вып. #3092 *<<не всё по Библии>>?* (1) / 23/V/14 (пт)
Реклама внизу и
вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой,
доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
22-May-2014 11:16
=рассылка *Мысли о вере
и Церкви*=
Христос воскрес!
> Почему у православных «не всё по Библии»?
> Нередко можно услышать упреки в адрес православных,
будто у них многое противоречит Священному Писанию христиан
Библии. К примеру, они молятся Богородице и святым,
а не одному только Богу, а также почитают иконы и называют
священников «отцами», хотя Библия запрещает это делать. Они исполняют
множество обрядов, о которых в Библии вроде бы нет
ни слова. Что же это значит: православные отказались
от Библии, заменив ее собственными изобретениями, которые они называют
«Преданием»? Давайте разберемся.
> Церковь, написавшая Библию
> Один православный священник в США рассказывал такую историю.
На улице к нему подошел проповедник и сказал: «Хотите,
я расскажу вам о Церкви, которая основана на Библии?»
На это священник ответил: «А хотите, я расскажу вам
о Церкви, которая написала Библию?» Его ответ может показаться
дерзким и надменным, но, если задуматься, он довольно точно отражает
то, какой Православная Церковь видит саму себя. Это не значит,
разумеется, что она полностью уравнивает апостольскую общину с тем,
что мы сегодня называем Православием. Нет, апостолы не носили
митры, не имели икон, не служили водосвятные молебны, и это
всем понятно. Но православные настаивают: они прямое и непосредственное
продолжение этой общины. Наша Церковь возникла не потому,
что кто-то когда-то прочитал Библию и решил, что теперь
ему нужно учредить такую-то организацию на таких-то принципах,
а потому, что в свое время Господь призвал Авраама, затем
Исаака, затем Иакова, и на каждом новом этапе Божественное
Откровение дополнялось и расширялось, затем записывалось
и так возникла Библия внутри этой Церкви, избранного Божьего
народа. Сегодня она продолжается в Православии.
> Преданием как раз называют вот эту живую связь эпох, а вовсе
не некоторую сумму обычаев и привычек, которые могут меняться
от века к веку и от народа к народу. Священное
Писание, то есть Библия, центральная и главная
часть этого Предания, с которой должно сверяться всё остальное.
> И всё-таки, почему же тогда у православных многое
«не по Библии»? Почему бы им не отказаться от того,
чего нет в Библии в явном виде?
> Прежде, чем начинать разговор об этом, постараемся точнее
определить, что именно мы имеем в виду. Во-первых,
в Православной Церкви, какой она существует на земле,
всегда было и будет немало искажений и нарушений идеала
Православия этого никто не скрывает. Приходя в Церковь,
человек не перестает быть несовершенным и часто совершает
такие поступки, которые противоречат учению этой самой Церкви. Но
такие искажения опровергаются и отвергаются самими православными.
Значит, об этом мы сейчас говорить не будем.
> Есть и другой вид несовпадений когда в современной
церковной или даже светской жизни появляются какие-то обычаи,
отсутствующие в Библии, но не противоречащие ей. Так, некоторые,
хотя и очень немногочисленные христиане, не считают возможным
праздновать дни рождения, поскольку единственный день рождения, упомянутый
в Библии, это торжество в честь царя Ирода,
на котором и отрубили голову Иоанну Крестителю. Конечно,
так, как Ирод, нам веселиться не стоит
но значит ли это, что мы вообще не вправе отмечать
дни рождений дорогих нам людей? По-моему, никак не значит.
Ведь очень многое в нашей жизни тоже не встречается в Библии,
но глупо было бы требовать от христиан отказаться от этих
признаков современной жизни, а равно и от обычаев и привычек,
которые не находят в Библии прямого подтверждения, но ни в чём
ей не противоречат. Они возникли позднее, в иных условиях,
ведь жизнь никогда не стоит на месте. Поэтому простота
и непритязательность апостольской молитвы постепенно превратилась
в пышность византийских обрядов точно так же,
как легким средиземноморским туникам пришли в нашем климате на смену
тяжелые зимние пальто.
> Словом, такие несовпадения мы тоже сейчас рассматривать
не будем. Поговорим о третьем роде несоответствий: когда
что-то в современной православной практике напрямую противоречит,
как кажется, велениям Библии. А таких моментов критики называют
немало: православные молятся не только Богу, но и умершим людям,
поклоняются их телам и изображениям, называют своих наставников
отцами, а еще… Впрочем, для начала хватит разберемся
хотя бы с этим.
