> Иконографический облик Христа окончательно формируется в период
иконоборческих споров. Параллельно формулируется богословское обоснование
иконографии Иисуса Христа, с предельной ясностью выраженное
в кондаке праздника Торжества Православия: "Неописанное
Слово Отчее из Тебе, Богородице, описася воплощаемь, и оскверншийся
образ в древнее вообразив, божественною добротою смеси. Но исповедающе
спасение, делом и словом сие воображаем"*.
Этот текст, принадлежащий перу святителя Феофана, митрополита Никейского,
одного из защитников иконопочитания в IX веке, говорит
о Боге Слове, Который через воплощение сделался "описуемым";
приняв на Себя падшее человеческое естество, Он восстановил
в человеке тот образ Божий, по которому человек был создан.
Божественная красота (слав. "добрoта"), смешавшись с человеческой
скверной, спасла естество человека. Это спасение и изображается
на иконах ("делом") и в священных текстах ("словом").
<....>
> Собственно иконой Бога, единственным допустимым,
с точки зрения православного Предания, изображением Бога является
икона Христа Бога, ставшего человеком. Непозволительно
изображение Бога Отца, в соответствии с учением Седьмого
Вселенского собора: "Почему мы не описываем Отца Господа нашего
Иисуса Христа? Потому что мы не видели Его... А если бы
мы увидели и познали Его так же, как Сына Его, то
постарались бы описать и живописно изобразить и Его (Отца)".
Непозволительно, с церковной точки зрения, также изображение
Святого Духа, за исключением того случая, когда Дух представлен
в виде голубя в контексте одного конкретного исторического
события Крещения Господа Иисуса Христа.
> Канонически недопустимой является икона так называемой
"Новозаветной Троицы", называемая также "Отечеством", на которой
Бог Отец изображен в виде седовласого старца, Сын
в виде младенца в круге, а Святой Дух
"в виде голубине". На неканоничность этой иконографии
указывал еще Большой Московскийсобор 1666-1667
годов. В 43 главе деяний этого Собора говорится: "отныне
Господа Саваофа образ не писать в нелепых и неприличных
видениях, ибо никто Саваофа не видел во плоти ,
а только по воплощении. Только Христос виден был во плоти,
как и живописуется ..." Собор с большой резкостью
осудил композицию "Отечество": "Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою
седа и единороднаго Сына во чреве Его писать на иконах
и голубь между Ними, зело нелепо и неприлично есть, ибо
кто видел Отца по Божеству... И Святый Дух не есть
существом голубь, но существом Бог есть, а Бога никогда
никто не видел, как и свидетельствует Иоанн Богослов Евангелист,
только на Иордане при святом крещении Христовом явился
Святый Дух в виде голубя, и того ради на том месте
и следует изображать Святаго Духа в виде голубя. А на ином
месте, имея разум, не изображать Святаго Духа в виде
голубя..."
> Несмотря на столь категоричный запрет, "Новозаветная
Троица" по-прежнему фигурирует на иконах и фресках во многих
православных храмах как старых, так и заново
восстановленных. Нередко встречается и изображение голубя в треугольнике
(или без треугольника), подразумевающее Святого Духа. Богословская
недопустимость подобных композиций обусловлена, по мысли отцов
Стоглавого собора, невозможностью описать неописуемое и изобразить
невидимое: такое изображение будет не чем иным, как плодом
человеческой фантазии.
> Упомянутые иконописные изображения не только не соответствуют
церковному канону: они таят в себе духовную опасность.
Эти образы могут создать у человека впечатление, будто
Бог Отец на самом деле "выглядит" как седовласый старец,
а Святой Дух как голубь. В данном случае полностью утрачивается
катехизический смысл иконы: она внушает ошибочное, ложное представление
о Боге, не соответствующее церковному Преданию. По мысли
святителя Григория Нисского, любое понятие, созданное нашим умом
для того, чтобы попытаться постичь и определить Божественную
природу, приводит лишь к тому, что человек превращает Бога
в идола, но не постигает Его. Образ же "Новозаветной
Троицы" как раз и является попыткой изобразить неизобразимое
при помощи плодов человеческой фантазии, тем самым превращая
Бога в идола, а богослужение в идолопоклонство.
> Единственным допустимым, с точки зрения Церкви, образом
Святой Троицы является тот, который наиболее известен по "Троице"
преподобного Андрея Рублева. Это весьма древний иконографический
тип мы встречаем его уже в римских катакомбах
виа Латина (II-III века), мозаиках
римского храма Санта Мария Маджоре (V век) и мозаиках
равеннского храма Сан Витале (VI век). Он восходит
к библейскому рассказу о явлении трех ангелов Аврааму,
то есть представляет собой иконографическое изображение конкретного
библейского события (хотя на рублевской Троице Авраам и Сарра
отсутствуют).**
> Мне не хотелось бы сейчас вдаваться в обсуждение
вопроса о том, какое Лицо Святой Троицы представлено каким
ангелом: на эту тему существует обширная литература[11].
Мне думается, что речь вообще не может идти об изображении
Лиц Святой Троицы: рублевская Троица это символическое
изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый
собор. Ведь и посещение Авраама тремя ангелами не было
явлением Пресвятой Троицы, а было лишь "пророческим видением
этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться
верующей мысли Церкви"[12]. В соответствии
с этим, и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец,
Сын и Святой Дух, а три ангела, символизирующие Предвечный
Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чём-то
сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие
догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами.
> Икона неразрывно связана с догматом и немыслима
вне догматического контекста. В иконе при помощи
художественных средств передаются основные догматы христианства
о Святой Троице, о Боговоплощении, о спасении и обожении
человека.
> Многие события евангельской истории трактуются в иконописи
прежде всего в догматическом контексте. Например, на канонических
православных иконах никогда не изображается воскресение Христово,
а изображается исход Христа из ада и изведение Им оттуда
ветхозаветных праведников. Образ Христа, выходящего из гроба,
нередко со знаменем в руках[13]
весьма позднего происхождения и генетически связан с западной
религиозной живописью. Православное Предание знает лишь образ исшествия
Христа из ада, соответствующий литургическому воспоминанию
Воскресения Христова и богослужебным текстам Октоиха и Триоди
цветной, раскрывающим это событие с догматической точки
зрения.
* Русский перевод (о. Амвросия
(Тимрота)): "Неизобразимое Слово Отчее / при воплощении
от Тебя, Богородица, изобразилось, / и осквернившийся образ
в первоначальном виде воссоздав, / с Божественною красотой
соединило. / И мы, исповедуя наше спасение, / делом и словом его изображаем"
(прим. редактора рассылки). ** См. подробно об иконографии Троицы во фрагменте
из кн. вл. Илариона "Православие", снабженном
здесь множеством иллюстраций: pravmir.ru/svyataya-troica-pyatidesyatnica-ikony-freski-mozaiki-8/.