> Существуют совершенно разные подходы к проблеме зла,
проблеме Сатаны. Как верующий должен относиться к проявлению
Сатаны и диким зверствам, о которых мы знаем, что
они творились и творятся? Зло в какой-то степени
и в нас сидит внутри. Помимо молитвы — какой может
быть интеллектуальный подход, какое представление?
> У меня нет сомнения, что существует Дьявол,
что это реальная личность, а не просто как бы разлившаяся
по миру зараза. Я не верю, что зло может быть иначе
как личное, потому что если оно не личное, то оно сотворено
Богом, нет другого выхода. Это падшая тварь. Для меня совершенно
нет в этом проблемы, просто потому, что я это пережил
лично раз или два с такой силой, что никакого сомнения
нет.
> Когда лет в пятнадцать я впервые обнаружил, что Бог существует,
и начал молиться (мне подарили молитвенник, который я
с большим трудом читал, потому что по-славянски не умел
читать), я стоял на коленях, и был такой ужас: я чувствовал,
что надо мной вот так висит присутствие Сатаны и что-то
мне говорит (знаете, как в гоголевском рассказе о Вие):
не оглядывайся, только молись… Это же я переживал,
уже став священником, когда ежегодно в течение нескольких лет
совершал панихиду по одному определенному человеку, который
действительно был погружен в зло. Всякий раз, что я совершал
эту панихиду, было чувство, что вот-вот накинется, и что-то
мне говорило: молись, не поворачивайся, не думай
ни о чём, только совершай панихиду… Поэтому у меня
лично, как бы кровно есть убеждение в том, что существует
Дьявол, а не то что неопределенное зло.
> С другой стороны, вы наверно помните у Достоевского
слова старца Зосимы: "Не говори, что люди злы, —
люди хорошие, а нехорошо поступали". И я глубоко
убежден, что человек злой или творящий зло является жертвой
(так же как человек может заразиться какой-нибудь болезнью)
какой-то силы. Мы можем ненавидеть зло, мы можем с ужасом
думать о том, что такая мера зла овладела человеком, но не имеем
права сказать, что этот человек и зло совпадают, что он зол.
Есть высказывание французского писателя Сартра: мы не должны
говорить, что Иуда предатель, потому что он предал Христа, —
он предал Христа, потому что был предателем… Вот это ужас,
этого мы не имеем права говорить, потому что это означает,
что человек есть зло, то есть сатана, в конечном итоге.
Этого я не видел за довольно-таки долгую теперь жизнь.
Я видел людей самого разного рода и в мирное время,
и на войне, и я не встречал ни одного человека,
о ком можно было сказать: он совпадает с тем злом,
которое делает. В результате этого, когда мы встречаемся
со злом, мы можем смотреть на творящего зло как на жертву,
которая требует сострадания и молитвы.
> Как это объяснить человеку? Я думаю, что если
человек не знает чего-нибудь вовсе, ему не объяснишь.
Как действует зло в нас? Оно пользуется всем, что удобосовратимо
в нас, чтобы это совращать. Любая страсть, любое злое
чувство может быть вздуто.
> С другой стороны, я думаю, не всегда верно
упрекать сатану в том неладном, что мы делаем. Есть рассказ
в жизни кого-то из Оптинских старцев: он идет по дорожке,
видит, что на заборе сидит бес и болтает ногами. Старец
спрашивает: что ты делаешь? разве мало тебе работы на земле?
А бес ему отвечает: я теперь могу отдохнуть, люди
всю работу сами за меня делают. Есть тоже рассказ о том,
как монах варил яйцо на свече. Вошел игумен, монах в ужасе
уронил яйцо (потому что был пост, значит, не до яйца
было), пал на колени перед игуменом: бес меня смутил!
А из-за печки чертенок высунулся, отзывается: он врет,
батюшка, я никогда не видел, как варят яйцо на свечах,
и всё смотрел, что дальше будет.
"Никто, зажегши светильник,
не станет накрывать его горшком
или ставить под кровать.
Нет, его ставят на подставку,
чтобы входящие видели свет!
Ведь нет ничего тайного,
что не станет явным,
и нет ничего скрытого,
что не станет известным и не выйдет наружу.
Так присмотритесь к себе, как вы слушаете.
Ведь тому, у кого есть, Бог прибавит,
а у кого нет, у того и то,
что, как ему кажется, есть, будет отнято".
Однажды пришли к Нему мать и братья,
но не смогли из-за толпы пройти к Нему. Иисусу сообщили:
"Твои мать и братья стоят на улице, хотят Тебя повидать".
Но Он сказал им в ответ:
"Мои мать и братья — это те, кто слушает слово Бога и следует
ему".*