Учитель, что я должен сделать доброго, чтобы получить вечную жизнь?
17
Что ты спрашиваешь Меня о добром? Один Бог добр,
ответил ему Иисус. А если хочешь войти
в Жизнь, соблюдай заповеди.
18
Какие? спрашивает тот.
"Не убивай, не нарушай супружескую верность, не кради,
не давай ложных показаний", (19) "почитай
отца и мать" и "люби ближнего, как самого
себя".
20 Я все их исполняю, отвечает
юноша. Чего мне еще недостает?
21
Если хочешь быть совершенным, ступай, продай всё свое имущество и раздай
бедным. Тогда богатство будет у тебя на небе. А потом
приходи и следуй за Мной, сказал Иисус.
22 Юноша,
услышав эти слова, ушел опечаленный: он был очень богат.
23 А Иисус
сказал Своим ученикам:
Верно вам говорю, трудно богатому войти в Царство Небес. (24) Повторяю,
легче верблюду пройти сквозь
игольное ушко,
чем в Царство Бога войти богачу.
Для человека это невозможно, но для Бога всё возможно.
19.16Учитель в некоторых рукописях: "Добрый
Учитель". Получить вечную жизнь то же,
что "войти в Царство Бога".
19.17Что ты спрашиваешь Меня о добром? в некоторых
рукописях: "Что ты называешь Меня добрым?" Кроме
того, в ряде рукописей есть также слова: "Никто не добр,
кроме одного только Бога".
19.20
Очень многие были уверены, что люди способны исполнять Закон Моисея,
не нарушая его даже в мелочах (см. Лк
1.6; Флп 3.6). В ответе юноши нет
гордыни, так как он сам не удовлетворен и чувствует,
что для спасения ему необходимо еще что-то. Исполняю
в некоторых рукописях: "исполняю с юности".
19.24легче верблюду... верблюд самое крупное
животное на Ближнем Востоке. Вероятно, это пословичное выражение;
в Вавилонском Талмуде сохранилось похожее выражение, но там
говорится о слоне.
19.25
Удивление учеников вызвано столь резким отношением к богатству,
в котором обычно видели доказательство Божьего благоволения к человеку.
> "Что мне сделать для того, чтобы быть совершенным?"
- спросил Спасителя Христа богатый юноша. И Христос, как бы откликаясь на собственные слова "Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен", ему ответил: "Следуй за Мной" - не в том только смысле, что "Оставь позади все свои
земные заботы и иди среди толпы Моих учеников", но "Следуй за Мной всем
внутренним твоим строем, всем внутренним путем твоим, потому что Я - Путь, Я -
истина, Я - жизнь". Следуй за Мной... Но условие тому - оставить в стороне всё то, что составляет мнимое наше богатство, всё то, о чём мы говорим: "Это - мое".
Потому что Царство Божие - не царство собственников, Царство Божие - это Царство
любви, где никто не может ничего себе присвоить, ничего назвать своим, потому
что всё, всё, что мы имеем, всё, чем
мы являемся - ничто иное, как дар любви, Божией любви и любви человеческой к нам. Наше существование, жизнь, которая бьет ключом и в душах и в телах наших, и ум, и сердце, и живая воля, и дружба, и родные, и родина, и красота земли, и ужас, в который мы погружены для того, чтобы в него внести свет Божий и любовь
Божию - всё от людей и всё от Бога, - всё от любви.
> И в тот момент, когда мы хотим что-либо себе присвоить, сказать "это мое", мы выпадаем из Царства Божия, потому что то, что мы считаем своим, уже не дар
любви, а собственность. Если мы хотим быть совершенными, мы должны
высвободиться, вырваться из этого сознания, будто что-либо есть мое, для того
чтобы войти в тайну Божией и человеческой любви.
> Юноша, который обратился к Спасителю Христу, был богат земным имением,
имуществом. Может быть, кто скажет: «Но у меня же ничего нет!» Нет, не станем
обманываться. Каждый из нас гордится, кичится чем-либо, каждый из нас считает,
что у него есть нечто драгоценное, свое: у кого ум, у кого отзывчивое сердце, у кого красота, у кого дар речи, у кого ученость, у кого простота сердечная -
каждый из нас может в себе найти что-либо, что он считает своим собственным
даром, тем, что ему принадлежит исключительно, то, что является как бы его меткой. И каждый из нас должен отказаться от этого сознания - не отказаться с чувством нищенства, обездоленности, а с ликующим сердцем, что если это не мое,
то всё, что у меня есть, всё без остатка есть дар любви и свидетельствует
о том, что я Богом любим, и что я Богом любим и лично, и через обстоятельства жизни, и через людей. И тогда жизнь становится
действительно началом Царства Божия; и тогда мы можем следовать за Христом,
потому что о Христе мы знаем из всего Евангелия, из свидетельства апостолов, что
Он, богатый Божеством, сияющий славой, решил, захотел нас ради,
по любви к нам, обнищать, стать нищим, стать ничтожным, стать беспомощным, стать уязвимым, отдаться в руки людей. Он, Господь и Бог наш, захотел принять на Себя
образ рабский, образ слуги, образ обездоленного в обездоленном народе, среди обездоленных, нищих людей.
> И только так можем мы уподобиться Сыну Божию, Который является образом,
постижимым нам явлением Бога в Его любви, в Его смирении, в Его величии.
> Вот о чём нам говорит сегодняшний рассказ евангельский, вот к чему мы призваны:
и мы призваны быть совершенны, как Отец наш Небесный. Спаситель говорит:
«Никто не благ, кроме Бога». Но путь к этому один: уподобиться Христу, стать на Него похожими, идти Его путем, выбрать Его нашим путем, нашей истиной,
нашей жизнью, обнищать до конца, чтобы всё было Божие, чтобы не осталось в нас
ничего, кроме торжества Божественной благодати и жизни. Аминь.