи нас всех уравнивают, они воистину «экуменичны».
Истинные добродетели тоже.
Если нам, православным, больше дано, чем другим,
то с нас больше и спросится, по Евангелию.*
(свящ. Филипп Парфенов)