Поздравляю с Пасхой –
воскресением Христовым
"западных" (т.е. всех тех, кто
уже ее встретил) христиан!
> Во имя Отца и Сына и Святого
Духа.
> Народ встречает Господа! Встречает Его с ветвями, приветствует
Его с радостными криками, а Господь едет со слезами
на глазах. Почему народ ликует, а Господь плачет? Потому
что Он плачет об их слепоте, об их неверности,
об их готовности предать Его каждую минуту. И так у людей
стало поговоркой: сегодня кричат "Осанна", а завтра
"Распни". Может быть, и в самом деле среди людей,
что так восторженно встречали Христа-Спасителя, были некоторые,
которые потом, через несколько дней требовали Его казни. Так шаток,
непостоянен, неверен человек. И поэтому Церковь нас призывает
встречать Его сегодня по-другому - с настоящей верностью
в сердце, как поется в нынешнем песнопении: "Днесь
благодать Святаго Духа нас собра, и все вземши крест свой,
глаголим "Благословен Грядый во имя Господне"+.
Заметьте, сказано не "вземши (не "взявши")
пальмы или ветви молодых деревьев" - а "все взявши
крест свой", - вот тогда глаголим "Благословен Грядый
во имя Господне". Значит, если мы не будем Его встречать,
держа свой крест, тогда наше ликование не будет для Него
радостью, а станет таким же источником слез, как было в евангельские
времена. "Взяв свой крест" - вот что мы должны
сделать, чтобы из любви к Нему идти навстречу спасающему,
отдающему Себя за нас Господу.
> А "взять свой крест" - значит разделить с Ним
Его труды, Его скорбь ради людей, Его любовь к людям
и Его терпение, ибо Он Спаситель, Он Страстотерпец,
Он есть Божия любовь к нам. "Взять свой крест"
- значит подражать Ему с твердостью, упованием, любовью, с готовностью
всегда трудиться друг для друга без ропота, без уныния,
с надеждой на то, что Господь идет сегодня, чтобы спасти
нас, принести нам спасение. И каждый раз, когда мы с вами
переживаем Крест Христов и ликуем на Пасху, мы снова
и снова живем в Божием спасении, которое есть наша жизнь,
наша сила, всё, чем мы стоим, всё, чем мы движемся
и дышим, начало и конец, альфа и омега - Христос, Спаситель
наш!
> Аминь.
> Великий Пост завершается в Церкви
двумя лучезарными, праздничными днями, лучше сказать неким
двуединым, двухдневным праздником. Это Лазарева суббота
день, когда вспоминаем мы воскрешение Христом Его умершего друга Лазаря,
и Вербное Воскресенье, когда мы празднуем торжественный
Вход в Иерусалим, совершенный Христом за шесть дней до предания
Его на страдания и крестную смерть. Словно прежде, чем вступить
в печаль и тьму этих страстных дней, прежде чем еще раз
стать свидетелями страданий Христовых, являет нам Церковь подлинный
смысл вольной Христовой жертвы, спасительной Его смерти.
> Христос был далек от Иерусалима,
когда умер Лазарь, и только спустя четыре дня пришел Он в Вифанию
и встретился с сестрами Лазаря Марфой и Марией и с плачущими
и скорбящими его друзьями. И вот в Евангелии от Иоанна
подробно рассказывается об этой встрече. Сначала разговор с Марфой
и Марией. Обе говорят Христу: "Господи! Если бы
Ты был здесь, не умер бы брат мой..." И Христос
отвечает: "Воскреснет брат твой!" И всё же, несмотря
на этот ответ, когда увидел Он сестер плачущих и пришедших
с ними плачущих иудеев, Он "Сам, пишет Евангелист
Иоанн, восскорбел духом и возмутился..." И вот
приходит Он к могиле и Сам плачет, и окружающие говорят:
смотри, как Он любил его. Христос приказывает снять камень, лежавший
на гробнице. И когда сняли камень, Он, по словам Евангелиста,
"воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон... И вышел
умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пленами..."
