22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. 24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. 26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих. 33 Бывшие же в лодке
подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.
22
Сразу после этого Он велел ученикам сесть в лодку и плыть
на другой берег, не дожидаясь, пока Он отпустит народ.
23
Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы помолиться
в одиночестве. Когда наступил вечер, Он был там один. (24) А лодка
была уже в нескольких милях от берега, она боролась с волнами,
потому что ветер был встречный. (25) На рассвете
Иисус направился к ним Он шел по морю.
(26) Когда ученики увидели, что
Он идет по морю, они перепугались.
Это призрак! закричали они в страхе.
27
Успокойтесь, это Я! Не бойтесь! тотчас
заговорил с ними Иисус.
Тогда Петр обратился к Нему:
28
Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе по воде.
29
Иди, сказал Он.
Петр вышел из лодки
и пошел по воде, направляясь к Иисусу, (30) но,
ощутив силу ветра, испугался и стал тонуть.
Спаси
меня, Господь! закричал он.
31
Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал:
Маловер,
зачем ты усомнился?
32
Когда они вошли в лодку, ветер стих. (33) Ученики
в лодке склонились ниц перед Иисусом.
Ты воистину Сын Бога! сказали они.
34
Переплыв море, они вышли на берег в Геннисарете.
14.24в нескольких
милях от берега в самом широком месте озеро
достигало одиннадцати, а в длину девятнадцати километров.
В некоторых рукописях: "посреди моря". 14.25На рассвете
дословно: "В четвертую стражу", т.е. в период времени
между 3 и 6 часами утра. Римляне делили время с 6 часов
утра до 6 часов вечера на четыре равных промежутка, которые
назывались стражами. 14.34Геннисарет
от евр. Геннис`ар; так называется плодородная долина на западном
берегу озера. Возможно, там был и поселок с таким же названием.
> В воскресенье <...> в храмах Русской Православной Церкви читается рассказ о "хождении по водам": Иисус отправляет
учеников в плавание, остаётся один помолиться, а затем нагоняет их. Ученики "говорили: это призрак. И от страха вскричали" (Мф.14,26). Почти наверняка и кричал громче всех, и говорил про призрака Петр он всегда действовал словно от имени и по поручению остальных. Когда же Иисус повелел апостолам не бояться, тот же Петр сказал: "Если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде" (Мф.14,28).
> Поразительная
способность впрочем, характерная для всех людей ударяться из крайности в крайность: если уж разрешили не бояться, так надо теперь устраивать какой-то наглый аттракцион. Иисус, однако, не возразил. Примечательно, что Петр начал утопать, как говорит евангелист, потому что испугался сильного ветра не потому что потерял веру в то, что перед ним Иисус. Спаситель, однако, назвал ученика "маловером".
> Нет
отдельной веры в Бога и отдельной веры во всесилие Божие, нельзя крепко верить в Бога и при этом не верить, что Он поможет во всём, даже в смерти. И, конечно, если Бог говорит нам: "Это Я, не бойтесь" (Мф.14,27) это не означает, что надо вовсе не бояться Бога и быть с Ним наглым. Апостолы испугались ведь призрака: Бога не нужно бояться как боимся мы ветра, грозы, гиперинфляции и милиции, и прочих
земных и небесных сил, но Бога нужно бояться как Бога как Того, без Кого жизнь не жизнь.
* * *
> <....> именно в современном мире, где так много людей маргинализированных, живущих на пособия, люмпенизированных, не вполне вменяемых, которые в любом архаическом обществе быстро бы погибли от голода,
они не только живут, но часто живут лучше, по крайней мере материально, чем "работяги". Стрекозы теперь с полным правом исполняют победный танец над телами муравьёв. И это замечательно для человека как особи: он наконец-то свободен от материи. Наконец-то Бог нужен не для того, чтобы не утонуть нынче все могут по воде ходить, по воздуху летать то ли стихии уплотнились, то ли люди
разуплотнились, неважно, деньги как-то находятся. Бог нужен теперь только для того, чтобы за Ним идти, а по воде или по земле, неважно.
* * *
> Свящ. Александр Мень, говоря о буре, о хождении по водам, употребил слово, выражающее отсутствие воды: "очерстветь". Душа тонет, когда черствеет. Петр начал тонуть, когда привык к тому, что идет по воде,
забыл, что это чудо, что без Христа и земля зыбка. Привыкание часть добродетели, часть постоянства, но она же и часть уныния, часть разочарования, и привычка таит в себе разрыв с тем, что стало привычным. Есть черствость инерции, лени, пассивности. Есть и другая черствость: черствость с трудом завоеванного самоуважения, черствость с трудом заработанных денег, черствость с трудом обретенной безопасности. И более всего
эта черствость боится благодати которая без труда и поверх труда, которая к ленивым и к грешным так же, как к активным и праведным. Как дождь, который размачивает и глину, и бумагу. Чтобы ходить по земле, надо быть из праха земного. Чтобы ходить по воде, надо открыть себя воде Духа.