> Глаза, руки и ноги
> Но прежде, чем обращаться к православным, давайте
посмотрим на всех христиан вообще. Много ли среди них людей с выколотыми
глазами и отрубленными руками и ногами? Немного, причем
они не сами сделали себя инвалидами. А ведь Христос ясно требует
в Евангелии: если тебя соблазняет глаз, рука или нога,
нужно избавиться от этой части тела, потому что лучше тебе увечному
войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну,
в огонь неугасимый (Мк 9:43-48).
Если понимать эти слова буквально, вывод остается только один:
взглянул на что-то непристойное выколи себе глаз;
пошел, куда не надо, немедленно отруби ногу. Конечно,
в жизни каждого человека такое бывает не единожды, и буквально
исполнить это нет никакой возможности. Так что нам стоит
задуматься какой смысл стоит за этими яркими
и запоминающимися словами, чему хочет научить нас Христос?
По-видимому, тому, что в борьбе с грехом не следует
себя жалеть, и на пути к Богу не обойтись
без самоограничений, порой очень болезненных и неприятных.
> Всем очевидно, что в Библии немало таких мест, которые
невозможно принять как непосредственное руководство к действию
во всех случаях жизни ведь Библия не инструкция
по пожарной безопасности, которой нужно следовать в соответствующей
обстановке без раздумий и колебаний. Нет, она, скорее, выстраивает
для человека некие основные ценности и приоритеты, которые
могут по-разному воплощаться в его повседневной жизни, и тут
уже ему самому приходится многое решать для себя. Ведь и Бог
ждет от нас не слепого фанатизма, а разумного и осмысленного
послушания.
> Вот с этих позиций мы и постараемся понять, как согласуется
практика Православной Церкви с библейским учением.
*После долгого спора встал
Петр.
– Братья! сказал он. Как вы знаете,
прошло уже немало времени с тех пор,
как Бог избрал меня среди вас для того, чтобы и
язычники
услышали из моих уст слова Радостной Вести и уверовали.
И Бог, знающий сердца людей, показал Свою
милость к язычникам,
даровав им Святой Дух, как и нам.
Он не видит никакой разницы между нами и ими,
потому что очистил верой их сердца.
Так зачем же вы теперь испытываете Бога,
раз хотите надеть на шею ученикам то ярмо,
которое было непосильным и для наших предков, и
для нас?
Ведь мы верим, что спасены одной только любовью
Господа Иисуса.
И они спасены так же!
Тогда всё собрание умолкло и стало слушать Варнаву и Павла,
которые рассказали, какие дивные знаки и чудеса
через них совершил Бог среди язычников.
Когда они умолкли, заговорил Иаков:
– Братья, выслушайте меня!
Симеон поведал нам о том, как Бог впервые проявил
Свою заботу о язычниках,
избрав из них народ, который будет носить Его имя.
С этим созвучны и слова пророков, потому что
в Писании сказано:
"И потом Я вернусь
и отстрою рухнувший дом Давида,
Я воздвигну его из руин,
Я отстрою его.
И тогда остальные все люди, и
язычники все
Господа будут искать,
ибо Я их призвал стать народом,
носящим Имя Мое.
Так говорит Господь,
возвестивший об этом издавна".
Поэтому я считаю: нам не следует обременять
язычников,
которые обращаются к Богу.
Мы должны послать им письмо и предписать им
воздерживаться от пищи,
принесенной в жертву языческим богам и ставшей
нечистой,
от разврата, от мяса удавленных животных,
а также от крови.
Ведь Закон Моисея издавна возвещается в каждом
городе
и каждую субботу читается вслух в синагогах.
Тогда апостолы и старейшины вместе со всей церковью
решили избрать из своего числа несколько человек
и вместе с Павлом и Варнавой послать их в Антиохию.
Они избрали Иуду, по прозванию Баршабба, и Силу,
людей, пользовавшихся у братьев авторитетом,
и написали письмо, которое те должны были передать:
"Апостолы и старейшины приветствуют всех своих братьев
из язычников
в Антиохии, Сирии и Киликии.
Как нам стало известно, кое-кто из наших смущает
и расстраивает вас
своими предписаниями, на что мы им полномочий не
давали.
Поэтому мы все согласились избрать несколько человек
и послать к вам вместе с любимыми нашими братьями
Варнавой и Павлом,
людьми, посвятившими жизнь служению имени нашего
Господа Иисуса Христа.
Итак, мы послали к вам Иуду и Силу, они то же самое
изложат вам на словах.
Святой Дух и мы решили не обременять вас ничем другим,
кроме следующих обязательных предписаний:
воздерживаться от употребления в пищу
того, что принесено в жертву языческим богам,
от крови и мяса удавленных животных, а также от
разврата.
Поступайте так, и всё будет хорошо. Будьте здоровы!"
(Деян.15:7-29 -
из апост. чтения пятницы)