> В чём смысл этого события,
которое так светло, так радостно, так победно празднует
Церковь в Лазареву субботу? Как совместить печаль, слёзы Христа
и эту силу воскресить мертвого? Всем своим празднованием
Церковь отвечает на этот вопрос: Христос плачет потому, что в этой
смерти Своего друга Он созерцает торжество смерти в мире,
смерти, которой Бог не сотворил, но которая воцарилась и царствует
в мире, отравляя жизнь, претворяя всю ее в бессмысленное
чередование дней, неутомимо стремящихся к пропасти.
> И вот этот приказ: "Лазарь,
иди вон!" Это чудо любви, торжествующей над смертью,
это вызов смерти, это объявление ей войны Христом,
это утверждение, что разрушена, умерщвлена должна быть сама
смерть. И для того, чтобы разрушить смерть и ее тьму,
Сам Христос и это значит, Сам Бог, Сама
Любовь, Сама Жизнь сойдет во гроб встретиться со смертью
лицом к лицу и разрушит ее и дарует нам вечную жизнь,
для которой создал нас Бог. И на следующий день
вступает Христос в Иерусалим. Но вступает не так, как
он вступал часто и раньше: неузнанный, неизвестный, непризнанный.
Нет, теперь Он, Который никогда не искал ни власти, ни славы,
Сам как бы готовит Свое торжество. Он приказывает Своим ученикам
привести молодую ослицу, Он садится на нее и вступает
в город, предшествуемый толпой, детьми с пальмовыми ветвями
в руках. И эта толпа, и эти дети приветствуют
Его древним приветствием, с которым обращались только к царю:
"Осанна! Благословен приходящий во имя Господне! Осанна
в вышних! И потрясся весь град...",
пишет Евангелист. Эта толпа, эти пальмовые ветки, это гремящее
царское приветствие, эта ликующая радость что значит
всё это? И почему каждый год мы вспоминаем это событие
с такой же радостью, словно мы сами стоим на улице
святого города и ждем, и встречаем, и ликуем, и повторяем
всё те же слова, всё то же вечное "Осанна"? Это значит,
что, пускай только в одном, далеком ото всех нас городе,
но Христос был Царем, царствовал, был признан народом
как Царь! Да, Он учил о Царстве Божьем, о будущем
Своем воцарении.
> Но вот в тот день, за шесть
дней прежде Пасхи, Он явил Свое Царство на земле, открыл
его людям, призвал их, а с ними и всех нас, стать
гражданами этого Царства Христова, подданными этого смиренного Царя,
Царя без земной власти и без земного могущества, но всесильного
любовью.
> Мы живем в мире, в государствах,
отрекшихся от Бога, занятых только самими собой, дрожащих за свою
власть, силу, могущество, победы. И почти нет в этом мире
места Божьей любви, Божьему свету, Божьей радости. Но вот, в этот
единственный день в году, когда стоим мы в переполненных
храмах и поднимаем вербу и гремит опять это царское
Осанна мы говорим себе и говорим миру
и свидетельствуем: не умерло, не погибло, не исчезло
с лица земли Царство Христово, так ярко засиявшее в тот
день в Иерусалиме. Мы говорим Богу: Ты еси един Господь,
Ты наш единый Царь, и мы знаем и верим и утверждаем,
что победит оно, это Царство Твоей любви, Твоей победы над грехом,
над злом и над смертью, и что радости этой веры
никто не отнимет от нас. Пускай полагают люди все свои
надежды на силу и насилие, пускай верят только в пушки,
в тюрьмы и в страх. Пускай мучают других людей. Нет,
не устоит это царство насилия, зла и лжи. Рухнет, как рухнули
все прежние царства, как исчезли все прежние властелины.
А Твое, Господи, Царство пребудет. И настанет время, когда
любовью Своей Ты утрешь всякую слезу с глаз наших, растворишь
в Своей радости всякое горе, пронзишь светом вечности созданный
Тобою мир.
> В Вербное Воскресенье мы знаем,
что после этого торжества Своего Христос начнет восхождение к страданиям
и к смерти. Но свет, зажегшийся в этот день, будет
освещать и эту бездонную тьму. За крестом и смертью
взойдет заря неизреченной пасхальной радости. Вот смысл и сила
этих удивительных дней, когда, завершив пост, мы готовимся
следовать за Христом к Его вольной страсти, к Его победному
снисхождению в смерть, к Его преславному Воскресению
в третий день.