19
Был некогда богач, одевался по-царски, и жизнь у него была
сплошной праздник. 20 И был нищий, весь
покрытый язвами,
его звали Лазарь. Он лежал у ворот богача 21
в надежде, что
ему достанутся куски, брошенные под стол. Прибегали собаки
и лизали его язвы. 22 И вот умер нищий,
и ангелы отнесли его
на небо, на почетное место рядом с Авраамом. Умер и богач,
похоронили его. 23 И в аду, в страшных
мучениях подняв глаза,
он увидел вдали Авраама и рядом с ним Лазаря. 24
Богач
закричал: "Авраам, отец! Сжалься надо мной, пошли ко мне
Лазаря, пусть омочит в воде кончик пальца и освежит мне язык.
Какие муки терплю я в этом огне!" 25
Но Авраам ответил:
"Вспомни, сынок, ты уже получил при жизни всё хорошее,
а Лазарь - всё плохое. Теперь он здесь утешился,
а ты страдаешь. 26 А кроме того, между
вами и нами пролегает
великая бездна: даже если кто захочет перейти отсюда к вам,
не сможет. И оттуда к нам никому не перейти". 27
Богач сказал:
"Прошу тебя, отец, пошли его в дом моего отца. 28
Ведь у меня
пятеро братьев. Пусть он предупредит их, а то и они попадут
в это ужасное место". 29 Авраам ответил:
"У них есть Моисей
и Пророки. Пусть слушают их!" - 30
"Нет, отец мой Авраам, -
сказал богач, - вот если кто из мертвых придет к ним, тогда
они перестанут грешить". 31 Но Авраам
сказал ему: "Если они
Моисея и пророков не слушают, никто их не убедит,
даже мертвый, вставший из гроба".
(Лк.16, перевод В.Н.Кузнецовой)
> Притча о Лазаре есть притча. Из неё так же
нельзя делать буквальных выводов о загробной жизни, как из предшествующей
притче о лукавом домоуправителе не стоит делать выводов
о жизни сей и о ведении бизнеса. Посадят! Тем не менее,
как в притче об экономе Иисус предполагает, что у слушателей
определённый образ дома есть, тут Он предполагает, что у слушателей
есть определённые представления о загробной жизни. Эти представления
не такие, как в ветхозаветных сочинениях. Прошло пять веков!
Тут уже вместо слова "шеол" употребляется "ад",
"гадес" слово греческое, но вошедшее в арамейский
язык. Более того, если "шеол" это серость,
это могила, в которой пребывает покойник (и дело, и душа
его, одинаково увечные), то "ад" это более
сложное пространство. Иосиф Флавий в "Беседе с греками
об аде" писал: "Ад есть подземная область,
куда не достигает свет этого мира. Эта область считается
местом заточения душ, где их стерегут ангелы, отправляющие им
временное наказание, в соответствии с тем, как поступал
и каков был нрав каждого". По Флавию, в аду
есть "область света" для праведников
"то место, которое мы называем лоном Авраамовым".
В аду есть и "вечная тьма". где грешники
оказываются "так близко к самому аду",
что чувствуют огонь. Но их не бросают в огонь
до дня последнего Суда. "Бездна утверждена между ними,
столь глубокая и обширная, что праведник, проникшийся к ним
состраданием, не может перейти на ту сторону, как и нечестивец,
решившийся на дерзкую попытку, не в силах пересечь
её" (цит. по: Баккиоки С. Бессмертие или воскресение?
Заокская семинария адвентистов: Источник жизни, 2004. С. 232).
> Совершенно
точно иллюстрирует это Надаль, рисующий и Лазаря с Авраамом,
и Адама с Евой. (Ева, кстати, нарисована бок о бок
с Адам точь в точь как Лазарь с Авраамом
и это тоже более точно, чем "на лоне", ведь речь
идёт о возлежании за трапезой). Вот тот "ад",
из которого "выводит" праведников Иисус. Перекличка
между Евангелием и Флавием достаточно велика, чтобы уверенно
сказать: учение о чистилище соответствует той картине, которую
мы видим в Евангелии. Богач именно в чистилище
в той части, которая примыкает к вечному огню, к "геенне
огненной", но сама геенной не является и выйти оттуда
после Христа возможно. Иисус не какой-то ханжа,
который напоминает об ужасах смерти, что взбодрить человека.
Мементо, мол, мори. Потом будет поздно! Да, Он звонит в колокольчик
и всё-таки главное Он не скажет, а совершит на кресте,
когда спасёт даже тех, кто не мог "перейти" из одной
части преисподней в другую, спасёт тех, кто не мементал
о мори, спасёт, потому что Бог хочет спасти всех нас,
ротозеев.