> Ст.
14 Я передал им Слово Твое, и мир их возненавидел,
потому что они не из этого мира, как и Я не из этого
мира Так как это Весть святого, то есть
«иного», не принадлежащего к этому миру, Бога, то те,
кто ее принимает, сами перестают быть частью этого мира и принимают
на себя все последствия своей «инаковости». Иисус предупреждал
об этом учеников в 15.18-19.
Это не означает уход из мира в прямом смысле этого
слова. «Христианство никогда не должно было отрывать человека
от жизни, но его назначение в том, чтобы снабдить человека
силой бороться и применить его к жизни в любых условиях.
Оно не предлагает нам избавления от житейских проблем,
но дает ключ к их разрешению. Оно не предлагает покоя,
но победу в борьбе; не такой вид жизни, при котором
можно обойти все задачи и избежать всех бед, но такой,
при котором с трудностями встречаются лицом к лицу
и побеждают их. Однако насколько верно, что христианин
должен быть не от мира, настолько же верно и то,
что он должен жить в мире по-христиански, то есть «жить
в мире, но быть не от мира». У нас не должно
быть желания покинуть мир, но только желание приобрести его
для Христа» {У. Баркли, Толкование
Евангелия от Иоанна, том 2, с. 243.}.
> Ст.
15 Я не прошу, чтобы Ты забрал
их из мира Несмотря на то, что они
не из мира, они должны оставаться в мире. Ученики
были избраны Иисусом для того, чтобы они шли в мир
и приносили плод (15.16).
Но прошу: защити их от зла Здесь, несомненно,
отголосок Молитвы Господней (Мф 6.13).
От зла Возможно иное понимание: «от Злодея»,
то есть от дьявола. Ср. Дидахе 10.5: «Вспомни, Господь,
Свою Церковь, дабы избавить ее от всякого зла».
> Ст. 16
Они не из этого мира, как и Я не из этого
мира См. коммент. на ст. 14.
> Ст.
17 Посвяти их себе силой истины
Посвяти возможен перевод: «освяти», «сделай святыми».
Смысл этого слова перенесение из сферы профанного
и помещение в сферу божественного, отделение от мира
для Бога. В Библии глагол употреблялся, когда говорилось
о посвящении кого-либо на служение Богу (например, Аарон,
Иеремия). Посвятить силой истины значит то же, что очистить
словом Иисуса (15.3).
Истина это Слово Твое Это почти дословная
цитата из Пс 119(118).142 в греческом переводе. Истина
понимается как некая сила (ср. 8.32,
где истина освобождает). Здесь она означает и Слово Бога,
и Параклета, отождествляемого с Духом Истины.
> Ст. 18 И как
Ты послал Меня в мир, так и Я их послал в этот
мир Эти слова объясняют, что в данном
контексте означает посвящение Богу силой истины. Это не только
отделение от мира через очищение от греха, но и посланничество
в мир. Послал Прошедшее время глагола часто
употреблялось пророками, которые говорили о будущем событии
так, как если бы оно уже совершилось. См. 20.21.
> Ст. 19 Я себя посвятил
Тебе ради них, чтобы и они поистине стали Твоими Иисус объясняет смысл Своего посвящения Богу. Когда совершалось
жертвоприношение, жертвенное животное посвящалось Богу. Иисус приносит
себя в добровольную жертву за тех, кто Ему принадлежит.
Недаром многие комментаторы видят в этих словах Иоаннов вариант
установительных евхаристических слов. Посвящение Иисуса Богу дарует
спасение миру. Так и ученики, посвященные Богу, должны быть
отделены для того же спасительного служения.
[ В.Н. Кузнецова.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. Комментарий.
// М.: ОПУОПАМ, 2010. стр. 389-390,394-6
]