Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукаваго. Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь.
Отец наш на Небесах!
Пусть прославится Твое имя, 10 пусть придет Твое Царство,
пусть исполнится и на земле воля Твоя,
как на Небе. 11 Дай нам
сегодня насущный наш хлеб. 12 И прости нам наши
долги,
как и мы прощаем
тем, кто нам должен. 13 Не подвергай
нас испытанию,
но защити нас от Злого*.
* В версии РБО 2011 г. – "от Злодея".
> СУЩИЙ НА НЕБЕСАХ
> Бог есть дух. Он бесконечен, вездесущ, и, разумеется, мы не можем отвести Ему место в материальном жилище. Говоря, что Он пребывает на Небесах, мы используем один из образов, которыми так богато Священное Писание и которые необходимы, чтобы выразить божественные тайны человеческими словами.
> Утверждение,
что Бог есть Сущий "на Небесах", весьма существенно ввиду нескольких важных истин, о которых оно нам напоминает.
> Прежде всего оно говорит, что Бог бесконечно выше нас. Он превосходит человека и весь тварный мир. Он не является ни душой мира, ни совокупностью предметов, ни названием, придуманным для обозначения таинственных внутренних сил, управляющих вселенной. Он - Бог живой, Творец, радикально отличающийся от всего тварного бытия.
> Речь
здесь идет о несравненно большем, нежели простое интеллектуальное утверждение. Признание того, что Бог бесконечно превосходит всякое творение, вынуждает человека занять по отношению к Нему определенную позицию - позицию совершенного смирения, полной зависимости, позицию христианина, преклоняющего колени перед своим Господом.
> Однако правда и то, что Бог возжелал соединить Себя с человеком теснейшими узами. Будучи источником бытия, Он присутствует в каждом творении. Он ближе
нам, чем мы сами себе. Благодаря Его благодати и молитве Иисуса Христа, истинного Бога и Человека, мы удостоились стать причастниками божественного Естества. Он принес нам Себя в дар, и дар этот бескорыстен. Наши тела -храм Духа Святого, а сами мы - члены Тела Христова, ибо мы участвуем в жизни Иисуса. Конечно, этот дар и это "участие" не означают отождествления или смешения божественного естества с тварным. Даже когда мы соединены с Богом теснейшим образом, Он остается по отношению
к нам совершенно "иным". Так железо, раскаленное в огне, в определенном смысле становится частью огня, но не им самим. Не надо пытаться мерить Бога нашими мерками, приспосабливать Его к нашим нуждам или пользоваться Им. Напротив, мы должны предаться Ему, Богу живому и бесконечному, Огню поглощающему, чтобы очиститься и преобразиться в Его пламени.
> Говоря, что Бог есть Сущий "на Небесах", мы придаем всей нашей жизни
направление, выходящее за земные пределы. Тем самым мы отрываемся от чисто человеческого и материального, усматривал нашу цель и надежду в "мире ином": не в каком-то неопределенном месте, которое было бы более или менее усовершенствованным отображением мира сего, но в Боге живом, в высшем Совершенстве, которое превосходит всё, доступное человеческому воображению.
> Христианин может говорить, что Бог есть "на Небесах", еще в одном особенном
смысле. Этими словами мы исповедуем, что Господь Иисус Христос, Бог вочеловечившийся, пострадавший и умерший за нас, победил мир, воскрес, восстал из гроба и предстал перед Отцом в Своем человеческом естестве, в вечной славе Трех божественных Ипостасей. Христос "восшел на Небеса", тем самым указав нам наше истинное отечество и уже сейчас, от нашего лица, взяв его в достояние.
> Бог есть Сущий "на Небесах". Когда людям кажется, что на
земле торжествует зло, когда их угнетают страдание и несправедливость, пусть вспомнят, что все это прейдет. Во владении Бога, "на Небесах", всякое зло будет искоренено и повержено. И отдаленность физического неба, простирающегося высоко над землей, да будет знаком того, что высоко над нами есть божественная сила, владеющая нами, действующая среди нас и спасающая.