> В рождестве девство сохранила
ecи,
во успении мира не оставила ecи, Богородице,
преставилася ecи к Животу, Мати сущи Живота,
и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
При рождении Христа Ты девство сохранила
и по смерти мира не оставила, Богородица:
к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни,
и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.
> Успение Божией Матери последний двунадесятый праздник
церковного года (15/28 августа). Ему предшествует двухнедельный пост.
> Из Нового Завета мы знаем, что Матерь Господа занимала
почетное место среди апостолов (Деян.1,14). Она жила в доме Иоанна
(Ин.19,27) в Иерусалиме. В дальнейшем следы Ее теряются.
Одни предания связывают конец Ее земного пути с Эфесом, куда переселился
Иоанн, другие указывают на Гефсиманию. И тут и там есть храмы, посвященные
Успению.{} Наиболее ранний апокриф, повествующий
об Успении, написан от лица Иоанна Богослова. Некоторые историки датируют
его V веком, но большинство относит на полтора века позднее.{}
Иерусалимский патриарх Модест (начало VII века) уже знал сказание
о том, что проводить Пречистую в последний путь собрались все Двенадцать апостолов. Святитель исповедует веру в Ее целокупное бессмертие,
наступившее до всеобщего воскресения. "Всеславная Матерь Начальника
жизни и бессмертия, Христа Спасителя нашего Бога, говорит он, Им оживляется, чтобы телесно разделить вечную нетленность с Тем, Кто вывел Ее из гроба и принял Ее к Себе образом, который известен
Ему одному".
> Поэтому кончину Богоматери окружает не печаль, а радость.
Смерть Ее лишь краткий сон, за которым следует воскрешение
и вознесение. Веру эту разделяют как Западная, так и Восточная церкви,
но у католиков (с 1950 года) она выражена в догматической формуле.
<...>
> О почитании Девы Марии в первохристианскую эпоху свидетельствует
надпись в одной из назаретских церквей II века, а также фрески
в катакомбах.
> Церковь с самых древних времен видела в Богоматери великую
Молитвенницу за человеческий род. Соучастницу в тайне Искупления.
Наименования Ее икон выражают глубокую веру в Ее покров, простертый
над миром. Она "Заступница усердная", "Нерушимая
Стена", "Всех скорбящих радость", "Целительница",
"Споручница грешных". Она прибежище всех матерей мира.
Она учит жить в совершенной преданности воле Небесного Отца. Та, Которая
среди испытаний "хранила в сердце" божественные глаголы,
являет нам образец верности, любви и служения.
> Кондак праздника:
> В молитвах неусыпающую Богородицу
и в предстательствах непреложное упование,
гроб и умерщвление не удержаста:
якоже бо Живота Матерь к животу престави
во утробу Вселивыйся приснодевственную.
В молитвах неусыпающую Богородицу
и в ходатайствах надежду непоколебимую
гроб и смертность не удержали.
Ибо Её как Матерь Жизни к жизни перенес
Вселившийся в Её чрево вечно девственное.
[ свящ. Александр Мень. Из кн. Таинство, слово и образ. (из главы 4) (здесь дополнено переводом песнопений на русский язык иером. Амвросия (Тимрота) messia.ru/r2/1/180.htm ]